Алена Антонова
Конспект НОД по речевому развитию «Там, где снег и лёд» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
НОД
по речевому развитию
с использованием инновационных технологий
«Там где снег и лёд» подготовительная группа
образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Физическое развитие
Цель: закрепить знания детей о животных Севера, их детенышах.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Там, где снег и лёд“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
Знакомить с нашей планетой, обогащать представление детей о животных Севера, познакомить с внешним видом, характерными особенностями и повадками;
Продолжать совершенствовать все стороны речи, учить детей пользоваться как краткой, так и развернутой формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей;
Формировать умения детей в подборе однокоренных слов;
Активизировать мыслительную активность в познавательно-исследовательской деятельности, проявление самостоятельности и наблюдательности;
Упражнять детей в согласовании слов в предложении, правильно строить сложные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы)
Развивающие :
- развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным.
Словарь:
-существительные: белый медведь, морж, северный олень, пингвин, Север, лед, океан, ветер, снег, метель, туловище, голова, шея, рога, лапы, шерсть.
Продолжать развивать умение высказывать и обосновывать свои суждения, решая проблемные ситуации, синтеза;
Развивать внимание, мышление (процессы анализа и синтеза, наблюдательность, любознательность, координационные способности, общую и мелкую моторику;
Предварительная работа: разучивание физминутки,чтение книг, рассматривание иллюстрации,разучивание стихов по теме.
Воспитательныезадачи;
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение сопереживать, замечать красоту природных явлений;
Любовь к животным, бережное отношение к природе;
Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей, развивать умение исправить или дополнить ответ своих товарищей;
Материалы: медиапроектор, презентация «Животные Арктики», картинки для игры «Что нам поможет», картон белого и черного цвета, настольная лампа, глобус, карта, компас, термос, рюкзак, варежки пуховые, вентилятор, снежок, карточки для игры «Третий лишний», картинки для задания «Проведи медведя к рыбке».
ХОД:
Беседа воспитателя с детьми ответы на вопросы.
Есть ли снег сейчас на улице? Почему? Ребята, а знаете ли вы, что на нашей планете Земля есть место где снег и лед лежит круглый год и никогда не тает, даже под солнцем. Посмотрите на глобус. Можно определить это место? Как? Это место называется Арктика.
А что вы знаете об Арктике? А хотелось бы вам узнать о ней побольше.
Как можно узнать о чем-либо? Что нам может помочь? Давайте обратимся к нашей подсказке.
Из книг, по фильму, спросить у взрослых, посмотреть в интернете, отправиться в путешествие. Что для вас было бы интереснее всего? Так вы хотите стать путешественниками?
Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники?
Сегодня я помогу вам отправиться в путешествие. Я предлагаю вам отправится в путешествие туда, где царство вечного холода и снега и льда. В Арктику.
Ребята, а что же нам может пригодится в пути, ведь мы оправляемся в далекое и трудной путешествие, к незнакомой земле?
Нам обязательно пригодятся знания, предметы помощники – компас и карта, чтобы не сбиться с пути, бинокль, конечно, запас еды, а еще дружба. В пути может случится всякое, а на помощь может прийти только настоящий друг.
Мы друг другу помогаем,
Смело вместе мы шагаем.
Потому, что мы друзья,
Ведь без дружбы жить нельзя.
Ребята, Арктика находится очень далеко, посмотрите на карту, на чем мы можем быстро туда добраться? (на самолете). Почему именно на самолёте?
Но чтобы попасть на борт самолета необходимо сказать специальное слово. Назвать слово похожее на слово снег.
Мы садимся в самолет
Отправляемся в полет.
Лёт – лёт – лёт - готов к взлету самолет.
Летом – летом – внизу земля под самолетом.
Ну, вот мы приземлились на заснеженную поверхность. Арктику называют снежной пустыней. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода его лучики греют так слабо, что почти не греют, отражаясь от белой снежной поверхности. Снег здесь никогда не тает даже летом. Почему же снег не тает на солнце. Давайте мы пройдем на полярную станцию и попробуем это объяснить.
Эксперимент «Солнечная лаборатория».
Цель: Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.
Ход: Разложить листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?
Вывод: Темные поверхности нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот снег в Арктике не тает доже на солнце!
Посмотрим, есть ли тут обитатели. Давайте, возьмем в руки бинокли и осмотрим ледовые поверхности, может, вы кого- то увидите…
Пальчиковая гимнастика «Бинокли»
Большой и указательный пальцы правой и левой руки соединяем, остальные пальцы полусогнуты, соединяем, образуя колечки.
