Оксана Антонова
Конспект НОД по речевому развитию детей средней группы «Ходит сон близ окон»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Новоусманский д/с №1 ОВ»
Конспект НОД
по речевому развитию
детей средней группы
на тему
«Ходит сон близ окон….».
Воспитатель:
Антонова О. А.
с. Новая Усмань
2019
Цель: обогащение и совершенствование речи,
овладение конкретными речевыми умениями, а именно, построением связного развёрнутого высказывания с использованием фольклорного материала.
Образовательные задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
- учить детей составлять небольшой связный рассказ с использованием фольклора;
- закрепить произношение звука «ч»;
- учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- познакомить детей с колыбелью, непременным предметом русской избы;
- познакомить детей с колыбельными песнями как жанром фольклора, открывая мир словесного искусства (ритмический склад речи, напевность, выразительность интонаций).
- раскрывать перед детьми богатство русского языка, учить их говорить образно, выразительно; активизировать в речи слова колыбелька, зыбка, люлька
- развивать интерес к песням, потешкам, поддерживать беседу, используя новые слова в речи.
Воспитательные задачи:
- учить сочувствовать, сопереживать;
- формировать интерес к фольклорной музыке, к живописи.
Наглядный материал: кукла – младенец; колыбель; аудиозапись Колыбельных песен.
Предварительная работа: Чтение потешек, заучивание их наизусть, обыгрывание потешек, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций и картин, пополнение словарного запаса, его активизация.
Организация непосредственно образовательная деятельность.
Встречает детей : Дай Бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям, милым детушкам. Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и здоровьицем. Проходите, детки милые, да поздоровайтесь с гостями нашими, по обычаю да по русскому.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
-Здравствуйте.
Воспитатель: (раздается детский плач) Ой, кто же плачет у нас? (Хозяйка открывает полог и достает «младенца»- куклу Машеньку
А Хозяйка приговаривает:)
Девочка-клубничка,
Румяное личико.
Щёчки что яблочки,
Губки как ягодки.
Носик-курносик
Пуговкой.
Глазки серенькие,
Зубки беленькие.
А зовут нашу девочку припевочку Маша
- Ребята, а давайте назовём Машу ласково, может, она и перестанет плакать…
- … (Машенька, Машуля, Марусенька, Маняша, Манюнечка, малышка, ребёночек, девчоночка, девонька, роднулечка, кровиночка)
— Ребята, Маша плачет… Что мы можем ещё сделать, чтобы успокоить её? Дети: (спеть колыбельную песенку, покачать на ручках).
— А вы знаете колыбельные песенки?
Давайте вспомним, как вас мамы укладывают спать.
Дети рассказывают, как их или младших детей в их семьях мамы укладывают спать.
- Давайте и мы попробуем успокоить нашу Машеньку
(Игра –драматизация «Укладываем спать Машу»)
Котик серенький коток,
Котик беленький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Мою Машеньку качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога
Да кувшин молока.
Баю-баю-баиньки,
Купим Маше валенки,
Наденем ей на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет Машенька ходить,
Новы валенки носить.
Ай, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать.
Ай, люли, люленьки,
Улетели гуленьки.
Ай, люли, люленьки,
Возвращайтесь, гуленьки.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Нашу Машу не буди.
Тёмна ноченька – не спится,
Наша Машенька боится…
Ты, собаченька, не лай,
Нашу Машу не пугай!
Люли, люли, люленьки.
Летят сизы гуленьки
Наша Маша будет спать,
Будет глазки закрывать.
— Всё равно Маша не спит! Какая проказница! Что же делать? Давайте её положим в колыбельку и покачаем, в колыбели и негромко будем приговаривать: «Ч-ч-ч, наша девочка усни». (вместе, индивидуально)
Ребята хором негромко произносят звуки, тихо качают колыбель. Маша засыпает.
(пока Машенька красавица спит, мы с вами побеседуем)
Слайды:
— В старые времена младенца укачивали в подвешенной к потолку колыбели,
— Колыбель - первый домик младенца
— Как вы думаете, почему она так называлась?
Дети: ответы (от слова колыбать, колыхать)
— Чаще всего в старину люльку делал сам хозяин
— А кто такой хозяин в доме? Кого называют хозяином дома?
Дети: папа, дедушка.
— А изготавливал хозяин люльки (из лозы (слайд1, из дерева (слайд2, плели из верёвок (слайд 3,если в доме хозяин был кузнец- он мог сам сковать люльку из металлических прутьев (слайд 4)
— А наша люлька из какого материала сделана?
Колыбели привешивались веревками к потолку куда вбивался крюк.
— Какая постелька была у малыша? Кто знает?
Дети: (Постелью младенцу служил положенный на дно люльки соломенный матрасик или просто настеленная толстым слоем солома.)
Над колыбелью всегда был полог из темного ситца или холста.
— Как вы думаете зачем?
Дети: Он надевался для затемнения колыбели - считалось, что ребенок в темноте лучше спит, для защиты от насекомых и для предохранения от дурного глаза, входивших в избу посторонних людей.
Воспитатель: Как вы думаете, а сейчас изменились колыбели, какие они?
Дети: Они современные, красивые, удобные и уже не привешиваются к потолку.
Воспитатель: а колыбельные песни изменились?
Дети: Нет.
— А колыбельные песни какие?
Дети: – светлые, добрые, нежные…
— А как поётся колыбельная песня?
Дети: Тихо, протяжно, ласково.
— Смотрите-ка! А Машаенька-клубничка уже проснулась! Улыбается в своей колыбельке, радуется утру! Утром после сна что мы делаем?
Дети: зарядку
— Давайте мы с нашей девочкой-клубничкой тоже сделаем зарядку
— ПЕСТУШКИ
Глазки смотрят,
Носик дышит,
Ушки милые
Всё слышат,
Ротик улыбается,
Ручки просыпаются.
И готовы ножки
Топать по дорожке!
С добрым у гром!
Цыпа-цыпа-цыпочка,
Встанем мы на цыпочки!
Ручки вверх потянем,
Бо-ольше, вы-ыше станем!
Тянем, тянем ушки
Прямо до макушки -
По-тя-гуш-ки, по-тя-гуш-к
- У Маши наступила утро, ей пора кушать, надо нам приготовить ей кашку,
встанем в кружок и отправимся к бабушке Наташе
«Как у бабушки Наташи»
Дети встают в круг:
Как у бабушки Наташи (одевают воображаемые платки).
Ели вкусную мы кашу (соединяют две ладони, пальцы сгибают так, что
бы было похоже на тарелку.)
Кашу вкусную с дымком! (Над правой ладошкой кружат по
спирали указательным пальцем с низу-вверх).
Кашу вкусную с дымком! (Над левой ладошкой кружат
указательным пальцем снизу – вверх)
С хлебом! (Показывают ладонь правой руки горизонтально)
С маслом! (Кладут левую ладонь на правую ладонь)
Молоком. (Соединяют две ладони вместе, а большие пальцы
соединяют и поднимают вверх, изображая кружку)
Взяли мы большие ложки. (Сжимают кулачки с поднятыми большими
пальцами)
Съели кашу всю до крошки. (Имитируют еду ложками)
Вот какая каша. (Имитируют тарелку, соединив две ладони вместе)
У бабушки, (имитируют завязывание платка)
Наташи (показывают очки, приставив кружочки, сделанные из
большого и указательного пальцев).
Вот мы сварили кашку и для Машеньки –девчоночки и для ребят
Вы сегодня большие молодцы, но нам пора прощаться:
Всего доброго вам и нашим гостям.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.