Елена Валерьевна Тимофеева
Конспект НОД по русскому народному декоративно-прикладному искусству «Сказочная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ «ДЕТСКИЙ САД №1 «ДЮЙМОВОЧКА»
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г. ВОЛХОВ
КОНСПЕКТ НОД
по русскому народному декоративно-прикладному искусству
в подготовительной группе
Разработан и реализован
воспитателем
подготовительной группы
Тимофеевой Е. В.
2020 г.
Тема: Сказочная гжель.
Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (гжельской росписью)
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по русскому народному декоративно-прикладному искусству „Сказочная гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Образовательные:
- Обобщить знания детей о народных промыслах : хохломской, городецкой, жостовской, дымковской росписи, посредством сенсорного экрана.
- Расширить знания детей о гжельской росписи.
- Вызвать у детей желание расписать посуду элементами гжельской росписи (почувствовать себя в качестве народных умельцев)
- Совершенствовать навыки работы с гуашью, развивать свободу и одновременно точность движений руки, плавность, ритмичность.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, фон, колорит росписи, элементы узора.
- Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
- Развивать усидчивость, внимание, память, аккуратность при работе с красками.
- Способствовать развитию детского воображения.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.
- Воспитывать любовь к русскому искусству.
- Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, помогать им.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, Художественно - эстетическое развитие, Социально - коммуникативное.
Форма работы: групповое
Предварительная работа.
- Знакомство с народными промыслами.
- Рассказ воспитателя о сказочной гжели (былина).
- Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них, историей гжельского промысла.
-Чтение и рассматривание книг, чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
- Знакомство с декоративными приемами рисования.
- Используя шаблоны, учились расписывать силуэты изделий.
- Рассматривание альбомов, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.
- Просмотр презентации «Гжель».
- Изготовление посуды с детьми, способом «Папье-Маше».
- Книги – раскраски «Народные промыслы».
- Рисование элементов гжельской росписи на круге.
- Дидактические игры: «Продолжи узор», «Чудо – узоры»
Методы и приемы:
- наглядные: рассматривание гжельской посуды (разнообразие форм и приемов, показ, элементы гжельской росписи.
- практические: дидактические игры: «Собери посуду», «Большой – маленький»; физкультминутка «Посуда», пальчиковая игра «Цветы». Самостоятельная роспись посуды; создание игровой ситуации, смена деятельности.
-словесные: беседа, пояснение, вопросы, художественное слово.
Материал и оборудование.
Для детей: посуда из папье-маше, гуашь художественная белого и синего цвета, кисти тонкие и толстые, пластмассовая палитру для получения различных оттенков синего цвета, ватные палочки, баночки для воды, салфетки, образцы элементов гжельской росписи(15х7)
Для воспитателя: Предметы декоративно-прикладного искусства «Гжель» (тарелка, ваза, сахарница, чашка, чайник, полотенце, сарафан и т. д., дидактическая игра «Собери посуду», мячик, руль, сенсорный экран, аудиозапись песни «Незабудковая Гжель».
1. Вводная часть. Мотивация.
Организационный момент
(Входит бабушка Федора печальная и вздыхает)
Воспитатель: - Здравствуйте. Кто вы? Что у вас случилось?
Федора:- Была у меня посуда самая красивая на Руси, а я её не любила, била, вот она от меня убежала, и пока убегала, она разбилась, раскололась на части. (Показывает «разбитую» посуду)
В: - Ну что, ребята, поможем Федоре? Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у неё разбилось.
Дидактическая игра: «Собери - посуду» (ребята за столами собирают из разрезных частей посуду)
В: - Какой предмет посуды вы собрали? (чашка, кувшин, чайник, блюдце, ваза)
- А из какого материала сделана эта посуда?
- А какая роспись на этой посуде?
(Гжельская)
- А как вы поняли, что это гжельская роспись?
В: Ну что Федора, справились ребята с заданием, помогли тебе?
Ф: - Молодцы, ребята. За то, что собрали мою посуду, я с вами поиграю. Хотите?
Дидактическая игра: «Большой - маленький»
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Большой – маленький», я буду по очереди кидать вам мячик и называть посуду, а вы будете называть ее ласково. Кто называет правильно, тот садится за стол. ( н-р: Чашка – чашечка и т. д)
2. Основная часть.
Работа с интерактивным экраном
На экране находятся разные народно – декоративные промыслы (городецкая, жостовская, хохломская, дымковская, гжельская).
