Антонина Калачева
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи — работа со звуками [Ж]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух.
Задачи:
1. Образовательные:
- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках;
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
2. Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звуковая культура речи — работа со звуками [Ж]-[Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
-развивать артикуляционную моторику ;
-развивать интонационную выразительность речи;
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость.
Планируемые результаты: обогащение речевого опыта, умение различать слова со звуками [Ж] и [Ш].
Материалы и оборудование: игрушки жук, змея; карточки с изображением жука и змеи; на каждого ребенка су-джок, массажеры (по одному на каждого ребёнка). Мяч.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок со звуком «ж-ш», загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина, жук, жираф, душ, разучивание скороговорок.
Методы и приёмы: 1. Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация.
2. Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, заучивание наизусть, д/игры с наглядным материалом.
3. Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.
4. Практические: подражательные упражнения, игры.
Ход:
Организационный момент:
Давайте встанем в кружок и сначала поздороваемся друг с другом.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево.
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем
И играть пойдем.
1. Мотивационно - ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете отгадав загадки.
- Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)» (выставляется игрушка)
Воспитатель: Правильно ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.
- Как жужжит жук? (жжж). А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж)
-А сейчас встретим другого гостя.
-Послушайте загадку.
-Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - (ЗМЕЯ). (выставляется игрушка)
Воспитатель: Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу.
-Как шипит змея? (шшш)
2. Проблемно-поисковый этап
Воспитатель: Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).
Воспитатель: Ребята, а вам не кажется, что наши гости чем-то расстроены, по моему они поссорились.
Жук Жужу: Да, мы в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать чем шипеть.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто здесь прав, какой звук главнее?
Верно, дети. Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Ребята, докажем гостям, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи? Что нам может помочь в нашей игре? Конечно, план (схема). Давайте, посмотрим. Вот у нас план. Что же это за цифры? Назови их, Андрюша. Давайте найдем цифру 1.
3. Практический этап
Воспитатель: Задание 1. Чем похожи и чем отличаются эти звуки?
Давайте сегодня мы будем различать звуки Ш-Ж, правильно и чётко их произносить.
- А какие это звуки гласные или согласные? (согласные)
- Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)
-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)
- А теперь звук – ш-ш-ш.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)
- Чем похожи эти звуки? (оба звука – всегда твердые, согласные).
-Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.
Артикуляционная гимнастика
Мы пришли ребята с вами
На весёлую поляну.
Ой, куда же мы попали?
И оглядываться стали.
Влево, вправо, вверх, вниз,
Не дрожи, улыбнись… .
Раз улыбка, два, три…
Зубы лучше покажи.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
-Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки.
Посмотрим на план - какая цифра дальше? (2). Найдем эту цифру и узнаем, в какую игру будем играть дальше.
Дети садятся за столы.
2. Дидактическая игра «Поймай звук»
Воспитатель: Возьмите карточки. Что на них изображено?
- Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж)
- Как шипит змея? (ш-ш-ш)
-Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, поднимайте карточку с жуком, звук –ш, поднимайте карточку со змеёй.
Слова: пышка, плюшка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок, шайба, журнал, петушок, швабра.
Воспитатель: Ваш язычок отдохнет, а поработают ручки: если услышите слова со звуком Ж - поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх - вниз (летает жук). Если услышите слова со звуком Ш - зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея).
Слова: жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди.
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием.
Скажите, какая следующая цифра по стрелочке? (3). Давайте найдем эту цифру 3 и узнаем следующую игру.
3. Дидактическая словесная игра «Добавь слово»
Воспитатель: Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.
1. И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по… (животикам).
2. Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот).
3. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)
4. Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему… (поможет).
5. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)
6. Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на… (машине).
7. Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень (жарко)
Воспитатель: Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.
Какая следующая цифра по плану? (4). Давайте найдем эту цифру и узнаем следующую игру.
4. Игра «Ходит ежик без дорожек»
Воспитатель: А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть и поиграть в игру с су-джок, массажером.
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
(Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями).
И иголками своими колется, колется
(Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорок мячика, затем меняют руки).
А я ежику- ежу ту дорожку покажу,
(Мячики держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки).
Где катают мышки маленькие шишки.
(Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями).
Воспитатель: Молодцы ребята. Положите шарики в корзинку.
Какая следующая цифра по плану? (5). Давайте найдем эту цифру и узнаем следующую игру.
5. Словесная игра «Большой - маленький» (с мячом)
Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитатель: Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький. Например: снег-снежок
Слова: утюг – утюжок, сапог – сапожок, петух – петушок, флаг– флажок, пирог – пирожок.
Кто знает, какая цифра по плану дальше? Скажи, Маша. (6) Давайте найдем эту цифру и узнаем, во что мы будем играть.
6. Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением.
Дети становятся в круг. Выполняют движения.
На лужайке, на ромашке (Кружение с поворотом)
Жук сидел в цветной рубашке (Приседание руки на пояс).
Жу-жу-жу, жу-жу-жу Я с ромашками дружу
Тихо по ветру качаюсь, (Движения по тексту).
Низко - низко наклоняюсь.
Воспитатель: Какая цифра у нас осталась? (7). Давайте ее найдем и узнаем следующую игру.
7. «Повтори чистоговорки» (с мячом)
Ша-Ша-ша наша Нюша хороша.
Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.
Жи-Жи-Жи у меня ножи.
Шу-Шу-Шу шубу я ношу.
Жу-Жу-Жу жук жужжал Жжжу-Жжжу.
Аш-Аш-Аш мы долелали шалаш.
Аж-Аж-Аж есть у нас багаж.
Ыш-Ыш-Ыш плачет наш малыш.
Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж.
Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ.
Ушу-Ушу-Ушу скушай быстро грушу.
Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок.
Ошка-Ошка-Ошка на окошке кошка.
Ужа-Ужа-Ужа впереди большая лужа.
Ышка-Ышка-Ышка там маленькая мышка.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Как вы думаете, мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи, и спорить они не будут кто главнее.
4. Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: А сейчас ребята, давайте вспомним, как мы доказывали гостям, что все звуки равны, в какие игры мы сегодня играли? (Ответы детей)
-С какими звуками мы сегодня играли?
-Какая игра вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)
- Ребята, если вы считаете, что у вас все получилось, мы справились с заданиями - возьмите себе веселый смайлик. А если вы считаете, что то-то не получилось - возьмите себе грустный смайлик.
Последующая работа:
1. Закрепление полученных знаний через развивающие игры со звуками ж-ш.
2. Произношение и разучивание чистоговорок, скороговорок со звуками ж-ш.
3. Жужу и Шушу благодарят вас за помощь. Давайте наших гостей возьмем на прогулку, покажем, как мы еще играть умеем.