Ирина Хряпкина
Конспект НОД по речевому развитию «Овощи и фрукты». Старшая группа компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
образовательные:
- упражнять в отгадывании загадок;
- упражнять в умении образовывать относительные прилагательные;
- формировать умение детей самостоятельно составлять описательный рассказ об овощах и фруктах с опорой на графическую схему;
- обогащать словарь детей на основе углубления представлений об овощах и фруктах;
- закрепить знания детей о фруктах и овощах, умение их дифференцировать;
- закреплять понятия сад, огород.
Развивающие:
- развитие концентрации внимания, зрительного восприятия,
- развитие памяти, мышления,
- развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Овощи и фрукты“, Старшая группа компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
- воспитание умения работать в коллективе, дисциплинированности;
- воспитывать интерес детей к совместному и индивидуальному рассказыванию.
Предварительная работа с детьми: рассматривание альбомов «Овощи и фрукты»; беседа «Что растет в огороде и саду»; беседа о пользе фруктов и овощей; дидактическая игра «Что лишнее?»; чтение стихотворений об овощах и фруктах.
Оборудование: муляжи овощей и фруктов, мешочек, картинки с изображением фруктов и овощей; плоскостные изображения овощей и фруктов; магнитная доска; ноутбук, экран, опорная схема для составления описательных рассказов об овощах и фруктах; мяч; плоскостные баночки и коробочки по числу детей; коврограф, разноцветные верёвочки для коврографа; тарелка, свежие яблоки, картинка Осени.
Ход.
Воспитатель: Один, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть! Ребята, сегодня мы с вами поговорим об овощах и фруктах.
Чтобы быть здоровыми, умными, сильными, люди должны получать витамины с пищей. Как вы думаете, в какое время года мы получаем больше всего витаминов?
Дети: Летом и осенью.
Воспитатель: Почему?
Дети: летом и осенью много овощей и фруктов.
Осень – это красивое время года. Осень дарит всем подарки.
Вы любите получать подарки? (Да).
Я предлагаю вам отправиться в гости к Осени. Она приготовила для вас очень интересные задания.
- Ребята, Осень подготовила для вас загадки. Послушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай! Что собрали? Отгадай!
- Здесь весною было пусто, Летом выросла. капуста.
- Помогает деду внук,
Собирает с грядок. лук.
- Собираем мы в лукошко очень крупную. картошку.
- От дождя земля намокла, Вылезай, толстушка. свёкла.
- Из земли за чуб плутовку Тянем сочную. морковку.
- Вот зеленый толстячок - Крупный, гладкий. кабачок.
- Для Володи и Катюши Соберем в корзину.. груши.
- Не забудем для Алёны Очень кислые. лимоны.
- А теперь пойдем мы в сад. Там созрел уж. виноград.
- Очень сочны и красивы Выросли на ветках. сливы.
- Для начинки в пироги Собираем. яблоки.
- Красный, круглый и большой,
Сочный лакомый синьор. Угадали?. Помидор.
- Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки.
- Представьте, что мы попали в огород маленького гномика.
Овощи на его грядках тоже очень маленькие. Если у нас выросла картошка, то у него – картошечка, огурец -. (огурчик, помидор -. (помидорчик, лук -. (лучок, капуста -. (капусточка, чеснок -. (чесночок, морковь -. (морковка).
(Воспитатель бросает мяч, ребёнок отвечает).
Воспитатель: У меня для вас приготовлена ещё одна игра, она называется «Волшебное дерево».
Посмотрите на него внимательно, догадались, почему оно волшебное?
Дети: на нем растут фрукты и овощи.
Воспитатель: верно, а на деревьях у нас только что может расти?
Дети: фрукты.
Воспитатель: А овощи где растут?
Дети: в огороде на грядках.
Воспитатель: совершенно верно. И вот сейчас каждый, кого я вызову, соединит свои любимые фрукты, или овощи. Не запутайтесь. Одной веревочкой можно соединить только 2 фрукта, или 2 овоща. И потом посмотрим, кто из вас какие фрукты или овощи любит.
Воспитатель: Анечка, что ты любишь? Назови, одним словом что это?
Ребёнок: огурец и помидор это овощи.
Воспитатель: Приглашаю в огород.
В огород пойдем, Дети идут по кругу.
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный. Показывают.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернемся по дорожке. Идут на свои места.
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами поиграем ещё в одну очень интересную игру, игра называется «Поварята», мы с вами будем поварятами. А готовить мы будем сок и варенье из разных фруктов.
Я каждому из вас раздаю баночку с вареньем и коробочку с соком, на них изображены фрукты. А вы должны будете приклеить коробочку с соком и баночку с вареньем под тот фрукт, который изображен на доске. И не забудьте нам сказать какой же сок и варенье у вас получится. Постарайтесь свой сок и варенье назвать правильно не ошибайтесь.
Воспитатель: Вова, выходи. Какой сок ты приготовил? (Яблочный).
- Из чего? (Из яблок).
Воспитатель: Осень приготовила для вас мешочек, как вы думаете, что может быть в этом мешочке?
Дети: овощи и фрукты.
Воспитатель: правильно. Сейчас вы по очереди будете опускать руку в мешочек, и на ощупь должны отгадать, что вы нашли в этом мешочке. А когда уже вытащите свой фрукт или овощ, расскажите о нём, где растет, какой на вкус, какой на ощупь, какого цвета, какой формы, что из него можно приготовить.
А поможет нам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы (на экране изображение схемы с символами для составления описательного рассказа).
Не забывайте соблюдать главные правила при составлении рассказа: отвечать полными предложениями, не выкрикивать и не перебивать друг друга.
Далее выслушиваются рассказы детей.
Пример 1.
Примерный вариант рассказа: «Это помидор. Помидор - это овощ. Он растет в огороде, на грядке. Помидор - это вкусный, сочный и сладкий овощ. На ощупь он мягкий. Помидор красного цвета, круглый. Из помидоров можно приготовить салат. Их можно солить, консервировать, есть в сыром виде».
Пример 2.
«Это лук. Лук - это овощ. Он растет в огороде, на грядке. Лук на вкус горький, на ощупь - гладкий. Лук бывает желтого или светло-коричневого, а также белого, фиолетового и зеленого цвета. Лук желтого или светло-коричневого, белого, фиолетового цвета называют репчатым, потому что он округлой формы и похож на репку. Лук кладут в салаты, в супы, в гарниры, употребляют в сыром, жаренном и вареном виде».
Пример 3.
«Это яблоко. Яблоко - это фрукт, потому что растет на дереве в саду. Оно ароматное, румяное, наливное, приятно пахнущее, свежее, сочное, хрустящее. По вкусу яблоко может быть кислым, кисло-сладким, сладким. На ощупь твердое, гладкое. Яблоко зеленое, круглой формы. Его употребляют в сыром, вареном, засушенном и запеченном виде. Из яблок можно приготовить фруктовый салат, яблочный сок, яблочное варенье, пюре, повидло, джем, пирог с яблочной начинкой, пирожки с яблоками, утку с яблоками».
По этой же схеме составляются описательные рассказы о других овощах и фруктах.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ?
- А как называется дерево, на котором растут яблоки? (Яблоня.) Для чего нужно есть фрукты? (В них много полезных веществ и витаминов).
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что вы узнали нового? Что понравилось? А что было трудно для вас? Что еще вы хотели бы узнать об овощах и фруктах?
- Посмотрите, сама красавица Осень пожаловала к нам. (Показ картинки Осени на экране).
- Вы сегодня хорошо потрудились, за старания Осень угощает вас своими дарами. (Угощение детей яблоками).