Видите, кто-то появился вдали. (на экране появляется изображение животных, сначала один – а затем много)
Морж. Северный олень.
Полярная сова. Песец. Презентация на экране
Игра «Один - много» (На экране)
1. Морж – моржи
2. Северный олень – олени
3. Полярная сова – совы
4. Песец – песцы
Ребята, а вы не замерзли? Давайте погреемся.
Массаж рук «Зимняя разогревалочка»
Если мерзнут руки, дети медленно растирают одну ладонь о другую.
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки, как на печке, разогреть.
Сначала ладошки растирают ладошки все быстрее
Совсем как ледышки, хлопки
Потом как лягушки, по коленям хлопки
Потом как подушки, кулачками друг о дружку
Но вот понемножку продолжаем растирать
Согрелись ладошки,
Горят, и взаправду, а не понарошку.
Я горю, как от огня, вытягивают вперед раскрытые ладони
Вот, потрогайте меня.
(М. Рузина)
. А теперь я проверю, что вы запомнили о животных севера. Предлагаю поиграть.
Игра с мячом (воспитатель бросает мяч и говорит первую фразу, ребенок продолжает) :
У медведя не ноги, а….… лапы,
У чайки не руки, а ….…. крылья,
У моржа не зубы, а ….…. клыки,
У тюленя не руки, а …. …. ласты,
У медведя не лицо, а …. ….морда,
У касатки не руки, а …. ….плавники,
У чайки не рот, а…. …. ….клюв,
Упражнение "Нелепицы" (закрепление знаний по теме, развитие слухового внимания и связной речи)
Послушайте предложения, расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Воспитатель. Белый медведь живёт в жарких странах.
Дети. Белый медведь живёт на Севере.
Воспитатель. Тюлень охотится на белого медведя.
Дети. Белый медведь охотится на тюленя.
Воспитатель. Северный олень живёт в воде.
Дети. Северный олень живёт на суше.
Воспитатель. Морж питается сухой травой, добытой из-под снега.
Дети. Северный олень питается сухой травой, а морж питается моллюсками, рыбой.
Воспитатель. Тюленёнка называют белячок, потому что он… черный.
Дети. Тюленёнка называют белячок, потому что он белый.
Воспитатель. Морж клыками ловит рыбу.
Дети. Морж клыками цепляется за льдины.
Это какая-то загадка (мнемотехника)
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет.
(Белый медведь)
А знакомы ли вы с белым медведем? Отправимся его искать.
Нам нужно пройти через реку, добраться до Умки. Как нам быть? Построить мостик. Но мостик у нас будет не простой, а звуковой.
Игра «Звуковой мостик».
Дети предлагают варианты ответов (переплыть на лодке, на катере, на корабле).
Можно пройти по мосту. Но мостик не простой, этот мостик звуковой. Пройдет тот, кто назовет слово, которое начинается на последний звук в предыдущем слове. Дети называют слова и проходят по мосту.
Вот мы и добрались до главного жителя Арктики – белого медведя. (появляется на экране). Посмотрите он нам очень рад, поздоровайтесь с ним кто как хочет.
Рассмотрите белого медведя (рассказ воспитателя)
Белый медведь – хищник. У медведя толстые и широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью, она делает его не заметным. Голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают Белого медведя от холода, он может долго находиться в воде. У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега.
Игра со снежком, придать слову увеличивающее значение.
У медведя не голова, а головища
не лапы, а лапищи
не когти, а когтищи
Индивидуальные задания «Проведи медведя к рыбке» (соединить льдинки с цифрами)
Игра «Третий лишний» (работа парами)
А вы знаете, что белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу». Белый медведь считается символом нашей страны России. Он был одним из символов Олимпиады в городе Сочи.
А у меня есть «Чудо-мешочек», в нем снежок – возьмите себе в руку, давайте загадаем, чтобы все люди на земле были добрые и заботились о животных и сдуем его. Снежок разлетится по свету и наше желание обязательно сбудется!
Северный край хоть и царство снега и льда, но солнце дарит Северу очень красивое и необычное явление. Это - Северное сияние – уникальное явление, которое можно увидеть на Севере.
Вам понравилось? Но пора возвращаться домой. Давайте прощаться с Умкой. Умка попросил нас позвонить ему, как только мы вернемся домой.
Игра «Почемучка» рефлексия
Почему все животные Арктики белые?
Почему им не холодно и в воде, и на снегу?
Почему основная пища животных в Арктике – рыба?
Почему у животных хороший нюх?