Смолянова Елена Алексеевна
Конспект НОД по рисованию «Осенняя береза» для детей старшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать учить детей рисовать березу.
Задачи:
Образовательная: учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными черточками и полосками, тонкие изогнутые ветки, закрепить навыки рисования тонких изогнутых линий, осеннюю окраску листвы, совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной технике рисования).
Развивающая: развивать эстетическое восприятие, плавность линий, зрительное внимание, развивать творчество детей.
Публикация «Конспект НОД по рисованию „Осенняя береза“ для детей старшей разновозрастной группы» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Рисование
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательная: воспитывать любовь к природе, русской красавице - березке; воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, неторопливость; воспитывать умение слушать своих товарищей.
Ход
У воспитателя в руках закрытая шкатулка с осенними листьями (дети стоят полукругом).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы узнать кое-что новое и интересное о давно знакомом нам дереве. А как вы думаете, что лежит в моей шкатулке? Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку:
Растут-зеленеют,
Упадут-пожелтеют,
Полежат-почернеют. (Дети отвечают – листья)
Воспитатель: Правильно, это листья. Давайте их рассмотрим. Какие они? На что похожи? А как вы думаете, с какого они дерева? (дети рассматривают и описывают осенние листья березы). Молодцы, ребята – это листья березы.
Воспитатель: (дети присаживаются). А сейчас я вам расскажу, что береза является неофициальным символом нашей страны. В старину Россию называли по-другому, Русь. Русь, ребята – это значит светлое место. Жили на Руси люди со светлыми волосами, голубыми глазами и они очень любили это светлое дерево – белоствольную красавицу - березу. Весной березы сбрасывают истрепавшийся за зиму верхний слой коры, она белеет, становится гладкой и шелковистой.
Воспитатель: Кто из вас знает, как называется кора березы? Правильно, береста. На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит, в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева, а сам белый цвет не дает ему нагреваться. Особенно красивы березы во время цветения в мае. На кончиках березовых ветвей одновременно с листьями появляются длинные сережки – это такие крупные соцветия. На одних деревьях они желтые, а на других – зеленоватые. Ветер подхватывает золотую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые (воспитатель показывает иллюстрации с изображением молодых листочков и березовых сережек).
Чтение воспитателем стихотворения о березе
За окном березки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Легким покрывалом.
А весна настанет –
Вновь весят сережки,
Ветви украшают,
Как на платье брошки
Воспитатель: Березы очень любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянках, вырубках. Живет береза 150 – 180 лет. Русская береза хороша в любое время года! Это замечали русские поэты, художники, фотографы, которые запечатлели всю эту красоту для нас с вами. Давайте просто полюбуемся всей этой красотой (рассматривание репродукций картин русских художников, фотографий на фоне осенних пьес из цикла «Времена года» П. И. Чайковского).
Воспитатель: Ребята, давайте выйдем из – за столов и «прогуляемся». Динамическая пауза: «Мы березку посадили» (на фоне русской народной мелодии).
Мы березку посадили, (выпрямиться) Мы водой ее полили, (руки согнуть к плечам, ладонями вперед) И березка подросла, (потянуться) К солнцу ветки подняла (руки поднять вверх) А потом их наклонила (руки вниз, спина прямая) И ребят благодарила (поклоны головой) Дети садятся за столы.
Воспитатель: С давних пор считалось, что если подойти к березе, обнять ее, прижаться, то она вылечит, заберет всю вашу тревогу, грусть, обиды, боль. И за это ее свойство люди тоже березу почитали. Ребята, а давайте скажем о березе красивые и добрые слова (стройная, кудрявая, белоствольная, красивая, щедрая, золотая).
Воспитатель: Осенью береза начинает желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу. Порывистый ветер налетает, гнет дерево, треплет его ветви, срывает листья. Они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю! Мы прошли по нашему участку детского сада и собрали березовые листья. И вот они оказались в этой шкатулке.
Воспитатель: А теперь, ребята давайте вспомним, как рисовать дерево (у детей на столах лежат карточки, на которых изображены части дерева. Нужно назвать части дерева и разложить их в правильной последовательности.
Воспитатель: Хорошо. А теперь посмотрите на эти (картинки с изображением березы, тут тоже изображено дерево. Какое это дерево? Правильно, береза. А как вы поняли, что это именно береза? (дети отвечают). Кто хочет рассказать, как мы будем рисовать ствол? (снизу вверх, положив кисточку на бок и постепенно отрываем ее). Какой кисточкой мы будем рисовать ствол? (толстой) Какие у березы ветви. (Изогнутые) Как будем рисовать изогнутые ветви? (От ствола вверх, закругляем, вниз). Какой кисточкой мы будем рисовать ветки? (тонкой)
Воспитатель: Все правильно. Березу мы начинаем рисовать со ствола. После того, как ствол будет готов, приступаем к рисованию веток. Не забудьте про черные черточки и полоски на коре. Какой кисточкой лучше нарисовать черные черточки? (тонкой). И помните, что их лучше нарисовать в конце работы. Рисовать листочки мы будем желтой краской с помощью ватных палочек (техника рисования - набираем на ватную палочку краску нужного нам цвета, ставим ее вертикально по отношению к листу и делаем примакивание) Краска должна быть достаточно густой, не лейте много воды.
Дети приступают к рисованию ствола и веток березы с осенними листьями (на фоне осенних пьес из цикла «Времена года» П. И. Чайковского).
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы нарисовать черные места на коре рисунку нужно дать подсохнуть. Пока рисунок сохнет, давайте с вами проведем пальчиковую гимнастику:
Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)
Сколько листиков собрали
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")
Воспитатель: Молодцы, а теперь приступаем к рисованию черных черточек и полосок на бересте.
Когда рисунки будут готовы, предлагаю детям вспомнить какое дерево мы с ними нарисовали. Уточняем, что значит «золотая береза».
Дождь холодный моросит,
Листья опадают,
Осень золотым ковром
Землю укрывает.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы нарисовали красиво свои осенние золотые березки, они у вас получились очень яркими и красочными. Вместе с детьми вывешиваем готовые работы на демонстрационный стенд.