ирина
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «В. Бианки «Музыкант»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе
В. В. Бианки «Музыкант»
Воспитатель: Копылова И. Л.
г. Котлас Архангельской области, 2020г.
Цель: обучение связному последовательному пересказу с опорой на
иллюстрации.
Задачи:
Образовательные:
1. Совершенствовать умение отвечать на вопросы.
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе „В, Бианки „Музыкант“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
2. Формировать умение логично излагать свои мысли.
3. Закрепить знания детей о творчестве В. В. Бианки.
Развивающие :
1. Развивать речь, память, наблюдательность, внимание, умение обобщать. 2. Активизировать словарный запас детей (музыкант, медвежатник, колхозник, завалинка, щепка, опушка, пиликать).
3. Обогащать знания детей об окружающем мире.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Чтение рассказов и сказок В. В. Бианки : «Чей нос лучше», «Мастера без топора», «Как муравьишка домой спешил», «Теремок», «Хвосты», «Первая охота», «Синичкин календарь», «Музыкант» и др; рассматривание иллюстраций; дидактические игры: «Скажи наоборот», «Кто больше подберет действий (признаков?»; отгадывание загадок, работа с пословицами.
Оборудование: Портрет В. В. Бианки, выставка книг писателя «Герои Бианки», предметы из дерева – ветки, кора, щепки, полено, опилки, 3 иллюстрации к рассказу, макет избы с завалинкой, 5 кругов разного цвета.
Ход НОД:
Дети, а я вас хочу пригласить на завалинку. Вы знаете, что такое «завалинка»? (рассмотреть макет избы с завалинкой).
(Завалинка - это невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы для утепления). Раньше в деревне люди часто собирались на завалинке. Там они делились друг с другом новостями, своими радостями и печалями, помогали друг другу советом, пели песни, шутили. Вот и я вам предлагаю присесть на завалинку, поговорить…
Воспитатель: Ребята, посмотрите на портрет одного писателя (показ портрета)
Кто знает, как его зовут?
По профессии В. В. Бианки – потомственный биолог, т. е. его отец тоже был биологом. Биолог – это человек, который занимается изучением природы. В. В. Бианки родился в 1894 году. С детства Виталий постоянно был в окружении природы. Его отец часто брал его с собой в походы. Виталий с самого детства не только, наблюдал, но и записывал все, что наблюдал. Из этих записей он потом брал материал для своих произведений. В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений. Например, «Снегурушка – милушка», «Пёрышко» и другие. Его творчество сложилось из многих произведений.
Сегодня мы познакомимся с рассказом В. В. Бианки и будем его пересказывать.
А какой, вы узнаете, отгадав загадки:
«Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную» (медведь)
В руках неумелых скрипит,
О мастере старом грустит.
Чарует, волнует, искрится,
Поет волшебница … (скрипка)
Догадались, какой рассказ мы будем пересказывать? («Музыкант», который расскажет нам о старом медвежатнике.
Дети, а кто такой «музыкант»? (Музыкант – это артист, играющий на музыкальном инструменте и занимающийся музыкой).
Послушайте рассказ и обратите внимание на новые незнакомые слова. Их мы будем обозначать разноцветными кругами (воспитатель читает текст и выставляет иллюстрации к рассказу).
Как называется рассказ и кто его написал?
Кто является главным героем произведения? (старый медвежатник и медведь).
А кто такой медвежатник и чем он любил заниматься? (Медвежатник - это человек, который охотится на медведей и пиликал на скрипке.) Выставляется на фланелеграф коричневый круг.
Как вы понимаете – «пиликал на скрипке»? (Это когда не умеешь играть на музыкальном инструменте, а пытаешься; плохо играешь). Выставляется красный круг.
Где сидел старый медвежатник, когда мимо его проходил колхозник? (на завалинке).
Объясните значение слова «колхозник». (Колхозник - это человек, который работает на земле, житель сельской местности). Выставляется желтый круг.
Что сделал старик после совета колхозника? (Отложил скрипку, расспросил, взял ружье и пошел в лес.).
Чем занимался старик в лесу? (искал медведя).
Какой звук услышал старик и с чем его сравнил? (звук «Дзенн». Он сравнивает его со струной).
Откуда слышался звук? (Звук слышался с опушки.)
Как вы понимаете слово – «опушка»? (Опушка-это край леса, свободное место в лесу.) Выставляется зеленый круг.
Что увидел старик на опушке леса? (на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки.)
Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздался звук.)
Что такое щепка? (Щепка – это тонкая пластинка дерева, отколотая вдоль полена, мелкие кусочки дерева). Выставляется синий круг.
Давайте с вами найдем на столе среди разных предметов щепку и рассмотрим ее (обследование щепки).
Как вел себя медведь при этом? (Медведь наклонял голову и слушал. А когда звук замолк, медведь опять оттягивал щепку и пускал.)
Почему старик не убил медведя? (Он такой же музыкант, как и сам старик.)
Физминутка:
Идёт медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг,
На двух руках, на двух ногах,
Мы тоже можем так.
В лесу пастух трубит в рожок,
Пугается русак,
Сейчас он сделает прыжок,
Мы тоже можем так.
Чтение рассказа еще раз. После прочтения круги убираются и отмечается, сколько новых слов встретилось в произведении.
Пересказ рассказа по частям с опорой на картинки (по желанию детей 3 человека).
- Ваш пересказ должен быть последовательным и выразительным. Не забываем, что в каждом произведении есть начало, середина и конец.
Воспитатель предлагает сделать детям выбор: «Выберите картинку той части, которую будете пересказывать».
- А теперь давайте послушаем, кто желает рассказать? Не забывайте, что первый рассказывающий должен назвать автора и название рассказа. (Дети пересказывают)
А чей пересказ понравился больше всего? Почему?
А теперь ребята, вас приглашаю на коврик. Кто-нибудь из вас будет играть на музыкальном инструменте, а остальные должны отгадать.
Кто написал произведение?
Почему произведение В. Бианки "Музыкант" так называется? (ответы детей)
Что хотел нам сказать писатель в рассказе «Музыкант»? (Что нельзя убивать животных.)
А почему нельзя убивать животных, а надо их беречь? (Потому что они похожи на людей, животные даже могут создавать музыку.)
Дети, об этом надо помнить всегда, и когда вы вырастите, то не причиняйте животным вреда, а охраняйте их.
Народная мудрость гласит: «Добро побеждает зло». И мы видим, что это так. Старик пошел убить медведя, но не сделал этого, добро победило.
- А сейчас игра «Закончи предложение» :
«Сегодня я узнал…», «При чтении рассказа я думал…».
Приложение
«Музыкант» (рассказ) В. В. Бианки
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст.
Вдруг старик услыхал: «Дзенн.» Красивый такой звук, как струна пропела. Немного погодя опять: «Дзенн.» Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» А из лесу опять: «Дзенн.» — да так звонко, ласково. Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки. Старик подкрался из-за ё лочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн.» — как струна запела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.
Замолк звук, — медведь опять за своё : оттянул щепку и пустил.
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн.»
Колхозник спросил старика:
— Ну что, убил медведя?
— Нет, — ответил старик.
— Что ж так?
— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?
И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.