Татьяна Александровна Ульянова
Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Ласковый цветок и сердитые тучки»
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
по речевому развитию
с элементами театрализованной деятельности
ТЕМА: ««Ласковый цветок и сердитые тучки»»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнила: Ульянова Татьяна Александровна,
воспитатель МАОУ «СОШ № 7» г. Сорочинск Оренбургской области
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр.
I. Пояснительная записка 2
II. Конспект образовательной деятельности 4
III. Список литературы 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность темы занятия
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе „Ласковый цветок и сердитые тучки“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Актуальность занятия обусловлена потребностью общества в развитии духовно-нравственных, эстетических, общекультурных качеств личности человека. Средствами театральной деятельности с раннего возраста возможно дальнейшее формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду.
Театрализованная деятельность, является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать персонажам, развивает творческие способности человека. Содействует развитию социальной уверенности воспитанников, формированию у них позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности каждого ребенка.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. До-школьники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перево-площаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Театр становится способом самовыражения, средством снятия психологического напряжения, проверкой действия множества межличностных отношений. В процессе репетиций приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, развивается речь и интонационная выразительность речи. Дети раскрепощаются, у них формируются коммуникативные навыки, творчество и воображение.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация Примечание
1. Доминирующая образовательная область Речевое развитие
2. Вид деятельности детей игровая, коммуникативная, двигательная,
восприятие художественной литературы, музыкальная (музыкально-ритмические движения).
II. Методическая информация
1. Тема образователь-ной деятельности «Ласковый цветок и сердитые тучки»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Сюрпризный момент (жук).
Организационный момент.
Рассказывание сказки.
Показ слайдов по содержанию сказки. Беседа по содержанию сказки.
Пантомимические этюд «Радость», «Страх».
Игровое упражнение под музыку «Танец цветов».
Физминутка «Цветок» (выполнение ритмических движений).
3. Интеграция образовательных областей Речевое развитие – введение новых слов (журчит, тучки – хмурки, ветрище-свестище, темнота-темнотища);
Социально-коммуникативное развитие : диалог, беседа (ответы на вопросы).
Физическое развитие (музыкально-ритмические движения).
4. Возрастная группа : Дети 3-4 лет
5. Цель: Создание условий для развития речевой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
6. Задачи:
6.1 Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, подводить к умению имитировать характерные движения сказочных персонажей (интонация, мимика, пантомимика).
6.2 Обогащать словарь, добиваться правильного и четкого произношения слов и звуков.
6.3 Воспитывать интерес к театрализованной игровой деятельности.
7. Планируемые результаты:
7.1 Умеют имитировать характерные движения сказочных персонажей (интонация, мимика, пантомимика).
7.2 Четко произносят слова и звуки.
7.3 Проявляют интерес к театрализованной игровой деятельности.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Игрушка жук;
Книга со сказкой;
аудиозапись «Шум ветра», «Вальс цветов» П. И. Чайковского;
Слайды с иллюстрациями к сказке;
Слайды с иллюстрациями эмоций к пантомимическим этюдам;
Атрибуты для игровой театрализованной деятельности «Цветы»,
Раскраски «Цветы».
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Учились проговаривать слова и выполнять движения физминутки «Цветок».
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть 3 мин.
1.1
Введение в тему (со-здание проблемной ситуации) Сюрпризный момент
Дети играют с воспитателем.
Слышат аудиозапись «Жужжание жука», воспитатель встает, ищет, кто жужжит. Предполагая, что это жук не может зале-теть в окно, открывает окно и «впускает» жука, сажает себе на ладонь.
В. : Дети, посмотрите, к нам прилетел жук! По-дойдите ко мне, посмотрите! Что-то жук хочет мне сказать!
Воспитатель садится на стул, дети стоят рядом.
Воспитатель прикладывает жука к уху.
В. : Дети, жук мне рассказал, что он побывал на одной полянке, на которой растут цветы. Жук услышал интересную историю и рассказал ее мне. Хотите ее услышать?
Д. : Да!
Организационный момент.
Рассказывание потешки.
В. : Детушки-касатушки!
Вы садитесь, не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь!
Всем ли видно, всем ли слышно?
Приготовьте ушки, глазки,
Расскажу сейчас вам сказку!
В. : Слушайте сказку и смотрите картинки на экране.
Дети садятся на стулья. Воспитатель рассказывает сказку. Во время рассказа помощник воспитателя показывает слайды презентации, соответствующие тексту сказки.
1.2 Мотивация деятельности детей Прослушивание сказки.
Дети внимательно слушают воспитателя, рассматривают тематические иллюстрации на экране.
Текст сказки «Цветок-лепесток»
(М. Горчакова)
Рос-подрос цветок лепесток. Открыл глазок и удивился: «Интересно! Солнышко сияет, лучами согревает. Бабочка летит. Жук ползёт, жужжит:
«Ж-ж-ж». Ручеек бежит, журчит: «Жур-жур-жур!»
Набежали тучки – хмурки. Пришла темнота-темнотища. Задрожал цветок-лепесток. На глазок упала росинка- слезинка. Прошептал цветок-лепесток : «Солнышко, покажись! Яс-ное, появись!»
