Валентина Шубникова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Мы в Мордовии живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию у детей чувства любви к Мордовии, своему городу – Саранску
Задачи:
Обучающие: расширить и углубить знания детей о достопримечательностях и государственных символах города Саранска; закрепить умение сравнивать, находить различия между городом и деревней.
Развивающие : развивать мышление, внимание, речь, память.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному городу, положительное отношение к культурному наследию мордовского народа.
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Мы в Мордовии живем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» «Речевре развитие», «Физическое развитие».
Методические приемы:
Словесный: беседа,, рассматривание, вопросы.
Наглядный: предметы быта, фотографии, кукла в национальном костюме.
Практический: Д/и «Собери герб Саранска», Д/и «Кубик-город», Д/и «Что кому нужно».
Материалы: изображение герба г. Саранск, куб с изображением памятников города Саранска; фотографии с изображения спортивных центров и зданий Саранска.
Раздаточный материал: вырезанные детали герба Саранска для самостоятельной работы.
Предварительная работа: знакомство с достопримечательностями Саранска
Ход:
В-ль: Мордовия моя!
Республика родная!
Леса твои бескрайние,
Озёра светло-синие,
Люблю тебя, Мордовия,
Моя непобедимая.
В-ль: Дети, к нам на занятие пришла мордовская кукла Алдуня. Она приготовила для вас интересные задания. Сегодня мы будем говорить о нашей малой Родине – о Мордовии. Скажите, почему она называется Мордовия? (ответы детей)
В-ль : Правильно, У каждой народности есть своя малая Родина, где люди разговаривает на своем родном языке. Мордовия называется так, потому, что основное население нашей республики по национальности – мордва. Мордовия является частицей нашей большой многонациональной России, где у каждого гражданина есть права. Одно из прав - право на жизнь. Мы можем выбрать себе место для проживания, решить, где нам жить в городе или деревне. Скажите, а где мы с вами живем (ответы детей)
В-ль Правильно, мы живем в городе Саранске. А вы знаете, чем отличается город от деревни?
Реб. : В городах большие многоэтажные дома, в деревне маленькие одноэтажные.
Реб. : В городах много улиц, дорог по которым ездят машины, троллейбусы, автобусы, а в деревне только машины и их мало.
Реб. : в городах есть заводы, фабрики, парки, театры, музеи, а в деревне этого нет…
В-ль - Действительно, Саранск- город. И как у всех городов у него есть свои символы. Какие символы есть у Саранска (флаг, герб)
В-ль: Давайте вспомним, какой герб у Саранска.
Игра «Собери герб Саранска».
В-ль. : А теперь посмотрите на картинку с гербом и проверьте, правильно ли вы сложили его. (дети сравнивают)
В-ль. : Саранск большой и красивый город, где много улиц, проспектов, площадей. У каждого есть своё название. У каждого дома есть свой номер. Квартиры тоже различаются по номерам. Благодаря этому человек может точно обозначить своё место на Земле, где он живёт. Это обозначение называется адресом. А вы знаете свой адрес? (ответы детей)
В-ль. : Для чего нужно знать свой адрес?
В-ль: Алдуня приглашает вас поиграть в куб. На его сторонах фотографии
изображены красивые здания города Саранска. Давайте расскажем о них.
Игра «Кубик-город»
В-ль. : Посмотрите, что изображено на этих фотографиях (спортивные объекты)
В-ль. : Для чего нам нужно заниматься спортом? Зачем нужны стадионы, корты? (В эти спортивные центры люди приходят заниматься спортом отдыхать, покататься на лыжах или посмотреть соревнования спортсменов)
Физкультминутка:
По Саранску мы идем. (Маршируют)
Звонко песню мы поем. (Покачивая головой вправо, влево)
Мы по улице шагаем. (Маршируют)
Ноги ровно поднимаем. (Выше колени поднимаем)
Делай шаг-раз, два.
Взмах руками - три, четыре.
Повертели головой. (Повороты головы)
Влево - вправо. Хорошо!
Прыгнем вместе высоко. (Прыжок на месте)
В-ль: А где ещё можно отдыхать в нашем городе? (В парке, в музее, в театре)
В-ль: Также - Саранск - город культурный, в нем множество театров, кинотеатров, музеев, библиотек (воспитатель выставляет на доску фотографии) Дети, что, прежде всего, показывают гостям в Саранске? (ответы детей)
В-ль: Конечно же, самые красивые места, достопримечательности и музеи.
- Какие музеи есть в Саранске? (Ответы детей) (Краеведческий музей, Музeй мордовской народной культуры, Музей военного и трудового подвига, Музее изобразительных искусств)
В-ль: - Какие вы знаете театры в Саранске? (Ответы детей) (Театр драмы и музыкальный театр, которые располагаются на театральной площади, Национальный театр, кукольный театр, центр «Крошка», кинотеатр «Победа».)
В-ль - Какие памятники вы можете назвать? (Ответы детей) (памятник адмиралу Ушакову, памятник - патриарху Никону, памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны «Мать – Мордовия», памятник «Семья», памятник А. С. Пушкину, памятник «Навеки с Россией»).
В-ль: Молодцы, дети. Но есть очень важное место, куда приводят всех гостей нашего города – это монумент «Мать Мордовия»
(Женщина в мордовском национальном костюме благословляет своего сына – солдата на защиты Отчизну).
В-ль: Где находится этот памятник? (Этот памятник находится на площади Победы. Перед памятником горит Вечный Огонь.)
В-ль - Дети, а вы знаете, что Вечный огонь никогда не угасает - такой же неугасимой должна быть память о войне, о тех, кто не вернулся с нее. За памятником на мраморных плитах написаны имена наших земляков, отдавших свои жизни в борьбе с врагом. Они защищали свой дом, деревню, где родились, город, в котором жили, любимую Мордовию и всю страну.
Дидактическая игра «Что кому нужно».
Летчик -Самолет
Моряк - Корабль
Солдат - автомат
Танкист - Танк
Пограничник - собака
Десантник - парашют
Моряк-подводник –подводная лодка
- Много еще замечательных и красивых мест есть в нашем городе. Саранск - это столица Республики Мордовия, культурный центр, а еще это наша родина, которую мы очень любили.
Итог занятия.
- Что для вас было самым интересным на занятии?
- Что было самым трудным на занятии?
В-ль: Алдуне очень понравились ваши ответы.
Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья.
Мы, твои дети, славим тебя!
Вот такими замечательными словами мы закончим наше занятие.
Используемая литература.
1. Мы в Мордовии живем : пример. регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011
2. Терехин А. Ф. Терешкин И. С. Достопримечательности Мордовии Саранск Мордов. кн. изд-во,1989.
3. Валдоня: Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия/ М-во образов. Респ. Мордовия. -Саранск:2001.
4. Хрестоматия к программе «Валдоня» Пособие для дошк. образов. учреждений Р М Авт- сост. Е. Н. Киркина- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004г