Елена Вячеславовна Коврежникова
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности «Домашние птицы»
Цель: Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о домашних птицах.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц и обобщающего понятия «домашние птицы».
- расширение словаря по теме (петух, курица, цыплёнок, утка, утенок, гусь, гусенок, кудахтать, крякать, гоготать, пищать, кукарекать, плавать, домашний, пушистый).
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
-Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок- -ат-,-ят-)
Развивающие :
-Развитие навыков сотрудничества.
- Развитие диалогической речи и зрительного внимания.
-развитие инициативности и бережного отношения к живой природе.
Коррекционные: Развивать прослеживающую функцию глаза; зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику пальцев и кистей рук, тактильную чувствительность; мышечно-двигательные ощущения.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение между детьми.
Материалы и оборудование: презентация, предметные картинки домашних птиц формата А4, фасоль и горох перемешанные, тарелочки по количеству детей, червячки из мармелада, игрушка курочки и цыплёнка, зеркала по количеству детей. Конусы 3 шт., дорожка со следами. Фигурки домашних птиц и солнышка на палочке.
Предшествующая работа:
-Чтение стихов и сказок о домашних птицах.
- рассматривание картинок.
- артикуляционная гимнастика.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Дети стоят на ковре
Учитель-логопед: Здравствуйте ребята! Я вас всех рада видеть.
Стук в дверь. Появляется курица.
Учитель-логопед: Ой, ребята, а кто к нам пришел? Ответы детей. Да, правильно курочка.
Курица: (озвучивает учитель – логопед) Здравствуйте ребята! Какие вы красивые, взрослые!
Пришла я к вам за помощью.
Пропал у меня ребёнок маленький цыплёнок.
Бегаю зову его, не откликается, наверно заблудился, на птичьем дворе. Двор у нас большой, где искать не знаю.
Учитель-логопед: Ребята, давайте поможем Курочке. Но перед дорогой надо немного размяться.
Дети подходят к столу, на котором стоят зеркала и садятся.
Упражнение на дыхание «Гуси шипят» :
1. И. п. : о. с. 1-прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом; 2-на выдохе произносить: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!».
2. Упражнение для губ «Цыплята клюют зернышки».
Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.
3. Упражнение для языка «Клювы домашних птиц».
Показать, какой острый клюв у петуха, какой широкий клюв у селезня и гуся.
4. Упражнение для языка «Индюк из города идет, индюшку за собой ведет». Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить: бл-бл-бл-бл-бл».
Учитель-логопед: Теперь мы поедем на птичий двор искать цыпленка. А на чем же мы поедем? (Ответы детей). Да, поедем мы на автобусе и вот вам билетики. (раздаю детям билеты, в виде геометрических фигур разного цвета, такие же прикреплены на стульях. Детям нужно соотнести фигуры и сесть на стульчик, на котором такая же геометрическая фигура, как и у них на билетике)
Учитель-логопед: Приехали. Вот и птичий двор. Выходите.
(Дети подходят к доске, на которой находится картинка с домиком и деревьями).
Учитель-логопед: Только кто же здесь живёт? Здесь ли наш цыплёнок?
Загадка
Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (гусь).
Учитель-логопед: Правильно ребята здесь живёт семья гусей.
На магнитной доске появляется картинка с гусиной семьёй.
Учитель-логопед: Как папа называется? (гусь) А как мама? (гусыня) А как называется их малыш (гусёнок, а если малышей много (гусята?
Ребята, а гуси какие? Да, правильно большие и у них длинные шеи и длинный клюв. А крылья как вы думаете большие или маленькие? Да, большие крылья, маленький хвост. А лапы какие? Да, красные лапы, а на лапах перепонки. гуси водоплавающие птицы. Чем покрыто тело гусей? (да, точно, перьями, а под перьями пух). Перья у гусей серого или белого цвета. А гусята жёлтого. А как вы думаете, какой характер у гусей? Правильно, вздорный, они любят пощипать и поиграть. Давайте с гусями поиграем…
Дети выстраивают круг. Развитие тонкой моторики речь с движениями.
Есть у нас драчливый гусь поочерёдно прикоснуться большим пальцем к остальным
Очень я его боюсь руки в кулачки и прижать к телу
Выгнет шею и гогочет правая рука вверх в щепотку
Ущипнуть меня он хочет ритмичные «щипки»).
Курица (озвучивает логопед)
Гуси, гуси вы не видели моего цыплёнка?
Гусь:- Да курочка забегал твой сынок с моими гусятами поиграл – зёрнышки
поклевал и убежал…
- А куда же?
- к пруду, где любят плавать домашние утки побежал…
Учитель-логопед: Ну что, ребята, на пруд к уткам отправимся?
Для того чтобы оказаться у пруда нужно проговорить чистоговорки (полоса припятствий) :
КА – КА – КА - куры нашли червяка
ОВ – ОВ – ОВ - много кур и петухов
УХ – УХ – УХ - кукарекает петух
ДУ – ДУ – ДУ - утки плавают в пруду.
Учитель-логопед: Вот мы и добрались. Кто это плавает в пруду? Да,утиная семья. Как папа называется? (селезень) А как мама? (утка) А как называется их малыш (утёнок, а если малышей много (утята?