Услыхал ветрище-свестище. Дует-подует: «У-у-у!» Испугались тучки-хмурки, разбежа-лись.
Солнышко сияет, землю согревает, цветок-лепесток лучами ласкает.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Показ жуку эмоций и действий героев сказки.
II. Основная часть: 10 мин.
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Вспомнить с детьми, что случилось с цветком-лепестком, какие эмоции испытывал цветок (страх, радость). Ребята, вам понравилась сказка?
Д. : Да!
В. : Ребята, вспомните, с кем познакомился цветок-лепесток?
Д. : С солнышком, бабочкой, жуком, ручейком.
В. : Как цветок знакомился с ручейком, жуком? Как об этом говорится в сказке?
Д. : Он удивился, ему интересно.
В. : Попробуйте показать голосом, как звонко журчит ручеек: «Жур-жур-жур» и ласково жужжит жук «Ж-ж-ж».
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Обогащение словаря детей новыми словами (ветрище-свестище,темнота-темнотища, тучки-хмурки, журчит).
В. : Хотите поиграть? Сейчас мы превратимся в цветочки и поиграем. Вставайте, подходите ко мне.
Воспитатель надевает повязки с цветами на головы детей.
В. : Какие красивые цветочки, целая полянка! В. : Цветочки, жуку хочется посмотреть, как вы умеете играть. Рассыпьтесь горошком. Сейчас мы будем танцевать под музыку ветра. Пред-ставьте, вы растете на полянке, светит солнышко, подул ветерок, цветочки закачались. Внимательно слушайте шум ветра и танцуйте.
Дети слушают отрывок «Звуки ветра» и двигаются, изображая ветер: покачиваются, кружатся и т. п.
В. : Ребята, садитесь на стульчики, спинку держим прямо, ноги поставьте вместе.
В. : Какая эта музыка по настроению: весёлая или грустная?
Д. : Грустная.
В. : медленная или быстрая?
Д. : Медленная.
В. : Что можно делать под грустную и медленную музыку: веселиться или грустить?
Д. : Грустить.
В. : А Цветку понравилась темнота-темнотища?
Д. : Нет, он испугался.
В. : Если цветок испугался, то какие у него глаза были: закрытые или открытые?
Д. : Открытые.
В. : Он улыбался или плакал?
Д. : Плакал.
В. : Покажите жуку, как цветок испугался тем-ноту – темнотищу, цветок на экране вам поможет в этом.
На экране показан слайд, на котором изображен цветок с испуганным «лицом».
В. : Когда цветок испугался, голос у него был весёлый или грустный?
Д. : Жалобный, грустный.
В. : Громкий или тихий?
Д. : Тихий.
В. : Давайте скажем вместе жалобно, тихим голосом: «Солнышко, покажись! Ясное, по-явись!»
Пантомимический этюд «Страх»
Воспитатель просит нескольких детей показать, как испугался цветок-лепесток, повто-рить его просьбу к солнышку.
В. : Как вы думаете, ветрище-свестище рассердился на тучки – хмурки? Он дул сердито и ласково?
Д. : Сердито.
В. : Громко или тихо?
Д. : Громко.
В. : Вставайте со стульчиков. Давайте покажем жуку, как дул ветрище-свестище.
Дети выполняют задание педагога.
В. :Цветочки, давайте построим круг и поиграем.
Физминутка «Цветок»
Просыпается цветок,
Тянет к солнцу лепесток,
И от ветра он качается,
Низко, низко к земле наклоняется,
А потом опять поднимается
И всем мило улыбается!
В: Цветочки, давайте покажем жуку, как цветок грелся на солнышке и радовался, когда ветер прогнал тучки-хмурки.
На экране показан слайд, на котором изображен цветок с веселым «лицом».
Пантомимический этюд «Радость»
Дети улыбаются.
III. Заключительная часть 2 мин.
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей В. : Дети, вы молодцы, жуку очень понравилось, как вы слушали его историю и играли, жук принес вам раскраски с цветочками. Сейчас мы пойдем в группу и раскрасим цветы, я потом отдам ваши рисунки жуку.
Наше занятие окончено. Спасибо за внимание!
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Занятие изобрази-тельной деятельностью (пальчиковая живопись) Предложить самим придумать и нарисовать свой цветок.
Оказать помощь в процессе рисования цветка (в свободном порядке).
4.2 Чтение, обыгрывание и заучивание Чтение и заучивание стихов о цветах, отга-дывание загадок про цветы, прослушивание музыкальных произведений. В режимных моментах.
Список литературы:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», СПб, Питер, 2009 г.
3. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М. : РОСМЭН, 2000.
4. Л. Б. Дерягин «Играем сказку», СПб, Детство-Пресс, 2010 г.
5. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
6. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2005.
7. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М. : “Скрипторий 2003”, 2006.
8. Карпов А. В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб. : Речь, 2008.
9. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
10. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М. : АРКТИ, 2001.
11. Шорохова О. А. «Играем в сказку». М., 2006 г. г.
12. А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду», М., Просвещение, 1999