ТАТЬЯНА ЛЕНЧЕВСКАЯ
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Бабушкина деревня»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
(комплексная)
по речевому развитию и в старшей группе на тему : «Бабушкина деревня».
Интеграция образовательных областей: «Социально - Коммуникативная», «Познание» (формирование целостной картины мира, «Художественное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цели: Совершенствование грамматического строя речи.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Образовательные: Продолжать формировать представление о домашних животных.
Развивающие : развивать наблюдательность, внимание, память, эмоциональную отзывчивость, умение создавать сюжетную композицию. Развивать интерес к пословицам и поговоркам.
Речевые : развивать связную речь, обогащать словарь детей, развивать умение поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения, составлять описательный рассказ по картине. Развитие фонематического слуха.
Воспитательные: воспитывать интерес, доброе отношение к домашним животным, желание заботиться о них.
Демонстрационный материал: фотография бабушки, фотография внучки Маши, посылка, картинки с изображением домашних животных в конверте, загадки о них. Муляжи овощей, 2 корзинки. Аудиозапись: голоса домашних животных. Плоскостное изображение «хлев». Магнитная доска. Картина, опорные картинки к картине.
Предварительная работа: знакомство с пословицами, поговорками, разучивание стихотворения А. Барто «Игра в стадо», рассматривание опорных картинок.
Ход НОД.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день. Улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.
Дети: выполняют движения.
Воспитатель: Ребята, утром нам принесли посылку от бабушки Тани. Она прислала нам свою фотографию и письмо. Послушайте, что она пишет: «Дорогие ребята! У меня есть внучка Маша. Она сейчас очень далеко и не может ко мне приехать. Но она очень хочет знать, как я живу в деревне, чем занимаюсь, с кем дружу. Я уже не очень хорошо вижу и не могу ей обо все написать. Помогите мне, пожалуйста, рассказать внучке о моей жизни. Я надеюсь, что вы много интересного знаете и можете мне помочь. Большое спасибо вам. Бабушка Таня».
Ребята! Поможем бабушке Тане?
Дети: Поможем.
Воспитатель: ребята, бабушка Таня живет в деревне, в своем доме и много трудится. А вы знаете пословицы и поговорки о труде?
Дети:
• Кончил дело – гуляй смело.
• Терпенье и труд все перетрут.
• Мала пчелка, да и та работает.
• Усердная мышь и доску прогрызет.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Узнай по голосу» (звучит аудиозапись «Голоса домашних животных»). У бабушки Тани много верных друзей, она за ними ухаживает, да и друзья в долгу не остаются. Хотите услышать, кто это?
Дети: Хотим.
Воспитатель: они спрятались в домике, который называется «хлев». Послушайте внимательно и угадайте, кто в нем живет.
Дети: Я услышал, как мычит корова и хрюкает поросенок. А я услышал, как ржет лошадь и блеет овца.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется дом для животных в деревне?
Воспитатель достает из-за «хлева» картинки с изображением тех животных, которых дети называли по очереди. О тех животных, голоса которых дети не узнали, воспитатель загадывает загадки и выставляет картинки на магнитную доску. Молодцы, ребята, вы все отгадали, а теперь расскажем Маше, какие животные живут в деревне (ответы детей).
Речевая игра : «Какой, какая, какие?»
На магнитную доску крепятся картинки с домашними животными. Кто это?
Какая она? А это кто? Какая она?
Воспитатель: ребята, кто желает описать картинку? (дети по очереди подходят к магнитной доске, берут картинку, рассматривают ее, показывают всем детям и рассказывают о том, кто на ней изображен).
Дети: Это корова. Она большая, рыжая, с черными пятнами, умная, дойная, рогатая.
Это собака. Маленькая, коричневая, умная, пушистая, добрая.
Это коза – маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая.
Это кошка – маленькая, пушистая, ласковая, усатая, полосатая.
Один ребенок описывает, остальные добавляют.
Воспитатель: ребята, рассмотрите картинки. Как можно назвать одним словом этих животных? Какие они для людей?
Дети: Это домашние животные. Нужные, полезные, добрые.
Воспитатель: ребята, вы хотите со мной поиграть? Я знаю веселую игру с пальчиками. Повторяйте за мной:
Раз, два три, четыре, пять – вышла свинка погулять. Землю рыла пятачком, поднимала хвост крючком. Гуляла, гуляла, наконец, устала.
Раз, два три, четыре, пять – пошла свинка отдыхать.
Воспитатель: А еще у бабушки Тани есть большой огород. Что же растет в огороде?
Дети: в огороде растут овощи.
Воспитатель: бабушка Таня прислала нам угощение – овощи со своего огорода (воспитатель показывает корзинку с муляжами овощей). Давайте назовем их.
Ребенок достает из корзинки овощи, а другие дети называют: огурец, баклажан, капуста, лук, чеснок, помидор.
Упражнение «Будь внимательным». Определить места звука «К» в словах, найди овощ (воспитатель показывает корзину с овощами – муляжи)
Воспитатель: Ребята! Положите в корзину те овощи, в названии которых звук «К» слышится в начале слова (капуста, кабачок, картофель).
А теперь, положите те овощи, в которых звук «К» слышится в конце слова (лук, чеснок, кабачок).
Упражнение «Что можно приготовить из …»
Воспитатель: Ребята, как вы уже знаете, бабушка Таня, умеет делать все. У нее просто «Золотые руки». Она очень гостеприимная и хочет пригласить нас в гости и приготовить нам угощения. А вот какое угощение, предлагаю вам угадать:
Из фруктов сварят…
Дети: Компот, варенье
Из овощей сделают …
Дети: Салат, икру
Из муки испекут…
Дети: Пирог, торт, печенье
Воспитатель: Бабушка Таня очень любит слушать интересные рассказы, истории, сказки, былины. И, она хотела бы услышать их от вас, ребята. Ребята, может, кто желает придумать свой интересный рассказ.
Воспитатель показывает картину и предлагает ее рассмотреть (составление описательного рассказа по картине).
ВОПРОСЫ:
1. Как можно назвать картину? (Грустный щенок)
2. Придумайте ему имя. (Его зовут Барбос)
3. Какого цвета щенок? (Черный, с белой грудкой)
4. Какая у него шерстка? (Мягкая)
5. С чем он любит играть? (С маленьким мячиком)
6. Какое у него настроение? (Грустное, невеселое)
7. Почему он грустный? (Он проголодался и желает, чтобы ему налили молочка. Его мячик закатился в будку. Ему скучно одному. Его кто-то обидел).
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы щенок стал радостный, веселый?
Дети: Надо помочь ему достать мячик. Поиграть с ним. Позвать к нему другого щенка или его маму. Угостить его вкусным молочком.
Воспитатель: Чтобы составить описательный рассказ, мы будем использовать опорные картинки.
Воспитатель расставляет картинки в определенной последовательности. Кто желает?
1 ребенок: – У бабушки Тани живет щенок. Его зовут Барбос. Он черный, с белой грудкой. Шерстка у него мягкая. Он любит играть в саду с маленьким резиновым мячиком и спать на солнышке. Его мячик закатился в будку и щенок загрустил. Надо достать ему мячик, угостить его молочком и он опять станет веселым и радостным (выслушать 2-3 ребенка).
Рефлексия
Воспитатель:
Что мы делали на занятии? Кому помогали? В какие игры играли? О чём рас- сказывали? Я записала все ваши рассказы, ответы, каждое ваше слово. Каждый из вас может рассказать про щенка дома, тому, кого вы хотите порадовать. Мы желаем бабушке Тане не болеть. Чтобы внучка Маша приехала к ней в гости.