В: - Ребята, вам нужно оставить только гжельские изделия, лишнее и убрать на подносы.
- Из чего сделана посуда, которую расписывают гжельские мастера? Значит посуда, какая?
- Кто расписывает такими узорами?
- А где живут и работают такие мастера, вы знаете?
В: - Хотите совершить путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений гжельских народных умельцев, в старинный городок Гжель?
Ф: - И я очень хочу с вами в путешествие.
В: - Ребята, возьмём Федору с собой?
- Как вы думаете, на чем туда можно добраться? (ответы)
- На чем бы вы хотели поехать?
(В зависимости от того, что выберут дети, один ребенок водитель, ему дают руль)
Звучит веселая музыка (физ. минутка)
В: - Мы приехали! Нас приглашают на выставку гжельских изделий. (Встречают девочки в русских народных костюмах, провожают детей к выставке)
(Дети подходят к столу с гжельской посудой, столы накрыты скатертью)
В: - Посмотрите, какое разнообразие гжельской посуды! Мастера изготавливают изделия и для торжественных случаев и на каждый день. (Дети рассматривают)
Ф: - Обыкновенная, казалось бы, чашка, но, сколько умения и старания вложил мастер для её украшения!
- А это что? (это ваза). Чем украшено её горлышко и донышко? Что располагается на самой широкой части вазы? (ответы детей). А это что? (гжельский чайник). Расскажите, какими элементами мастер украсил носик, крышечку, ручку и, конечно же, сам чайник (ответы детей).
В: - Ребята, а кто же из вас, глядя на нашу выставку, сможет назвать основные элементы гжельской росписи?
(Точки, штрихи, линии прямые и волнистые, цветы, капельки, бордюры)
В: - Гжельские узоры приятно рассматривать. Самый излюбленный узор - гжельская роза.
В: - Гжельские мастера для росписи своих изделий применяют синие и голубые цвета, ведь не зря гжельские изделия называют «Сине-голубое чудо».
4. Показ
В: - Давайте мы с вами на некоторое время превратимся в художников. Присаживайтесь за столы.
- Я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок. Рисую концом кисти – получаются тонкие линии.
- А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.
Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.
Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.
В: - Сейчас я предлагаю вам немножко размять пальчики, а потом приступить к работе.
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Наши синие цветки,
Распускают лепестки.
(Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно ракрывайте пальцы.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит.
(Покачивайте кисти рук)
Наши синие цветки
закрывают лепестки,
(Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)
Тихо засыпают,
Головой качают.
("Цветком" снова покачивается на ветру)
5. Практическая часть.
В:- Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски? (дуги, листья, завитки, сеточки).
В: - Кто хочет попробовать нарисовать элементы на песочном столе? (2-3 детей, на интерактивном экране.
(Воспитатель из корзины достаёт посуду, сделанную из папье-маше.)
В: - Есть у меня набор гжельской посуды (называет имеющиеся модели для раскрашивания, но только они белые, не раскрашенные. Поможете расписать их?
- Ну, тогда садитесь на свои места. Каждый может украсить свою чашку, блюдце или сахарницу, вазу любым узором из тех, что вы выбрали из таблицы или придумали сами. Однако в узоре обязательно должны сочетаться голубые и синие цвета. Можете закрыть глаза и представить, что вы смотрите на голубое небо, речку, луг.
6. Самостоятельная работа детей.
В: - А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству. Эта музыкальная композиция так и называется «Незабудковая Гжель».
7. Итог. Рефлексия.
В: - Ну вот, работа в мастерской закончилась, посмотрим, какие узоры у нас получились.
Ставьте работы на выставку, будем рассматривать.
- Как вы думаете, вы сегодня хорошими мастерами были? У вас получились прекрасные расписные тарелки, разные не повторяющиеся?
- Как называется роспись, которую мы использовали для украшения посуды? Испытывали ли вы трудности? Что было самым интересным? Какой элемент получился быстро? Ребята, кем вы сегодня себя почувствовали? А кому мы помогали? Благодаря чему мы справились с работой?
Ф: - Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
("Надуть" живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг.)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг.)
В: - Ребята, а может быть, кто-нибудь из вас подарит новую посуду бабушке Федоре?
Ф: - Спасибо, ребята.
В: - Только пообещай, что больше не будешь бить посуду.
Ф: Обещаю.
В: - Понравилось вам, ребята, быть гжельскими мастерами? А тебе Федора? Вернетесь еще сюда?
- А теперь пора возвращаться обратно (под русскую народную мелодию).