Инна ВАсильченко
Конспект НОД по развитию речи «Заюшкина избушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком,
Задачи:
Обучающие:
• Обогащать опыт внеситуативного речевого общения
• Стимулировать словообразование имен существительных и прилагательных
• Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками
• Уточнять и закреплять правильное произношение звука /Ч/
• Расширять словарный запас дошкольников
• Учить детей вживаться в художественный образ, различать и передавать характеры сказочных героев с помощью интонации, жестов, мимики;
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Заюшкина избушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
• развивать связную диалогическую и монологическую речь
• Развивать слуховое внимание, мелкую моторику;
• Развивать восприятие темпа, ритма, речевое дыхание,
• Развитие зрительного восприятия.
• Развивать эстетическое восприятие красоты природы.
Воспитательные:
• Формировать способность детей работать в коллективе;
• Воспитывать культуру чувств и переживаний.
Словарная работа: жилище, гнездо, нора, норка, берлога, логово, хатка, дупло, муравейник, река, конура, свинарник, коровник, конюшня, курятник, соломенный, деревянный, каменный, кирпичный, сказочный, избушка на курьих ножках, клочки по закоулочкам, коса, печь, посечи, лиса, лисичка, лисонька, зайчик, заинька, плачет, петушок.
Методы и приемы:
• наглядные (непосредственное наблюдение- просмотр презентации «Разные дома», иллюстрации к сказке, смайлики героев сказки);
• словесные (вопросы, загадки, стихи, словообразование, чистоговорка, обобщающая беседа);
• практические (игра-драматизация, действия с игрушками, пальчиковая гимнастика, физкультминутка).
Оборудование:
• Мультимедийное сопровождение
• Презентация «Разные дома»,
• Иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»
• Костюмы к игре – драматизации «Заюшкина избушка» (лиса, заяц, петух)
• Игрушки к сказке (лиса, заяц, медведь, собака)
• декорации к сказке (дом для зайца и лисы, елочки, пенек).
• Смайлики сказочных героев
Предварительная работа:
• Наблюдения в природе
• Беседа о весне, о жизни домашних и диких животных
• Заучивание стихов о весне
• Рассматривание иллюстраций по теме
• Чтение русской народной сказки “Заюшкина избушка” и беседа по ее содержанию.
• Просмотр сказки “Заюшкина избушка”.
• Лепка и рисование героев сказки “Заюшкина избушка”.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Присаживайтесь на стулья.
Послушайте стихотворение И. Токмаковой и скажите о чем оно?
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий к конуре,
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень. Только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
- О чем говорит автор в этом стихотворении? Верно, все дикие животные, птицы насекомые, рыбы имеют свое жилище.
-Птичка - в…гнезде, лисичка в …норе, белочка – в …дупле. А где спит ежик, мышка, бобры, волк, медведь, муравьи? Так, где же спит рыбка? (в реке)
- Как вы думаете, зачем нужен дом птицам, животным, рыбам, насекомым?
-Кто построил диким животным дома?
-У домашних животных тоже есть свои дома: у коровы - …ко-ров-ник, у лошади – …ко-нюш –ня, у свинок – …сви – нар – ник, у курочек – …ку-рят-ник, у собаки -…ко-ну-ра.
- (имя ребенка) скажи правильно. Повтори (имя ребенка)
Интонацией незавершенности воспитатель побуждает детей к словообразованию.
-Домашние животные сами строят себе дома? А кто им строит жилье? Правильно о них заботиться человек, хозяин.
На экране появляется иллюстрация сказки «Три поросенка»
- Как называется сказка, которую мы видим на экране?
-У одного поросенка из сказки был дом из соломы – значит он какой? Правильно соломенный. Повтори (имя ребенка).
-Другой построил себе дом из веток и прутьев деревьев – значит он какой? Правильно деревянный.
-Из чего построил дом третий поросенок? Значит дом, какой? А если построить дом из кирпича, как он будет называться?
