Елена Новикова
Конспект НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Осень»
Тема: «Осень»
Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Цель: создать условия для развития и совершенствования лексического состава языка и грамматического строя речи, развития связной речи и речевого общения по средствам рассматривания осенних даров леса.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: расширить представления об осенних изменениях в природе. Активизировать словарь по теме «Осень». Совершенствовать навык звукового анализа и чтения слов с пройденными буквами. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе).
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему „Осень“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Коррекционно-развивающая: развивать силу и длительность выдоха, связную речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, артикуляционную, тонкую моторику и координацию речи с движением, ловкость.
Коррекционно-воспитательная: формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и приёмы:
наглядные: использование бумажных игрушек, наглядный материал;
словесные: использование художественного слова, наводящие вопросы, беседа;
практические: штриховка.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный этап (5 мин): Введение в ситуацию.
Педагог подходит к группе детей с коробкой в руках.
-Как вы думаете, что может быть в этой коробке (детям даётся возможность потрясти её, подержать в руках, прислушаться к издаваемому звуку).
Педагог предлагает нащупать в коробки предметы. -Как вы думаете, что это может быть? (Дети вступают в диалог, предлагают свои версии. Достают из коробки орехи и каштаны.)
-Что это такое? Как вы думаете, для чего нужны орехи и каштаны? (Дети высказывают свои предположения, делают обобщение.)
-Постановка проблемы и мотивация детей. Постановка детской цели.
-Обратите внимание на этот поднос (на подносе лежат: веточка рябины с ягодами, шишки, каштаны, семена с берёзы, жёлуди). Как вы думаете, для чего нужны эти предметы? Что объединяет все эти предметы? В какое время года всё это есть (Дети формулируют предложения, высказывают своё мнение, приходят к мнению, что это Дары Осени.)
-Для кого нужны эти дары, кто сможет питаться семенами, ягодами рябины, орехами в холодное время года? (-Дети формулируют предложение (цель) о том, чтобы выяснить, кто из птиц и диких животный может полакомиться Дарами Осени.)
2. Основная часть(17 мин):
Логопед выставляет на доску изображение диких животных и птиц и предлагает определить, кто из них чем может полакомиться. (Дети вспоминают, что рябину любит снегирь, семена из шишек достаёт клёст своим клювом, орехи и каштаны грызёт белка Дети вступают в диалог, формулируют предложение.)
- Пальчиковая гимнастика:
-Логопед ещё раз обращает внимание на поднос и предлагает выбрать те предметы, которые будет удобно прокатывать между ладонями.
«Каштаны в ладошке я крепко держу,
Каштаны в ладошке кручу и кружу.
Я ловко катаю каштаны в ладошке,
Они убегают как мышки от кошки»
-Упражнение «Прохлопай слова»:
-Как вы думаете, какое из произносимых вами слов самое длинное (коротоке? Как это можно определить?
- Шиш-ки, каш-та-ны, жё-лу-ди, ря-би-на, о-ре-хи.
Упражнение на дыхание:
-Какой из перечисленных предметов самый лёгкий? Как это можно определить?
-А если у нас нет весов (Сравнить по тяжести на ладони.
Подуть на него)
-А ещё как можно определить, взлетит ли предмет или нет?
-Выберите тот предмет, который по вашему будет самым лёгким и проверьте свои предположения. (Дети выберают семена берёзы и сдувают их с ладошки.)
-Работа по картинке-загадке «Что ты видишь?» (работа с наложенными изображениями осенних листьев):
-Что вы видите на картине? (-Работа по картинке-загадке «Что ты видишь?» (работа с наложенными изображениями осенних листьев) (Дети перечисляют: «я вижу лист берёзы…. ,дуба, клёна, рябины, каштана)
-Как вы думаете, чем взаимосвязаны предметы лежащие на подносе и эти осенние листья? (Выдвигают свои версии: они все упали с одних и тех же деревьев.
(жёлуди и дубовый лист упали с дуба, ягоды рябины и рябиновые листья упали с рябины….)
-«Обведи по контуру и заштрихуй» (работа в индивидуальных тетрадях)
3. Заключительный этап(2 мин):
-На сегодня знакомство с дарами Осени подошло к концу.
-Удалось ли нам определить какие животные чем любят полакомиться?
- Что вам сегодня показалось самым трудным?
-В какую игру вы бы хотели поиграть ещё?
-О чём вы расскажете дома?