Анастасия
Чтение сказки В. И. Даля Старик Годовик
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: разновозрастная группа
Образовательная область: Речевое развитие (чтение художественной литературы)
Тема НОД: Чтение сказки – загадки В. И. Даля «Старик-годовик
Цель: Познакомить детей с творчеством русского писателя В. И. Даля, обобщить и систематизировать знания детей по теме «Времена года»
Публикация «Чтение сказки В, И, Даля Старик Годовик» размещена в разделах
Задачи: продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять знания детей о временах года; обогащать и активизировать словарь детей.
Развивать монологическую и диалогическую речь детей; развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.
Воспитывать желание детей слушать произведение;
воспитывать чувство уважения друг к другу; воспитывать желание познавать новое.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная, музыкальная, познавательная.
Формы организации: групповая, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, изготовление продукта детского творчества (рисунок «Время года»).
Оборудование: мультимедийное оборудование; мольберт; иллюстрации к сказке; аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года. Январь», «Алиса в стране чудес» (саундтрек к мультфильму); маски «Времена года» для детей; раскраска «Времена года» на каждого ребенка.
Предварительная работа: знакомство с биографией и творчеством В. И. Даля; чтение сказки В. И. Даля «Девочка Снегурочка»;загадки про времена года, беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, выставка «В. Даль», разучивание физкультминутки «Весна», пальчиковой гимнастики «Цветок».
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
1. Вводная часть
Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадку.
На одном боку цветы расцветают,
На другом - листы опадают,
На третьем – плоды созревают,
На четвёртом - сучья подсыхают.
Посмотрите в окошко.
Какое время года наступило?
А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?
Сколько всего времён года? Назовите их.
Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики.
Появляются под звуки природы по очереди времена года (лето, осень, зима, весна) и загадывают загадки (дети в масках времен года).
Лето:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
"КУПАЙТЕСЬ"-приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я. (лето)
Осень:
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (осень).
Зима:
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня. (зима).
Весна:
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня. (весна).
Времена года выстраиваются друг за другом.
Времена года, а вы хотите послушать, что же ребята о вас знают? Ну тогда, оставайтесь с нами.
2. Основная часть
Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русскиё язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.
Чтение сказки- загадки В. И. Даля «Старик - годовик» (под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Январь» с показом на мольберте подготовленных иллюстраций)
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
Ребята, кто знает, что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.
Мужики стали жать рожь.
Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Зима: А назовите мои зимние месяцы?
Весна: А мои месяцы вы знаете?
Лето: А порадуйте теперь лето своими ответами, назовите моих месяцев- помощников.
Осень: Ой, ребята, неужели вы и мои месяцы знаете?
Ребята, а сколько же в году месяцев?
Следующий вопрос. Какие это четыре крыла у каждой птицы? (иллюстрация)
Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле? (иллюстрация)
Ребята, а назовите дни недели.
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?
(иллюстрация)
Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.
Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (иллюстрация)
Ребята, а теперь давайте немножко повеселимся. Вставайте, в круг.
Физкультминутка «Весна».
От солнышка весеннего лучики бегут,
Травушку-муравушку выглянуть зовут,
Вот проклюнулись росточки,
Потянулись вверх листочки,
Кулачки-бутоны сами
Так и брызнули цветами.
Ну, вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.
Определение главной мысли сказки : А почему это произведение названо сказкой - загадкой?
Что сказочного?
Как вы думаете, для чего В. И. Даль написал такую сказку – загадку?
Чему хотел научить?
Ребята, а давайте порадуем «Времена года» и нарисуем для них рисунки. Рисунки не простые, а для каждого времени года свои.
Перед тем как приступить к рисованию нам надо размять пальчики.
Проводиться пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос красивый цветок на поляне.
К солнцу раскрыл он свои лепестки.
А под землей красоту и сияние дарят цветку корешки.
А теперь приступаем к рисованию. Каждая команда рисует картинку своего времени года.
Посмотрите, какие красивые рисунки у нас получились.
3. Заключительная часть
Что нового и интересного узнали сегодня?
С каким автором вы сегодня познакомились?
Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?
С какими новыми словами познакомились?
Что понравилось?
Что показалось трудным?
О чём сможете рассказать друзьям, родителям?
Ребята, а времена года за то, что вы столько знаете о них, приготовили вам подарки (тематические раскраски). Дети под музыку входят в группу и встают в круг.
Дети отгадывают загадку. (Времена года)
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети садятся на стульчики.
Дети отгадывают загадки.
Дети «Времена года» садятся на стульчики.
Дети слушают сказку – загадку.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Ответ полный развернутый.
Дети отвечают на вопросы «Времен года».
Дети полно и развернуто отвечают на вопросы сказки – загадки.
Ответы детей.
Дети встают в круг.
Проводится физкультминутка.
Руки вверх, все пальчики широко расставлены.
Дети присели.
Сжали кулачки.
Дети встают, поднимаются на носочки.
Поднимают руки вверх, разжимают кулачки, пальчики широко расставлены.
Дети садятся на стульчики.
Дети дают полные развернутые ответы.
Дети делятся на четыре команды по временам года и рассаживаются за подготовленные для каждой команды столы.
Дети складывают кисти рук в «бутон» перед собой.
Дети «раскрывают» бутон, широко расставляют пальчики.
Опускают руки вниз, стряхивают кисти и шевелят пальчиками.
Под музыку дети рисуют.
Проводится выставка рисунков на доске.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.