Светлана Малахова
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «К нам пришла весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область: «речевое развитие» в интеграции образовательных областей: «художественно-эстетическое», «социально-коммуникативное».
Цель: познакомить с произведением; учить слушать и понимать содержание текста; учить пересказывать близко к тексту, сохраняя стилистику автора, с опорой на стимульный материал.
Задачи:
Образовательные:
добиваться полноты и точности пересказа текста;
учить пересказывать связно, последовательно, соблюдая стилистику автора;
учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать разные типы предложений;
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие :
развивать умение внимательно слушать пересказы товарищей, дополнять их ответы.
Воспитательные:
воспитывать культуру коммуникации;
воспитывать бережное отношение к животным.
Словарь:
прилагательные: долгожданная, лучезарная, яркая, солнечная;
глаголы: поют, бегут, свила, таскают, суетятся;
существительные: ласточка-касаточка, «крошки», автор, композитор.
Предварительная работа:
• Чтение произведений К. Д. Ушинского;
• Прослушивание цикла «Времена года» П. И. Чайковского;
• Рассматривание сюжетных картин по теме;
• Чтение стихотворений о весне и ласточке;
• Отгадывание загадок;
• Наблюдение за ласточкой в природе;
• Знакомство с опорными картинками;
• Дидактические игры: «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Назови ласково» и т. д.
Материалы и оборудование: презентация «Весна», опорные картинки, текст произведения К. Д. Ушинского «Ласточка», материалы к аппликации, ноутбук, проектор.
Ход занятия:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Станем рядышком по кругу,
Скажем, здравствуйте друг другу,
Нам здороваться не лень!
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется:
Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком времени года идет речь:
Распустились почки,
Травка вырастает,
В это время птицы
С юга прилетают.
Дети: Это время года – весна.
(на экране появляется картинка весны)
Воспитатель: А как вы думаете, дети, что происходит в природе, когда наступает весна?
Дети:
На деревьях и кустарниках распускаются почки;
Прилетают перелетные птицы, вьют гнезда и высиживают птенцов;
Дни становятся длиннее, а ночи короче;
Появляются первые цветы: подснежники, мать-и-мачеха, ландыши;
Тает снег и лед;
Небо весной голубое, ясное;
Появляются первые насекомые.
Воспитатель: Хорошо, ребята, а сколько времени длится весна?
Дети: Весна длится три месяца : март, апрель, май.
Воспитатель: какие весенние месяцы уже прошли?
Дети: Прошли март и апрель.
Воспитатель: А какой месяц наступил?
Дети: Наступил месяц май.
Воспитатель: Все поет, играет, пляшет,
Наступает месяц май!
Нет его светлей и краше!
Руки к солнцу поднимай!
Пчелка милая трудится,
Пташка звонкая свистит!
Все живое веселится,
Нас с тобою веселит!
Ребята, я приглашаю вас в гости к весне. Рассаживайтесь поудобнее на нашей полянке и посмотрите интересный сюжет о весне и ее признаках, а заодно послушайте красивую музыку, которую написал великий русский композитор П. И. Чайковский из цикла «Времена года. Весна.»
(идет просмотр видеосюжета и прослушивание музыки)
Воспитатель: Понравился вам сюжет? А музыка?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо, ребята, а скажите мне, пожалуйста, какой характер у этой музыки?
Дети: Веселый, озорной, жизнерадостный.
Воспитатель: Правильно, такой же, как и у нашей весны! А я приглашаю вас завести весенний хоровод.
Весна пришла и тепло принесла,
На лужок пойдем, хоровод заведем!
Хлоп, хлоп, веселей,
Солнышко жарче грей!
Хлоп, хлоп, веселей,
Не жалей своих лучей!
Светят лучи и бегут ручьи.
Звени, капель, в весенний день!
Хлоп, хлоп, веселей,
Солнышко жарче грей!
Хлоп, хлоп, веселей,
Не жалей своих лучей!
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы очень хорошо танцевали. А теперь присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Сейчас я прочту вам рассказ К. Д. Ушинского «Ласточка», а вы послушайте его внимательно, пожалуйста.
(воспитатель читает рассказ, на экране появляются картинки по тексту)
Воспитатель: Дети, о ком ведется речь в рассказе?
Дети: О ласточке и ее птенцах.
Воспитатель: А чем кормила ласточка своих птенцов?
Дети: Ласточка кормила их мошками.
Воспитатель: Когда птенцы оперились, куда же они улетели?
Дети: Они улетели за синие моря, высокие горы, темные леса.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы постараетесь пересказать рассказ, опираясь на картинки-подсказки. Только вот неудача, все наши картинки перепутались. Кто мне поможет собрать их и пересказать рассказ?
(дети по очереди пересказывают рассказ, собирая картинки по сюжету)
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы все очень старались! И я приглашаю вас всех отдохнуть.
Физминутка:
Солнце в небе высоко,
Нам от солнышка тепло,
Тает снег от лучей,
Звонко побежал ручей!
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните!
(воспитатель вносит панно с ласточкой и ласточкиным гнездом)
Воспитатель: А вот, и наша ласточка прилетела к нам в гости. Она нащебетала мне по секрету, что очень скучает за своими птенцами, ведь они разлетелись, кто куда. Давайте поможем нашей красавице и вернем ей ее птенцов.
Дети: Хорошо, поможем!
(дети рассаживаются за столы для выполнения аппликации)
Воспитатель: Ребята, усаживайтесь удобно, выровняйте спины. Чтобы птенцы получились красивыми, надо размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Тили-тили, тели-тели,
С юга птицы прилетели,
Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко,
Жаворонок, соловей торопились поскорей,
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, у вас на столах в тарелочках находятся отдельные части для аппликации ласточки: белый животик, черная спинка и крылья. Попробуйте из этих заготовок собрать ласточку. А теперь давайте склеим их.
Приступайте к работе. Не забудьте, что клей мы набираем на кончик кисточки, во время работы пользуемся салфеткой.
(дети выполняют аппликацию, готовых птенцов воспитатель прикрепляет на панно)
Воспитатель: вот и вернулись птенцы к маме, теперь они вместе будут летать и радоваться весеннему солнцу!
А наше занятие подошло к концу. Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего?
Дети:
Пересказывать рассказ;
Слушать музыку;
Называть признаки весны и т. д.
Воспитатель: А мне понравилось, как вы правильно назвали признаки весны, отгадали загадку, внимательно слушали музыку, пересказывали рассказ, а еще вернули ласточке ее птенцов!
И в благодарность ласточка приготовила вам подарки.
А нам пришла пора прощаться с нашими гостями!
Дети: До свидания!