Светлана Чимитова
Фотозарисовка «Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ»
▼ Скачать + Заказать документы
Посетить этнографический музей, что находится на Верхней Березовке в Улан-Удэ, я хотела со своей дочерью. Ведь современная молодежь музеи как-то не особо жалуют, мотивирую тем, что всю интересующуюся информацию можно найти в интернете. Но интернет есть интернет, а в музеях можно все воочию увидеть и при возможности потрогать. Когда мы приехали на место, то Нюша не пожалела, что пошла со мной на экскурсию.
Публикация «Фотозарисовка „Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ“» размещена в разделах
- Забайкальский край
- Музейная педагогика в детском саду
- Республика Бурятия
- Улан-Удэ, мой город
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Недалеко от входа был разбит «Археологический комплекс», состоящий из памятников истории Забайкалья Бронзового и Железного веков.
«Оленный камень»
Был найден около села Агинское Забайкальского края. Рисунок трех оленей выполнен в скифо-сибирском зверином стиле на сланце в технике точечной выбивки художником Бронзового века в II – I тысячелетия до нашей эры. Памятник связан с погребальным обрядом плиточных могил.
Какую тонкую и трудоемкую работу выполнил мастер, не имея под рукой современные инструменты. Интересно, сколько же времени ему понадобилось, чтобы изготовить этот памятник? Тут точно подходит фраза «сделано на века»!
«Плиточная могила»
Была найдена в местности Учирово в республике Бурятия. Памятник относится к разряду крупных плиточных могил эпохи поздней бронзы I тысячелетия до нашей эры, выполнен из гранито-сиенитов. Он характеризует погребальный обряд ранних кочевников-скотоводов периода расцвета бронзолитейного производства.
«Большой и малый сторожевые камни»
Были найдены в Хоринском районе республики Бурятия. Памятники выполнены из гранито-сиенитов в поздний Бронзовый - Железный век (в IV веке до нашей эры) и служили у кочевников, как ритуальными «сэргэ» - коновязями.
«Керексур»
Курган – могильник Улзыт был найден в 1986 году А. Д. Цыбиктаровым в Кяхтинском районе республики Бурятия, был выполнен из гранита в Бронзовом веке в конце II – начале I тысячелетия до нашей эры.
Находясь среди памятников древности, перед глазами встает картина из прошлого, как по бескрайней весенней, благоухающей степи несется во весь опор молодой всадник на низкорослом, с полудиким нравом жеребце. Его смуглое, скуластое лицо открыто ветру, в узких черных глазах плещется восторг от пьянящего чувства свободы. Закончилась долгая вьюжная зима! Верный гнедой друг понимает и разделяет это чувство, его ноги сами летят вперед, отстукивая копытами первобытный ритм, невольно заставляя друга петь, необычным гортанным голосом, незатейливую песню о весне, о жаворонках, о любимой девушке…
Но следующие экспонаты комплекса заставляют забыть о картине.
«Петроглифы»
Наскальные рисунки были выполнены в технике граффити, то есть, протерты, процарапаны или выбиты на песчанике в Железном веке (III век до нашей эры). На валунах изображены косули, козлы, символы Солнца и другие знаки.
Глядя на рисунки в голову, невольно приходят мысли о том, кто были эти художники, думали ли они о том, что через столько веков их потомки будут рассматривать сохраненные временем шедевры, любоваться ими? Кем были бы они в наше время?
С такими думами мы подошли к «Эвенкийскому комплексу».
Перед нами тыксама дю – это летнее жилище эвенков, покрытое берестой или корой лиственницы. Зимнее жилище покрывается оленьими, лосиными шкурами или равдугой, то есть замшей.
Да… в таких чумах жили мои предки по маминой линии. С одной стороны нет проблем с приобретением жилья, мебели и тому подобное, здесь все пожитки умещаются в сани или нарты вместе с домом. Удобно! Подошло время, собрался и переехал на зимнее или летнее стойбище. Красота! Свежий воздух, здоровое питание, одежда из натуральных материалов, ни какой тебе аллергии, нарушения обмена веществ, тучности. Кочуй себе по тайге, разводи оленей, лови, какую хочешь рыбу, добывай пушнину.
