Татьяна Будникова
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Пеленашки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.
Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Методы и приемы реализации содержания занятия:
Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы (русский народный костюм; подарок один, а детей много, сюрпризный момент (появление домовёнка); постановка цели (изготовление куклы). Обсудить варианты и вызвать желание, и стремление к изготовлению тряпичной куклы; возможность высказать способы решения.
Публикация «Конспект НОД по ручному труду „Знакомство с народной куклой, Изготовление куклы Пеленашки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание игровой ситуации путешествие в прошлое; создание проблемной ситуации (необходимость изготовления куклы, чередование видов деятельности, дидактическая игра «Какая кукла?».
Приемы организации практической деятельности детей: продуктивная деятельность (изготовление куклы, игровая ситуация (выкладывание кукол в форме солнца).
Приемы оценки и самооценки: поощрение взаимопомощи детей, одобрение, похвала.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие (за счет постановки проблемной ситуации, формирования эмоциональной отзывчивости, взаимодействия воспитателя, героя и детей во время проведения образовательной деятельности)
Познавательное развитие (за счет обсуждения и рассматривания кукол – оберегов, знакомство с новой куклой, беседы)
Речевое развитие (за счет развития диалогической речи во время обсуждения и показа кукол – оберегов, дидактическая игра «Какая кукла?», закличка)
Художественно – эстетическое развитие (за счет изготовления куклы – Пеленашки)
Музыкальное развитие (за счёт фоновой музыки во время самостоятельной работы)
Возрастная группа: Дети подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Цель: Ознакомление и приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре.
Задачи:
Образовательные:
- Научить детей последовательному изготовлению куклы – Пеленашки.
- Ознакомить и расширить представления детей об истории русской народной куклы.
- Развитие коммуникативных навыков-обсуждение, высказывание.
Развивающие:
- Формировать у детей эстетический вкус; развивать творчество, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к народной культуре через образ тряпичной куклы.
- Дать ребёнку возможность ощутить радость от результата своего труда.
Планируемые результаты:
- Расширить представления детей об истории русской культуры.
- Познакомить с новым видом куклы - оберега.
- Изготовить куклу – Пеленашку.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности):
Для организации образовательной деятельности необходимы русские народные костюмы, костюм домового, декорации «Русская изба», сундук, готовые образцы куклы - обереги, схема изготовления куклы – Пеленашки, лоскуты ткани, шерстяные нитки, атласные ленточки.
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты:
- Беседы с детьми о куклах - «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы».
- Рассматривание иллюстраций «Игрушки из прошлого».
- Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин игрушек», «Дом», «Детский сад».
- Дидактическая игра «Из чего сделана?»
- Чтение художественной литературы - русская народная сказка «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», Н. Д. Телешев «Крупеничка».
ХОД:
1. Организационный момент.
Звучит русская народная музыка. Дети входят в группу. В. Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте)
В. Ребята, посмотрите, как мы с вами сегодня одеты?
Как обычно?
Как называется наш костюм?
Как вы думаете, почему мы сегодня так оделись?
Потому, что мы с вами, отправимся в путешествие, в то время когда люди жили в бревенчатых избах и носили вот такие костюмы.
Хотите отправиться в путешествие?
Для этого нужно сказать слова волшебные: «Вокруг себя повернись, в далеком прошлом «окажись».
Где мы с вами оказались? (В избе).
В. Правильно! Молодцы! В русской избе, а где же хозяин? Почему, он, гостей не встречает?
Из – за печки появляется растрёпанный домовёнок.
Домовенок:
Ой, ой, ой! Проспал! Опоздал!
Потерял! Все! Все!
Почему я долго спал?
Где сундук свой потерял?
В гости ждал к себе ребят
(Неожиданно поворачивается к ребятам)
- Ой! Они уж тут стоят
(Приводит себя в порядок).
- Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Меня Кузей называют,
Я в селе Фоки проживаю,
Охраняю ваш покой,
Очень я мастеровой.
Кто у меня побывает,
Тот многое узнает.
(грустно) Только вот, беда, какая,
Где сундучок мой, я не знаю?
В нем же разные изделия,
В нем такое рукоделье! (ищет)
В. Ребята, давайте поможем Кузе найти сундук.
Дети подсказывают, т. к. сундучок на видном месте.
Домовенок:
Вот в него я загляну, Что в сундучке всем покажу? (достаёт куклу)
Посмотрите, ребята, что это? (кукла)
- Правильно! А у вас есть куклы? Что вы с ними делаете?
Д. А моя кукла необычная.
В. Ой, Кузя, а наши дети знакомы с такими куклами. Ребята, посмотрите, как называется эта кукла? (Травница)
Молодцы! А почему она так называется?
Д. Правильно. А это, что за кукла? (Достаёт ещё одну куклу Крупеничку)
В. А эту куклу, почему так назвали?
В. Молодцы ребята, а ты Кузя всех своих кукол нам покажи, мы много о них знаем. (Домовёнок достаёт всех кукол: зайчик на пальчик, день и ночь, десятиручка.)
