Татьяна Фалилеева
Конспект НОД по рисованию гуашью и кистью для детей старшей группы «Домовая роспись народов Забайкалья»
▼ Скачать + Заказать документы
Фалилеева Татьяна
Конспект НОД по рисованию гуашью и кистью для детей старшей группы на тему «Упражнения в рисовании элементов Домовой росписи народов Забайкалья».
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект НОД по рисованию гуашью и кистью для детей старшей группы „Домовая роспись народов Забайкалья“» размещена в разделах
- Гуашь. Рисование гуашевыми красками
- Забайкальский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Используемые технологии: личностно-ориентированные, здоровье-сберегающие, игровые.
Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с Домовой росписью народов Забайкалья и ее историей;
- учить видеть красоту, своеобразие в изделиях мастеров, развивать художественный вкус;
- Вызвать желание овладеть навыками в рисовании по мотивам Домовой росписи;
- учить детей видеть и выделять элементы росписи;
- познакомить детей с элементами узора «Растительный мотив», обучить приемам их рисования;
- упражнять в рисовании элементов узора «Стебель»: «Бутон», «Листья», «Агашка»; «Точки».
- учить детей сочетать обычный способ рисования с не традиционным.
Материалы и оборудование:
Выставка предметов мастеров Домовой росписи; запись песни «Была у пана курочка»; таблицы поэтапного изображения основных узоров Домовой росписи «Стебель»: «Бутон», «Листья», «Агашки», «Точки». Иллюстрации изделий с Домовой росписью; полосы бумаги с уже нарисованными образцами растительного мотива, кисти № 1, ватная палочка, гуашь, баночки с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые, дидактическая игра «Угадай – ка!»
Предварительная работа:
Знакомство с произведениями Домовой росписи; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров; рассматривание альбомов; чтение стихов, книг, посвященных Домовой росписи; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», «Угадай-ка».
Ход НОД:
(Группа украшена иллюстрациями Домовой росписи, на столе стоит расписанные умельцами Забайкалья предметы быта).
1. Организационный этап
Воспитатель.
Походите, да поглядите, какие здесь предметы собраны. Все эти предметы расписаны мастерами-умельцами волшебными узорами.
(Звучит фонограмма песни «Была у пана курочка», дети рассматривают выставку).
2. Основной этап
Воспитатель. Давным-давно, почти 300лет назад из Польши и Белоруссии по указу императрицы старообрядцы были высланы в Забайкалье. Так у нас в Бурятии и появились старообрядцы. Они к нам прибыли целыми семьями и поэтому их стали называть «семейские».
Семейские на протяжении веков сумели сохранить и донести до нас культуру и традиции своих предков. И самая яркая традиция - это Домовая роспись.
Они украшали свои дома, усадьбы и разные предметы быта (туески, посуду, прялки, гребни, кадки для воды и мебель). Домовая роспись необычайно яркая и самобытная.
Краску для росписи семейские женщины готовили сами из олифы, яиц и конопляного масла. У каждой мастерицы был свой секрет изготовления красок.
У каждого цвета своя тайна: Белый цвет дом свежестью наполнял, пространство горницы расширял. Красный цвет на Руси символ красоты. Серый – цвет повседневности и простоты.
Посмотрите ребята на эти предметы быта
Предметы эти – не простые,
А волшебно-расписные.
Блюда, ложки, сундучки
Так прекрасны, хороши!
- Какие цвета используются в росписи предметов?
- Еще раз, ребята, посмотрите, какие узоры нарисованы на предметах?
Дети. Веточки, цветы, бутоны, дужки, зигзагообразные линии.
Воспитатель. Основная особенность Домовой росписи семейских Забайкалья заключается в тесном переплетении геометрических узоров с растительной тематикой.
-давайте с вами вспомним, с какими узорами Домовой росписи мы уже знакомы?
Дети. - Круг, дужки, крестик, капелька, косачи.
(показ плаката с элементами)
Воспитатель. А какой узор можно нарисовать с помощью элемента «крестик»?
Дети. Цветок
Воспитатель. А вы, ребята, хотите создавать такие красивые узоры?
Дети. Да.
Воспитатель. Для этого нам надо поупражняться в их рисовании.
Но сначала немного разомнемся.
Физкультминутка
Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули 3 раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом ещё другой!
Закричали все – «Ура»!
А теперь и сесть пора.
Воспитатель. А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым растительным узором – «веточки».
Давайте внимательно посмотрим на иллюстрации.
Это веточка, она состоит из нескольких элементов: «Стебель", «бутон», «листья». Для придания яркости и живописности изображения каждого «бутона», «листьев» и в целом веточки используют «агашки» и «точки».
Сегодня мы с вами научимся рисовать эти элементы узора.
Посмотрите внимательно, какие цвета вы видите в этом узоре?
Правильно, одна веточка нарисована тремя разными цветами (синий, зелёный и красный).
Ребята, чтобы точки получились красивые и ровные, мы будем использовать ватные палочки. Ватную палочку надо держать строго вертикально, чтобы все точки получились кругленькие и красивые. А в старину семейские мастерицы пользовались «тычком». «Тычок» - это небольшая палочка или прутик с намотанной на неё тряпочкой или ватой.
Начнем наши упражнения с рисования стебля.
У каждого из вас есть полосы бумаги с уже нарисованными образцами веточек, вам надо продолжить рисунок, нарисовав веточки до конца полосы.
Сначала нарисуем «стебель». Для этого кончиком кисти нарисуем три изогнутые линии одного цвета.
Молодцы, замечательные получились стебли.
А теперь приступим к рисованию «листьев». Набираем краску того же цвета, каким рисовали «стебель» и прижимаем кисть к поверхности листа.
Теперь нарисуем «бутон». «Бутон» – это нераскрывшийся цветок каплевидной формы. Рисуем капельку кончиком кисти и аккуратно закрашиваем краской того же цвета, что и «стебель».
Повторяем рисунок, но уже используем другой цвет.
Молодцы ребята, у всех получились красивые веточки!
- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы Домовой росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Проводится дидактическая игра «Угадай – ка!»
Ну вот наши веточки подсохли, теперь украсим их «агашками». Агашки рисуем поверх «листьев» и «бутона». Для этого на кончик кисти наберём белую краску и нанесём тонкие штрихи.
Ну а теперь точки! Ватную палочку обмакните в красную краску и натыкайте точки с обеих сторон веточки.
Точки красиво рассыпаются и придают узору яркость и живописность. Молодцы, у всех получились красивые веточки.
3. Заключительный этап
А теперь давайте полюбуемся, какие у нас получились замечательные узоры.
Воспитатель задает вопросы детям:
- с каким узором Домовой росписи вы познакомились?
- какие вы знаете элементы узора «Веточка»?
- Что больше всего понравилось, почему?