С другой стороны, это, конечно же, тяжелый труд кочевников.
Эвенки занимались и до сих пор занимаются разведением оленей, которых очень берегут, рыболовством и охотой.
Почему-то вспомнился советский триллер режиссера Бориса Бунеева «Злой дух Ямбуя», где нежитью оказался хитрый, изворотливый медведь-людоед. В фильме показана суровая красота северной тайги, образ жизни и мышления эвенков.
С мыслями о своих дедах и их таежной жизни мы подошли к «Бурятскому комплексу».
Это традиционное жилище бурят – юрта.
Она транспортабельна, мобильна, универсальна, достаточно устойчивая против ветров, в ней всегда чистый воздух!
В старину юрты покрывали войлоком, сделанным из шерсти овец. Вообще из войлока делали многие вещи: одежду, ковры, матрасы, детали седла, чепрак и попону для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов.
В этой юрте расположен музей, где представлены экспонаты быта народов Забайкалья. Передвижная юрта впервые появилась во время монгольских завоеваний, перевозили ее упряжки волов. Этот самобытный дом на колесах и есть первый трейлер!
Тут же мы увидели забавные указатели места жительства Дед Морозов разных народностей, отдельно русской Снегурочки и расстояние до них.
Интересно, а могут они разом все вместе встретиться? Ведь Новый год наступает не везде одновременно! У нас в Бурятии Новый Год встречают два раза, на Новый Год 1-го января приходят в гости Дед Мороз и Снегурочка, а в первый день лунного месяца в феврале на Сагаалган – Белый месяц приходит Сагаан Убугун – Белый Старец.
Вообще-то есть еще и третий Новый Год, это Старый Новый Год!
Увидев этот указатель, Нюша поспешила к зверинцу! И я следом!
Первым нас встретил верблюд! Хотя он и лежал, но смотрел на нас свысока, как на мелких букашек!
С видом аристократа, он неспешно жевал жвачку, с нисхождением позволяя нам делать фотосессию.
Якам до нас и вообще нет дела, полное отсутствие всякого интереса, а может они, только делают вид, что им мы неинтересны?
А у этой рыжей красавицы по режиму дневной сон! Она так и спала, сколько мы к ней не подходили. Вот соня!
У кабана одна забота! Чем бы набить брюхо? Вот прическа у него что надо! Густые кудри так и вьются!
Только изюбри были к нам лояльны, просовывали свои изящные головки между жердями, втягивали воздух, как будто бы просили у нас угощения, но мы установленные правила решили не нарушать. Мы долго ими любовались, ведь олени, это очень красивые грациозные творения природы!
Хозяин тайги был угрюм и это понятно, на улице было очень жарко, а ему в его лохматой шубе вдвойне жарче.
Остальные звери и птицы живого уголка попрятались в свои убежища от палящего солнца.
После живого уголка мы прошлись по «Городскому комплексу».
Здесь мы увидели дома начала XX века старого Верхнеудинска, так прежде назывался наш Улан-Удэ, украшенные тонкой ажурной резьбой.
Никольскую деревянную церковь.
Дух захватывает от такой красоты! Сейчас в деревне редко увидишь подобное, дома стали какими-то типовыми, безликими, кругом металлочерепица, сайдинг, рольставни. Ажурные деревеньки, как ни печально, остались в прошлом.
И, конечно же, на память сфотографировались!
Музей нам понравился, жалко было то, что не все комплексы были открыты, но и увиденным мы остались довольны.
В следующий раз я поведу Нюшу в какой-нибудь другой музей, это же здорово заново познавать то, что уже знаешь, ведь воспринимаешь увиденное совсем иначе, чем раньше.
День клонился к вечеру, а у нас еще оставались дела в городе и мы покинули это замечательное место «Этнографический музей народов Забайкалья»!