В. Ребята, как называют всех этих кукол? (Это куклы – обереги)
В. Почему их так называют? (Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.)
Ребята, из какого материала сделаны куклы? (из лоскутков)
Правильно. А если кукла сделана из лоскутков – значит это какая кукла? (тряпичная)
Если кукла будет сделана из дерева, то она будет какая?
А из соломы?
и. т. д. Игра на словообразование.
(из глины, из соломы, из резины, из пластилина, из тряпочки, из фарфора, из бумаги, из пластмассы, из стекла, из железа, из ваты)
Д. Всё – то вы знаете, а вот почему у кукол нет лица точно не знаете.
(они безликие, лицо кукле не рисовали, потому что в неё мог вселиться злой дух)
Д. Ну, удивили и об этом они знают!
2. Основная часть.
Д. Есть у меня ещё одна кукла, самая любимая. Это кукла – Пеленашка. Она свёрнута в маленький кулёчек. Такой куколкой не играли, её клали в колыбельку детям, чтобы они крепко спали и не болели. Её, я хочу вам подарить, чтобы она оберегала и защищала вас.
В. Ребята, нравится вам подарок? Спасибо Кузя за подарок такой хороший?
Д. Ну а мне, пора с вами прощаться. До свиданья детвора ждут меня ещё дела.
(Дети прощаются с домовёнком.)
В. Подарил нам Кузя Куклу обереговую, да только вот беда, кукла – Пеленашка одна, а вас посмотрите как много, как же быть, что делать? (варианты детей)
В. Ребята, а хотите, я научу вас делать такую куколку? (Да, хотим.) Здорово!
В. Я приглашаю вас в мастерскую, но чтобы нам туда попасть нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись в мастерской окажись».
А вот и волшебная мастерская.
Подходите вот сюда, к этому столу, я научу вас мастерить куклу – Пеленашку.
Ребята, для изготовления куклы мне понадобятся лоскутки и нитки.
Как вы думаете, почему здесь нет иголок и ножниц? (считалось, что кукла потеряет свою силу оберегать и защищать)Умнички!
3. Объяснение предстоящей работы:
1. Берём лоскут белой ткани, какой он формы? (прямоугольный) Скручиваем его вот так, трубочкой, получилась - скатка (показать).
2. Потом берём красную шерстяную ниточку и перевязываем скатку посередине, формируя куколке талию.
3. Теперь формируем голову. Красной ниточкой делим пополам верхнюю часть скатки. Что у нас получилось? (голова и туловище куклы)
4. Берём цветной лоскуток, какой он формы? (треугольной) Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подгибаем верхнюю часть - кромку лоскутка. Делаем складки с боков, концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле.
5. Чтобы нашей кукле было тепло, мы пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной) Положите на него куколку посередине так, чтобы голова немного выступала над тканью. Правый конец ткани оберните вокруг куколки, вот так. Теперь оберните куколке ноги, левый конец одеяла снова оборачиваем вокруг куклы. Получился вот такой кулёчек.
6. Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось? У нас есть цветная ленточка, которой я завязываю одеяло куколке. Вы можете завязать так, как вам нравится, и можете помочь друг другу.
Вот, кукла – Пеленашка готова! Вам нравиться?
Ребята, проходите, присаживайтесь.
(Дети проходят, садятся за столы, где заранее разложены лоскуты разноцветной ткани.)
В. Посмотрите, у нас есть схема изготовления куклы. Давайте вспомним,
- что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла? (скрутить лоскут ткани)
- Что надо сделать потом? (перевязать сначала талию, потом выделить головку)
- Что вы будете делать дальше? (завяжем платок)
- И в завершении? (запеленаем куклу в одеяло и перевяжем одеяло ленточкой)
В. Хорошо! Давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
(хлопают в ладоши)
Оля, Аня, Света, Нина,
И весёлая Марина.
(загибают поочередно все пальчики)
1, 2, 3, 4, 5
(разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате
Кукол всех пересчитать.
(хлопают в ладоши)
Сколько кукол – пять.
4. Практическая работа детей.
В. Приступайте к изготовлению куклы.
(Играет русская народная музыка, дети самостоятельно работают, опираясь на схему. Педагог по мере необходимости помогает детям.)
5. Итог занятия.
В. Я предлагаю вам сделать солнышко из наших кукол. Солнышко у русского народа – это тепло и добро (дети выкладывают солнышко по кругу).
Давайте вместе попросим солнце, одарить наших кукол своей теплотой и любовью.
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Наших кукол обогрей!
В. Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?
(она мягкая, теплая, добрая, красивая)
Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? Молодцы!
6. Рефлексия.
1. Где мы с вами сегодня побывали?
2. Чему мы научились?
3. Что для вас было самым трудным?
4. Какое сейчас у вас настроение?
Понравилось вам наше путешествие?
Ребята большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Я очень рада, что теперь у каждого из вас есть кукла – оберег Пеленашка.
Гостям спасибо за внимание!