Повторить хором и индивидуально
- Кто узнает эту сказку?
На экране появляется иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди»
- Как называется сказочный домик, в котором живет Баба Яга? Молодцы, правильно избушка на курьих ножках.
Повторить хором и индивидуально
-Давайте прочитаем скороговорку о Бабе Яге:
На лесной опушке жила Яга в избушке.
Чистоговорку произносят 2- 3 раза негромко хором, в умеренном темпе, помогая себе пальцами рук, и 2-3 индивидуально.
-Кто помнит, какие названия домов есть у диких и домашних животных.
Хорошо, что у всех зверей есть свой дом.
Немного отдохнем
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте)
Будем строить и играть. (Дети выполняют ходьбу на месте)
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
Присаживаются на стулья
-Продолжим наш разговор о сказочных домах.
-Давайте вспомним, какое время года у нас наступило. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла …— весна —
На экране появляется картина весны
-Правильно, вы угадали это весна.
-Есть такая русская народная сказка «Заюшкина избушка». Помните, мы ее с вами читали. Кто помнит, о чем сказка?
-Правильно, эта сказка о том, как лиса прогнала зайку из его избушки, а петушок помог зайке ее выгнать.
- Почему лиса пришла к зайке в дом?
- Давайте расскажем эту сказку по-разному. Послушайте мое задание.
- Начало сказки мы будем рассказывать по иллюстрациям
-Середину сказки мы продолжим рассказывать при помощи игрушек.
-Окончание сказки покажем, переодеваясь в костюмы.
- Давайте все вместе скажем: «Раз, два, три, сказка к нам приди»
-Кто хочет начать рассказывать сказку по картинкам?
- Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная. Пришла весна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала.
- Дальше мы будем показывать сказку с помощью игрушек.
Дети по желанию выходят
Идет дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
— Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.
Подошли они к избенке. Собака забрехала:
— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идет дорoгой, плачет. Ему навстречу медведь:
— О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Не плачь, я твоему горю помогу.
— Нет, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, и тебе не выгнать.
— Нет, выгоню!
Подошли они к избенке. Медведь как закричит:
— Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
-Молодцы наши герои. Даже голос меняли по характеру персонажа.
-А окончание сказки кто нам покажет? Выбираем героев
- Сидит Зайка под кустом и плачет. Идет мимо Петушок-Золотой гребешок, косу на плече несет. Увидел Зайчика и спрашивает
Петушок: О чем, Зайчик, плачешь?
Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна,у лисы избушка растаяла. Лиса и попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.
Петушок: Не плачь, Зайчик, я ее выгоню.
Заяц: Нет, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, Медведь гнал – не выгнал.
Петушок: А я выгоню, пойдем!
Петушок: Ку-ка-ре-ку!
Иду на пятах, в красных сапогах.
Несу косу на плечи, хочу Лису посечи.
Пошла лиса с печи!
Лиса: Ой-ей-ей! (Выбегает.)
Ведущий: Выскочила Лиса из избушки, в лес убежала. А Зайчик и Петушок стали жить вместе в заюшкиной избушке. Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец.
-– Все артисты старались, молодцы!
-Подумайте, почему мы вспомнили эту сказку? С каким временем года она связана?
-Какая она по настроению была сначала? (Грустная.) Почему?
– А как все закончилось? (Хорошо, весело.) Почему?
– Какие были герои? Кто был хитрым, злым? (Лиса.) А каким был Заяц? (Добрым, слабым, доверчивым)
– Кто оказался трусливым? (Собака, Медведь.) А каким был Петушок? (Смелым, храбрым, умным, отважным)
– А вы какими хотите быть?
– Чему учит сказка «Заюшкина избушка»?
Пословицы: Побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кто умнее и храбрее.
Надо всегда приходить на помощь чужому горю.
Помните о том, что добро всегда побеждает зло.
- Выберете себе смайлик сказочного героя, на которого вы хотите быть похожим.