МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи — работа со звуками [Ж]-[Ш]»

Антонина Калачева
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи — работа со звуками [Ж]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух.

Задачи:

1. Образовательные:

- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

2. Развивающие:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звуковая культура речи — работа со звуками [Ж]-[Ш]“» размещена в разделах

- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

-развивать артикуляционную моторику ;

-развивать интонационную выразительность речи;

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость.

Планируемые результаты: обогащение речевого опыта, умение различать слова со звуками [Ж] и [Ш].

Материалы и оборудование: игрушки жук, змея; карточки с изображением жука и змеи; на каждого ребенка су-джок, массажеры (по одному на каждого ребёнка). Мяч.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок со звуком «ж-ш», загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина, жук, жираф, душ, разучивание скороговорок.

Методы и приёмы: 1. Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация.

2. Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, заучивание наизусть, д/игры с наглядным материалом.

3. Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.

4. Практические: подражательные упражнения, игры.

Ход:

Организационный момент:

Давайте встанем в кружок и сначала поздороваемся друг с другом.

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем

И играть пойдем.

1. Мотивационно - ориентировочный этап

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете отгадав загадки.

- Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)» (выставляется игрушка)

Воспитатель: Правильно ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.

- Как жужжит жук? (жжж). А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж)

-А сейчас встретим другого гостя.

-Послушайте загадку.

-Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (ЗМЕЯ). (выставляется игрушка)

Воспитатель: Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу.

-Как шипит змея? (шшш)

2. Проблемно-поисковый этап

Воспитатель: Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).

Воспитатель: Ребята, а вам не кажется, что наши гости чем-то расстроены, по моему они поссорились.

Жук Жужу: Да, мы в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать чем шипеть.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто здесь прав, какой звук главнее?

Верно, дети. Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Ребята, докажем гостям, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи? Что нам может помочь в нашей игре? Конечно, план (схема). Давайте, посмотрим. Вот у нас план. Что же это за цифры? Назови их, Андрюша. Давайте найдем цифру 1.

3. Практический этап

Воспитатель: Задание 1. Чем похожи и чем отличаются эти звуки?

Давайте сегодня мы будем различать звуки Ш-Ж, правильно и чётко их произносить.

- А какие это звуки гласные или согласные? (согласные)

- Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)

-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)

- А теперь звук – ш-ш-ш.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)

- Чем похожи эти звуки? (оба звука – всегда твердые, согласные).

-Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.

Артикуляционная гимнастика

Мы пришли ребята с вами

На весёлую поляну.

Ой, куда же мы попали?

И оглядываться стали.

Влево, вправо, вверх, вниз,

Не дрожи, улыбнись… .

Раз улыбка, два, три…

Зубы лучше покажи.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

-Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки.

Посмотрим на план - какая цифра дальше? (2). Найдем эту цифру и узнаем, в какую игру будем играть дальше.

Дети садятся за столы.

2. Дидактическая игра «Поймай звук»

Воспитатель: Возьмите карточки. Что на них изображено?

- Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж)

- Как шипит змея? (ш-ш-ш)

-Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, поднимайте карточку с жуком, звук –ш, поднимайте карточку со змеёй.

Слова: пышка, плюшка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок, шайба, журнал, петушок, швабра.

Воспитатель: Ваш язычок отдохнет, а поработают ручки: если услышите слова со звуком Ж - поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх - вниз (летает жук). Если услышите слова со звуком Ш - зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея).

Слова: жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием.

Скажите, какая следующая цифра по стрелочке? (3). Давайте найдем эту цифру 3 и узнаем следующую игру.

3. Дидактическая словесная игра «Добавь слово»

Воспитатель: Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.

1. И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по… (животикам).

2. Лежебока рыжий кот

Отлежал себе… (живот).

3. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)

4. Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему… (поможет).

5. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)

6. Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на… (машине).

7. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень (жарко)

Воспитатель: Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.

Какая следующая цифра по плану? (4). Давайте найдем эту цифру и узнаем следующую игру.

4. Игра «Ходит ежик без дорожек»

Воспитатель: А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть и поиграть в игру с су-джок, массажером.

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу

(Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями).

И иголками своими колется, колется

(Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорок мячика, затем меняют руки).

А я ежику- ежу ту дорожку покажу,

(Мячики держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки).

Где катают мышки маленькие шишки.

(Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями).

Воспитатель: Молодцы ребята. Положите шарики в корзинку.

Какая следующая цифра по плану? (5). Давайте найдем эту цифру и узнаем следующую игру.

5. Словесная игра «Большой - маленький» (с мячом)

Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитатель: Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький. Например: снег-снежок

Слова: утюг – утюжок, сапог – сапожок, петух – петушок, флаг– флажок, пирог – пирожок.

Кто знает, какая цифра по плану дальше? Скажи, Маша. (6) Давайте найдем эту цифру и узнаем, во что мы будем играть.

6. Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением.

Дети становятся в круг. Выполняют движения.

На лужайке, на ромашке (Кружение с поворотом)

Жук сидел в цветной рубашке (Приседание руки на пояс).

Жу-жу-жу, жу-жу-жу Я с ромашками дружу

Тихо по ветру качаюсь, (Движения по тексту).

Низко - низко наклоняюсь.

Воспитатель: Какая цифра у нас осталась? (7). Давайте ее найдем и узнаем следующую игру.

7. «Повтори чистоговорки» (с мячом)

Ша-Ша-ша наша Нюша хороша.

Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.

Жи-Жи-Жи у меня ножи.

Шу-Шу-Шу шубу я ношу.

Жу-Жу-Жу жук жужжал Жжжу-Жжжу.

Аш-Аш-Аш мы долелали шалаш.

Аж-Аж-Аж есть у нас багаж.

Ыш-Ыш-Ыш плачет наш малыш.

Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж.

Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ.

Ушу-Ушу-Ушу скушай быстро грушу.

Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок.

Ошка-Ошка-Ошка на окошке кошка.

Ужа-Ужа-Ужа впереди большая лужа.

Ышка-Ышка-Ышка там маленькая мышка.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Как вы думаете, мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи, и спорить они не будут кто главнее.

4. Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте вспомним, как мы доказывали гостям, что все звуки равны, в какие игры мы сегодня играли? (Ответы детей)

-С какими звуками мы сегодня играли?

-Какая игра вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)

- Ребята, если вы считаете, что у вас все получилось, мы справились с заданиями - возьмите себе веселый смайлик. А если вы считаете, что то-то не получилось - возьмите себе грустный смайлик.

Последующая работа:

1. Закрепление полученных знаний через развивающие игры со звуками ж-ш.

2. Произношение и разучивание чистоговорок, скороговорок со звуками ж-ш.

3. Жужу и Шушу благодарят вас за помощь. Давайте наших гостей возьмем на прогулку, покажем, как мы еще играть умеем.

Публикации по теме:

Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко»Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко» Сегодня я представляю третий вариант многофункциональной игры «Любопытное солнышко». Направление: развитие речи и звуковая культура.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи — работа со звуками [Ж]-[Ш]»
Опубликовано: 24 декабря 2019 в 14:30
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи — работа со звуками [Ж]-[Ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Калачева (УИ 609844) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД