Умерова Севиль Саитхалиевна
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Роспись дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе
МБДОУ Дрофинский детский сад «Берёзка»
Воспитатель: Умерова С. С.
Тема: «Роспись дымковской игрушки»
Цель: Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительно относиться к труду народных мастеров.
Задачи:
- Расширить эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции;
- развить чувство прекрасного;
Публикация «Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе „Роспись дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи;
- Закреплять эмоционально-положительное отношение к дымковскому искусству;
- закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольца прямые и волнистые линии);
- учить детей самостоятельно выбирать приёмы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать своё отношение к рисунку;
- помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки : яркость цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентироваться на подлинники, вызвать у детей желание расписывать игрушки.
-воспитывать уважение и интерес к народному промыслу.
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Лепка глиняной игрушки (лошадки, на занятии лепка.
Материал: Картинки дымковских игрушек, село Дымково. Силуэты дымковских игрушек, глиняные дымковские игрушки, краски гуашь, кисти, подставки под кисть, банки с водой, салфетки, ватные палочки, глиняные дымковские игрушки для росписи (вылепленные детьми на занятии лепка).
Ход занятия
Организационный момент: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними и поприветствуем друг друга.
Приветствие в кругу:
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются).
- Проходите, садитесь на стульчики.
- У нас у всех дома есть игрушки. Они сделаны из современных материалов. Каких? (пластмассы, резины, метала, меха).
- Но на ряду с ними до сих пор ещё пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки.
- Посмотрите как много игрушек у нас сегодня в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за игрушки? (уточка, конь, барышня)- это дымковские игрушки.
-Правильно ребята, а что же мы знаем об этой дымковской русской народной игрушке? (перед детьми картинки Дымковской слободы).
- Поглядите на картину, что за деревенька Дымково? (дети читают стихи о дымковском промысле и о Дымковской слободе).
1. И село родное люди «Дымково» назвали
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны и лепили там из глины.
2. Все игрушки - не простые,
А волшебно – расписные,
Белоснежны, как берёза,
Кружочки, клеточки, полоски.
3. Говорят о ней по всюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке,
Мы ведём сейчас рассказ.
Основная часть:
История возникновения дымковской игрушки.
- Давным – давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив горы Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымов много. Вот и прозвали то село Дымково.
- Здесь люди поселились умелые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.
- Глину собирали обычно весной и смешивали её с мелкими частичками песка из реки, много раз перемешивали, заливали водой и снова перемешивали. Готовую глину раскладывали на шарики, из которой и лепили потом игрушки.
- Когда умельцы лепили, главными помощниками у них были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастера убирали лишнюю глину, а мокрой тряпочкой приглаживали все неровности и шероховатости и получалась игрушка ровная и гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа.
Воспитатель обращает внимание детей на игрушки
- Ребята посмотрите на фигурки и скажите, что в них общего?
Дети: они белого цвета.
-Правильно, все игрушки белого цвета. Этот цвет получается от того, что обожжённые фигурки обмакивают в специальную смесь из молока и мела. Фигурки становятся белыми и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. Краски используют разного цвета. Какие?
Дети: красные, зелёные, жёлтые, синие, оранжевые.
- Красок у мастеров было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и весёлыми.
- Каждый элемент дымковской росписи что-то означал. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезда; волнистая линия – вода; прямая линия- дорога.
- Дымковские игрушки делают исключительно вручную. Как вы думаете с каким настроением лепили и разрисовывали игрушки наши мастера?
Дети: Игрушки лепили с хорошим, весёлым настроением.
- Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарку. Собирался там народ с разных мест на гуляние, а называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому, что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От их свистулек и пошло название гуляньям.
- Ребята вам понравился мой рассказ?
Дети: да!
Тогда давайте вместе разрисуем свои игрушки, различными орнаментами и сделаем праздник в дымковской деревне.
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь, сели, встали,
И на месте пошагали.
Практическая часть:
- А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели коней, которых мы слепили на занятии лепка.
- Мастерская открыта- проходим садимся за столы.
(Прикрепляю к мольберту нарисованные на листе бумаги силуэты лошадки, показываю и объясняю детям последовательность работы).
- Ребята посмотрите внимательно как я буду раскрашивать свою лошадку.
- С начало хвост, гриву, копыта- мы закрасим полностью чёрным цветом.
-Ребята, у этой игрушки ушки лошадки всегда раскрашивают разным цветом. Посмотрите на картинке.
- Где мы расположим узор? (вдоль ног, шеи, туловища)
- Какие узоры мы будем использовать? (круги, точки, кольца, прямые и волнистые линии)
- Печатаем круги и точки вдоль ног, шеи туловища.
- Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую. Предлагаю вам подумать, перед тем как вы приступите к работе, какие краски вы будите использовать, и каким узором будете расписывать свою игрушку.
Пальчиковая гимнастика:
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
- Теперь можно приступать к работе.
- Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.
-Дети расписывают глиняные игрушки по окончанию работы сделать общую картину «Дымковскую слободу».
Итог занятия:
- Ай да, Дымковская слобода у нас получилась! Настоящие дымковские игрушки!
- Да, ребята, слобода у нас получилась весёлая и дружная.
- На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый).
- Какие узоры изображаются на игрушке? (круги, кольца, точки, прямые и волнистые линии).
- Как называется село где делают эти удивительные игрушки? (Дымковская слобода).
-Из чего лепили игрушки? (из глины).
- Где обжигали игрушки? (в печи)
Молодцы ребята! Занятие наше окончено.