Учитель-логопед: Посмотрите, а у мамы и папы одинаковые перышки? Да, разные. Утка пёстренькая, а селезень яркий у него зелёная или синяя голова, белый галстучек на шее, и на крыльях есть зелёные полоски. А утёнок жёлтенький. Утки по размеру такие же, как гуси? Да, меньше гусей. На голове два маленьких глаза. А клюв, какой? Точно, широкий, оранжевый и длинный клюв. Шея у уток короче, чем у гусей. На туловище два крыла, короткий хвост и две лапки. На лапках перепонки. Перепонки для того чтобы уткам было легче плавать – это водоплавающие птицы, как и гуси.
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите какие утята маленькие, они очень любят играть, давайте с ними поиграем!
Физкультминутка «Вышли уточки на луг»
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! Шагаем
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! Машем руками-крыльями
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! Круговые вращения шеей
Клювом перья расправляют Повороты туловища влево -вправо
Ветер ветки раскачал Качаем поднятыми вверх руками
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! Подняли вверх руки, потянулись
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш Присели
Учитель-логопед: Уточки вы не видели цыплёнка? потерялся бедненький.
Утки отвечают: Кря – кря – кря забегал он к нам с утра, водицы попил и убежал.
Учитель-логопед: : А куда же он побежал?
Утки отвечают: А на двор к индюкам.
Учитель-логопед: Ну что ребята на двор к индюкам отправимся….
Давайте перед тем как отправится на индюшиный двор мы с вами сделаем гимнастику для глаз.
Перед нами петушок –
Он с земли зерно клюет. (Дети смотрят перед собой.)
«Смотрят вниз)
Слева – курица идет,
Справа – уточка плывет.
Сверху солнце ярко светит,
Согревает всех на свете. (Смотрят влево,
вправо,
вверх.)
Учитель-логопед: Это индюшинная семья. Как папа называется? (индюк) А как мама? (индюшка) А как называется их малыш (индюшонок, а если малышей много (индюшата?
Учитель-логопед: Ребята, давайте сравним папу и маму. Индюки крупные птицы, папа побольше мамы? Да, правильно, мама поменьше. На голове у индюка бородавчатый не оперённый носовой отросток. У индюка он большой и ярко красный, а у индейки поменьше. У индюка большой хвост – как веер, а у индюшки поменьше, на лапках у индюков нет перепонок, поэтому они плавать не умеют – они сухопутные птицы. Туловище индюков
покрыты перьями они пёстрые. Индюшка светлая, а у индюка больше чёрных
пёрышек. Индюшата тоже желтенькие, а на крылышках чёрненькие пятна.
Учитель-логопед: Индюки вы не видели, куда наш цыплёнок побежал?
Индюки: видели, конечно! Он искал червячков для мамы, нашёл и помчался
домой с гостинцами!
Учитель-логопед: Ребята посмотрите Индюшка грустная, какая то. Индюшка что случилось?
Индюшка отвечает: Да вот принесла нам хозяйка обед индюшатам горох, а
мне с индюком фасоль, только индюшата мои разбаловались и рассыпали и
перепутали горох и фасоль. Вот теперь боюсь их кормить – поперхнуться
фасолью она крупная.
Учитель-логопед: Ребята давайте поможем индюкам! На столах стоят три чашки в одной перепутанные горох и фасоль, а две другие пустые. В одну нужно положить горох в другую фасоль. И тогда индюшата смогут спокойно пообедать горохом, а индюк и индюшка фасолью.
Дети за столами перебирают фасоль и горох.
Индюки благодарят детей и прощаются!
Ну что ребята на двор к курам отправимся….
- Три раза вокруг себя повернись и на курином дворе очутись…
На магнитной доске появляются картинки куриной семьи.
Учитель-логопед: Ну вот ребята мы и пришли к курочке в гости.
Как папа называется? (петух) А как мама? (курица) А как называется их
малыш (цыплёнок, а если малышей много (цыплята?
Учитель-логопед: Ребята посмотрите на курочку и петушка они одинаковые или разные? Да они разные – у петушка на голове гребешок большой и бородка большая, а у курочки маленькая. У петушка хвост большой и пышный, а у курочки маленький, у петушка пёрышки яркие, разноцветные, а курочка скромница пёстренькая. А на лапках перепонок нет по этому, куры плавать не умеют они сухопутные птицы.
Ой, Ребята, посмотрите, а вот и цыплёнок прибежал, да с гостинцами для
мамы и папы (Учитель-логопед показывает тарелочку с червячками из мармелада).
Пи-пи-пи угощайтесь мама, и папа я так старался вас порадовать!
Курица: спасибо сыночек!
Учитель-логопед: Ой какой же у курочки хороший цыплёнок. Мне он очень нравится! А вам он нравится? Давайте скажем, почему нам нравится цыплёнок. Логопед говорит пример предложения (цыплёнок мне нравится, потому что он красивый) передаёт цыплёнка в руки следующему ребёнку. Дети по очереди говорят своё предложение. – Цыплёнок мне нравится потому, что…
Цыплё нок: Ой, ребята, вы такие добрые, помогали моей маме искать меня и
не бросили её в беде, я вас хочу угостить червяками! Угощайтесь.
Учитель-логопед: Ребята нам пора прощаться и возвращаться в группу.
Три раза вокруг себя повернись и в группе очутись…
Ну, вот мы и в группе. Ребята, где мы с вами побывали? А кого там видели? А птицы эти были дикие или домашние? Путешествие наше закончилось! Вам понравилось?