Юлия Гарина
Конспект НОД по речевому развитию на тему «Чтение и пересказ сказки В. И. Даля «Старик Годовик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию на тему: "Чтение и пересказ сказки В. И. Даля "Старик Годовик" для детей подготовительной к школе группы.
Воспитатель Гарина Ю. Г.
Цель:Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки; уточнять знания детей о временах года; развитие связной речи детей подготовительной группы через пересказ сказки.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию на тему „Чтение и пересказ сказки В, И, Даля „Старик Годовик“» размещена в разделах
- Даль В.И.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Задачи:1. Развивать фонематический слух, восприятие, речевое дыхание, внимание, память.
2. Воспитывать умение внимательно слушать литературное произведение, совершенствовать диалогическую речь.
3. Закреплять умение передавать в рисунке картину природы, характерные признаки времен года. Развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, чувство цвета.
Методы и приемы: Беседа; чтение художественного произведения и его пересказ.
Материалы и оборудование: иллюстрации времен года; мультимедийная техника (компьютер, портрет В. И. Даля, иллюстрация к сказке (сказочные птицы).
Раздаточный материал: Альбомные листы, цветные карандаши.
Предварительная работа:
Хоровое проговаривание четверостишия:
Каждый день,всегда, везде,
На занятиях, в игре-
Говорим все четко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
1. Здравствуйте ребята! Послушайте и отгадайте загадку:
На одном боку цветы расцветают,
На другом - листья опадают,
На третьем – плоды созревают,
На четвёртом - сучья подсыхают.
(времена года)
Давайте посмотрим в окно! Какое время года наступило? Как вы догадались? (Что на это указывает) Сколько всего времен года? Назовите по порядку
2. Времена года. Год.
Воспитатель: Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым?
Дети:
Воспитатель: На макете календаря покрутите стрелочку «колеса времени» - зима, лето, весна, осень – вот и прошёл год. И так по кругу, до бесконечности. Ребята, я прочту вам сказку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых. Сказка, с которой мы познакомимся сегодня, называется «Старик Годовик». Но это не простая сказка, а сказка-загадка. И, если вы будете внимательно слушать, то без труда сможете ее разгадать.
Воспитатель читает сказку и демонстрирует презентацию.
Воспитатель: Дети, вам понравилась сказка?
Кто ее написал? Как называется сказка?
С какими новыми словами познакомились? Значение каких слов вам не знакомо.
«Знойно» - горячий
«душно» - спёртый для дыхания воздух. Насыщенный испарениями, трудный для дыхания.
«жать рожь» - срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.
Воспитатель: Вы уже догадались, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?
Дети отвечая на вопросы, разгадывают загадку.
Воспитатель: А теперь, я попрошу вас пересказать эту сказку.
Слушаем ответы 3-4 детей.
Физкультминутка:
Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за мной повторяй! (Дети встают)
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (поднимаем руки вверх и растопыриваем пальчики)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (наклон влево-вправо)
Землю солнышко пригрело, (разводим руки стороны)
Птичка радостно запела (руками изображаем взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы (сложим ладошки чуть согнув пальцы, изображая бутон)
Молодцы! Присаживаемся на свои места.
3. Воспитатель: А теперь, я хочу предложить вам нарисовать свою птицу, которая будет символизировать ваше любимое время года.
4. Итог:
Какую сказку читали? Кто ее написал?
А почему это произведение названо сказкой?
Что сказочного?
Что выдумано автором?
Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку – загадку?
Чему хотел научить?
Сколько времен года вы знаете, их название по порядку.
Месяцы. Сколько их всего. Назвать по порядку.