Нина Александровна Волкова
Конспект НОД по рисованию с детьми 5–6 лет «Тайны городецкой росписи»
«Знакомство детей 5-7 лет с городецкой росписью». Часть 1.
Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Тайны городецкой росписи».
Задачи. Вызвать интерес детей к городецкой росписи. Знакомить детей с характерными элементами, изобразительными средствами, этапами городецкой росписи. Формировать умение детей рисовать городецкий цветок – бутон. Упражнять детей в умение получать тёмные цвета с помощью затемнения, рисовать круги разных размеров, дуги. Закреплять навык работы с палитрой. Развивать эстетическое восприятие детей, чувство цвета. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Публикация «Конспект НОД по рисованию с детьми 5–6 лет „Тайны городецкой росписи“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материалы к деятельности.
На каждого ребёнка. Альбомные листы формата А-5. Гуашь красная, синяя, чёрная и белая. Кисти: плоская кисть № 6 – для подмалёвка, круглая кисть № 4 – для оттенёвки, круглая тонкая кисть № 2 – для оживки. Палитра, банка с водой, салфетки.
Картины из альбома «Городецкая роспись». Изделия с городецкой росписью.
Ход деятельности.
1. Беседа.
Беседа проводится в художественном центре группы, где на столах и стендах размещены изделия городецкой росписи и картины из альбома «Городецкая роспись».
— Дети, в страну Чудес приглашаю, с Прекрасным познакомить обещаю. Дети, есть на реке Волге старинный русский город Городец. Кто помнит, чем город этот знаменит?
— Много чудес в городе Городец, удивительные мастера живут в нём. Но более всего знаменит город городецкой росписью.
Дети рассматривают изделия с городецкой росписью и их изображения.
— Дети, какие изделия украшает городецкая роспись?
— Городецкая роспись деревянные изделия украшает, красотой всех удивляет. Дети, городецкую роспись изучаем, тайны росписи отгадаем. Какая городецкая роспись?
— Городецкая роспись – живописная, яркая, необычная. Много в городецкой росписи декоративных цветов.
— Роза, розан, купавка, ромашка, бутон, листья – это растительные элементы городецкой росписи. Дети, изделия городецкие внимательно рассмотрите, бутоны на изделиях найдите. Желающие дети показывают бутоны на изделиях с городецкой росписью.
— Дети, я открою вам тайны городецкой росписи.
Этапы городецкой росписи:
1. подмалёвок: рисуем светлой краской цветное пятно круглой формы;
2. оттенёвка: рисуем, носик и лепестки цветка более тёмным цветом;
3. оживка: рисуем белым цветом точки, дуги, капельки.
— Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Городецкая роспись».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Как богата наша страна Руки в стороны.
на чарующие чудеса. Ладони прижали к груди.
По стране шагаем, Ходьба на места.
чудеса замечаем. Руки на пояс, повороты головы вправо и влево.
Вот городецкие цветы, Наклон вперёд, руки вперёд, ладони вверх.
необычной красоты: Встаём прямо, руки в стороны, ладонями вверх.
Скромный бутон, Приседаем, руками обнимаем себя за плечи.
Таинственная купавка, Встаём, руки вверх, соединим пальцы рук.
Прекрасный розан, Руки в стороны, ладонями вверх.
Родная ромашка, Приседаем, руки вперёд.
Очаровательная роза Встаём, руки вверх, через стороны вниз.
Деревянные изделия украшают, Наклон вперёд, руки вперёд, ладони вверх.
Россию прославляют. Встаём прямо, руки на пояс.
2. Рисование.
— Дети, в студию вас приглашаю, чудо создать предлагаю.
Дети садятся за столы, где размещены материалы для рисования.
— Дети, вы желаете научиться рисовать городецкие цветы?
— Как вы думаете, что для этого нужно? Дети предлагают свои варианты
— Открываем мастер-класс. Как вы считаете, мы сразу начнём украшать деревянные изделия, или будем постепенно овладевать умением рисовать элементы росписи?
— Я согласно с вами, что нужно постепенно учиться мастерству росписи. Предлагаю начать с самого простого. Нарисуем цветок – Бутон. Бутон – это маленький цветочек, который ещё не раскрылся.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно на эту таблицу и расскажите, как мы будем рисовать бутон.
— Дети, выберете цвет бутона, красный или синий. Круг – основа цветка, рисуем красной или синей краской широкой плоской кистью. Это подмалёвок. Педагог показывает. Дети рисуют круг.
— Дети, что дальше?
— Второй этап – оттенёвка. Для оттенёвки нужна более тёмная краска. Дети, что нам делать, как нам быть, как тёмную краску получить?
— Правильно, дети! Затемнение помогает, чёрная краска выручает. Если в красную или синюю краску добавить немного чёрной, получится тёмно-красная или тёмно-синяя. Дети, вспомним секреты палитры.
Педагог обобщает ответы детей.
Секреты палитры.
1. На палитре смешиваем краски.
2. В центр палитры кистью кладём более тёмную краску.
3. Хорошо кисть промываем.
4. Светлую краску кистью в тёмную добавляем, хорошо перемешаем.
5. Для изменения оттенка добавим светлой или тёмной краски.
— Дети, на палитре смешайте краски. Не забывайте, пожалуйста, что чёрной краски нужно добавить очень мало, на кончике кисти.
Дети выполняют задание.
— Дети, не забываем, одной краской нарисовали, немного подождали. Краска высохла, тогда, новый цвет в рисунок добавляем, рисунок оттеняем. Ну, а если вы, друзья, поторопитесь, чуда не ожидайте, а грязь на рисунке вытирайте.
Когда краска на рисунке высохла, педагог показывает приёмы оттенёвки.
— Дети, тёмной краской мы рисуем носик и дугу внизу бутона. Носик, небольшой круг тёмного оттенка, рисуем круглой кистью. Дети, обратите, пожалуйста, внимание, что носик у бутона можно нарисовать, вверху большого круга или сбоку. Педагог показывает.
— Дуги рисуем круглой кистью. Вначале дуги слегка прикоснёмся к бумаге кончиком кисти и проведём тонкую линию; к середине дуги сильно нажмём на кисть, а завершим дугу тонкой линией.
Педагог показывает. Дети выполняют оттенёвку бутона.
— Дети, что дальше?
— Третий этап – оживка. Дети, какой краской мы оживляем цветок?
— Дети, не забываем, одной краской нарисовали, немного подождали. Краска высохла, тогда, новый цвет в рисунок добавляем, рисунок оживляем. Ну, а если вы, друзья, поторопитесь, чуда не ожидайте, а грязь на рисунке вытирайте.
Когда краска на рисунке высохла, педагог показывает приёмы оживки.
— Белой краской рисуем дуги и точки. Точки рисуем круглой тонкой кистью, кончиком кисти легко прикасаемся к бумаге. Педагог показывает. Дети выполняют оживку бутона.
3. Заключительная часть.
Выставка детских рисунков (на одном столе, или стеллаже, или на доске)
— Прелестно! Дети, какие необычные яркие цветы – городецкие бутоны, вы нарисовали! Какой бутон вам понравился? Почему?
Педагог выслушивает ответы детей, отмечает наиболее яркие, выразительные бутоны.
— Чудесно, дети! Тайны городецкой росписи узнали, чудо создали, городецкий бутон нарисовали.