Галаова Залина Юрьевна
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.
Тема: «Сочинение сказки из жизненной истории с использованием приёма мнемотехники».
Воспитатель: Галаова Залина Юрьевна.
Первая квалификационная категория
Тема: «Сочиняем сказку из жизненной истории с использованием мнемотехники»
Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Учить: сочинять сказку по заданному сюжету с опорой на схему; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения.
Закреплять знание согласных и гласных звуков.
Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [б] и [п].
Развивать воображение, речевую активность, творческое мышление, фонематический слух.
Воспитывать: умение слушать других детей, взаимодействовать со сверстниками, работать в команде
Предварительная работа: чтение сказок, самостоятельное сочинение сказок, загадывание загадок, разучивание стихотворений.
Оборудование: картинки- билеты на поезд: павлин, попугай, пингвин, петух, пеликан, воробей, голубь, бегемот, барсук, белка, баран, зебра, лиса, бобёр.
Мнемотаблицы к загадкам «Собака», «Лук», «Огурец», «Морковь», «Луковица»
Ноутбук, проектор, презентация: три домика, лошадь, кошка, собака.
Картинки на магнитах к сказке «Друг остался без крыши над головой» : «Будка с щенком», «Огонь», «Лес», «Белка», «Орехи», «Волк», «Косточки», «Заяц в норе», «Щенок и заяц в норе», «Конец!»
Диск с мультсериалом «Щенячий патруль»
Интеграция образовательных областей: физическое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Ход НОД
Звучит волшебная музыка, дети входят в группу.
Приветствие «Здравствуй правая рука»
Воспитатель и дети: Здравствуй правая рука- протягивают вперёд,
Здравствуй левая рука- протягивают вперёд,
Здравствуй друг- берутся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг- берутся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг- качают руками.
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть- приседают,
Можем мы большими быть- встают,
Но один никто не будет!
Воспитатель: Мы с вами поздоровались.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое чудеса? (ответы детей).
Правильно, чудеса это волшебство, загадочность.
Где можешь ты увидеть чудеса?
Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.
Природа дарит тайны нам свои.
Лишь внимательно вокруг ты посмотри.
А где животные, как люди, говорят?
И добрые волшебники там чудеса творят?
Ты ответишь без подсказки.
Ну, конечно, это … (Сказки)
Игра «Сказка, какая?»
Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то. (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то. (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
Воспитатель: Хотите вместе со мной отправиться в путешествие.
А путешествовать отправимся в чудесную сказку, которую мы вместе с вами сейчас и придумаем?
Собирайтесь в путь. Чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу, давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.
Приём «Мозговой штурм»
1. Какими словами начинается сказка?
Дети: Жили - были.
В некотором царстве, в некотором государстве.
За горами, за лесами.
«Не далеко» (не близко)
«В далекие» (старые времена)
«Есть» (на свете)
«На лесной» (опушке)
2. Какими словами она заканчивается?
Дети: Был там пир на весь мир.
Я на том пиру был, мёд и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
3. Какие сказочные герои, которых на самом деле не бывает, встречаются в сказках?
Дети: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Русалочка, Кикимора, Леший.
4. Какие волшебные предметы бывают в сказках?
Дети: Волшебная палочка, клубок, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы.
Воспитатель: Молодцы! Первое испытание прошли. Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса!
А с собой в дорогу мы возьмем хорошее настроение, улыбки и фантазию.
Вы знаете, что на обычном транспорте вы в сказку не попадете.
Предлагаю отправиться на волшебном поезде. Для этого нужно справиться с заданием.
Воспитатель: Перед вами картинки. Это билеты на поезд. Кто на них изображен?
Дети: Животные, птицы.
Воспитатель: В первом вагоне поедут те птицы в названии которых
слышится звук [п], во втором вагоне животные в названии которых
слышится звук [б].
«Слово называйте,
Звук выделяйте,
Место в вагоне занимайте».
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Когда поезд едет по рельсам, что вы слышите?
Дети: Звуки
Воспитатель: Какие звуки бывают?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Дети: Ответы
1-й слайд: поезд с вагонами.
Воспитатель: «Наш поезд едет далеко
Ох, дети будет нелегко.
Друг другу не мешайте
Только гласные звуки за мной повторяйте».
2-й слайд: дома.
Воспитатель: Прибыли мы с вами на сказочную поляну.
Воспитатель: Посмотрите, как, много домов. Сколько слогов в слове дом? (ответы детей).
Если из дома слышен лай собаки, чей это дом?
Дети: Собачий.
3-й слайд: конура с собакой.
Воспитатель: Как назвать по- другому собачий дом?
Дети: Конура.
Воспитатель: Сколько слогов в слове конура? (ответы детей).
Воспитатель: Если из дома слышно, как мяукает кошка. Чей это дом?
Дети: Кошачий.
4-й слайд: кошка возле домика.
Воспитатель: Если слышно ржание лошади. Чей это дом?
Дети: Лошадиный.
5-й слайд: лошадь возле конюшни.
Воспитатель: Как можно его назвать по - другому?
Дети: Конюшня.
Воспитатель: Сколько слогов в слове конюшня?
6-й слайд: собака, кошка, лошадь.
Воспитатель: Назовите этих животных одним словом.
Дети: Домашние.
Воспитатель: Ребята перед вами таблицы, в них зашифрованы разные загадки. Я сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её разгадать и подобрать таблицу, которая подходит к ней.
Дети отгадывают загадку и подбирают мнемотаблицу.
«С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком»
Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку и нашли её таблицу. Это собака
Сейчас я предлагаю вам вспомнить стихотворение и поиграть.
Физминутка стоя в кругу: Вот собака здесь сидит, (Дети присели на корточки)
На ребят она глядит. (Повороты головой налево, направо)
Мы пойдем ее погладим, (Встают, «гладят» рукой собачку)
И на место снова сядем. (Присели)
Чтоб к собачке подойти (Шагают)
Надо речку перейти. (Делают широкий шаг вперед)
Мы к собачке подбежим, (Бегут на месте)
А залает – убежим. (Разворачиваются, бегут на месте)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно сказать, что собака - друг человека? Почему? (ответы детей)
Вы хотите быть сказочниками? Но чтобы стать сказочником и начать придумывать сказку надо одеть вам вот этот колпак сказочника.
Чтобы вам было легче придумывать сказку на столах лежат герои из сказок, вот с их участием мы будем придумывать сказку.
Давайте я вам помогу придумать начало, для этого я надену колпак сказочника
Сейчас я предлагаю вам самим сочинить сказку. «Друг остался без крыши над головой». Не забывайте соблюдать структуру сказки: начало, волшебная вещь, или сказочные звери и конец.
Начало сказки (зачин) «Жил-был пёс. У него был большой, просторный, светлый дом. Но вот однажды…»
Что могло случиться с щенком? Кого он мог встретить? Кто ему поможет? Как он найдёт новый дом?
Вы можете немного подумать, пока играет музыка, выбрать героев и поделиться новой сказкой.
Дети рассказывают сказку по цепочке.
Воспитатель: Интересная сказка получилась у нас. Чему учит ваша сказка? Ответы детей.
Щенку очень понравилась ваша сказка, он нашёл много друзей и в благодарность дарит нам диск с мультфильмом «Щенячий патруль»
Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Как она называлась?
И мы с вами как всегда говорим: «Вот и сказке конец. А кто слушал молодец».
- А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться?
Садимся на поезд и отправляемся.