Мизинова Наталья
Конспект НОД по развитию речи «Защитники Отечества» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи «Защитника Отечества»
для детей старшей группы
Подготовила и провела:
Мизинова Н. А.
Программные задачи:
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Защитники Отечества“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т. д.);
• закреплять знания детей о кратком и полном ответе, понятии «предложение».
• упражнять в построении ответа полным предложением.
• развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание;
• стимулировать речевую активность детей;
• развивать зрительное восприятие и мелкую моторику руки.
Воспитательные задачи:
• воспитывать чувство гордости за свою армию;
• воспитывать уважение к солдату-воину, воинской службе;
• вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Используемый материал:
• цветные иллюстрации с изображением различных родов войск,
• открытки с поздравлениями с Днем защитника Отечества;
• черно-белые картинки для раскрашивания (танк, корабль, наложенное изображение;
• презентация с фотографиями танкистов, пограничников, пехотинцев, летчиков, моряков;
• кукла-малыш Митя
• мягкий мяч для игры «Один-много».
Методы и приемы:
• Наглядные, (показ, демонстрация);
• Словесные, (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
• Игровые (дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент кукла-малыш);
Предварительная работа:
• Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор», рассказов С. Баруздина
«За Родину!», «Слава!», Л. Кассиля «Твои защитники» (воспитатели группы)
• Беседы «Богатыри» с использованием презентации «Богатыри на Руси» и картины В. М. Васнецова «Богатыри»; «Российская Армия» с использованием презентации «Как служат в Армии»; «Военная техника России» с использованием презентации «Военная техника» (воспитатели группы, учитель-логопед).
• Рассматривание картин, иллюстраций о Великой Отечественной войне, о службе в Российской Армии (воспитатели группы, учитель-логопед).
• Составление рассказа по сюжетным картинкам «Случай на границе» (учитель-логопед).
• Аппликация «Самолет»; лепка «Танк», рисование «Солдат-пехотинец» (воспитатели группы).
Словарная работа: Российская Армия, защитники, служба, Отечество, граница, пограничники, военно-воздушный флот, летчики, военно-морской флот, моряки, капитан, артиллерия, артиллеристы, пехота, пехотинцы, ракетные войска, ракетчики, подводники, военная техника.
Ход занятия:
Орг. момент:
Педагог: Здравствуйте, ребята, к нам сегодня зашел малыш, мальчик по имени Митя и он очень удивлен. Митя увидел в нашей раздевалке необычные открытки. Давайте расскажем ему, для чего же мы украсили раздевалку и нашу группу такими открытками.
Ответы детей : рассказывают Мите о поздравлениях, о празднике «День защитника Отечества».
Педагог» : Теперь Мите все стало понятно. Вы очень хорошо рассказали. А я хочу прочитать вам одно стихотворение.
День такой у нас один –
Праздник мальчиков, мужчин.
Отмечает вся страна –
Двадцать третье февраля.
Этот день все знать должны –
День Защитников страны.
Педагог: Ребята, а как вы думаете, кто такие защитники?
Ответы детей :
Педагог: Вы все правильно сказали. В Армии есть различные рода войск – такая армия сильная, она сможет защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе. Посмотрите на доску, вы увидите настоящих защитников нашей Родины, военных различных родов войск. Вы узнали всех?
Ответы детей, предположения.
Педагог: А теперь, послушайте загадки и попробуйте их разгадать, а если вы правильно ответите, то увидите интересную картинку-отгадку. Можете сравнить ее с картинкой на доске (работа с презентацией).
Загадки:
1. Он на страже рубежей
День и ночь в дозоре.
Охраняет он страну
От беды и горя.
Друг - собака у него,
Он в стрельбе отличник.
С автоматом на плече,
Это - (пограничник).
/слайды 2-6/
А кто из вас знает, кто такие пограничники? Расскажите малышу.
Ответы детей : рассказывают Мите, описывают, что есть у пограничника, какая форма, какое оружие (с опорой на картинку и слайды).
Педагог: Правильно, ребята. Пограничники – это солдаты, которые охраняют нашу границу от нападения неприятелей, врагов. Они первыми встречаются с нападающими и не дают врагам проникнуть на нашу территорию. У пограничников есть оружие - автоматы, специально обученные собаки. Они помогают пограничникам, выслеживают нарушителей границы, идут по следу, помогают поймать его. Пограничникам нужны также и вышки, с которых ведется наблюдение.
2. В небесах стальная птица –
Она быстрее звука мчится.
В кабине штурман и наводчик,
Ведет ее военный (летчик).
/слайды 6-9/
А кто же такие летчики? Давайте расскажем Мите.
Ответы детей : рассказывают малышу, описывают, что есть у летчика, какая форма, какое оружие (с опорой на картинку и слайды).
Педагог: Правильно. Летчики – это члены экипажа самолета и вертолета. Они не боятся высоты, умеют управлять самолетом, вертолетом, умеют обращаться с парашютом. В случае аварии, возгорания на самолете они должны покинуть самолет или вертолет при помощи парашюта.
3. Он на мостике стоит
И имеет грозный вид,
Управляет кораблем
И бинокль всегда при нем. (капитан)
/слайды 10-12/
А кто же такие - капитан, моряк? Сможете ли вы объяснить малышу, чем они занимаются?
Ответы детей : рассказывают Мите, описывают, что есть у капитана, моряка, какая форма, какое оружие (с опорой на картинку и слайды).
Педагог: Морские просторы нашей страны защищают военные корабли. А служат на них моряки, среди них есть капитаны – это командиры кораблей. На корабле тоже есть оружие – это пушки, ракеты, бомбы. Есть корабли надводные, а есть подводные – это подводные лодки. Там тоже служат моряки – моряки-подводники.
4. Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом,
Управляется. (танкистом)
/слайды 13-16/
А кто из вас сможет объяснить малышу, кто такие танкисты?
Ответы детей : рассказывают малышу, описывают, что есть у танкиста, какая форма, какое оружие, чем он управляет (с опорой на картинку и слайды).
Педагог: Вы правильно рассказали малышу про танкистов. Танкисты – управляют танком. Экипаж танка - 2-3 человека. Один управляет танком, а другой наводит дуло танка на какую-либо цель, стреляет.
5. Можешь ты солдатом стать,
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота –
Ждет тебя, солдат,. (пехота)
/ слайды 17-19/.
А как же называется солдат, который служит в пехоте?
Ответы детей : рассказывают Мите, что есть у пехотинца, какая форма, какое оружие (с опорой на картинки и слайды).
Педагог: Молодцы, ребята, все правильно рассказали Мите. Пехотинец-это солдат, который сражается при помощи винтовки, автомата и передвигается пешком.
Педагог: А как вы думаете, ребята, в нашей армии один танкист?
Ответы детей : Нет, их много.
Педагог: Правильно, много танкистов. Вот мы сейчас с вами поиграем в игру «Один-много» с нашим волшебным мягким мячиком (педагог называет военную профессию, употребляя слово в единственном числе, а ребенок, поймав мяч, называет его во множественном числе).
Один танкист – много (танкистов)
Один моряк – много …
Один летчик – много …
Один пехотинец – много …
Один артиллерист – много …
Один пограничник – много …
Один подводник – много …
Один парашютист – много …
Педагог: Ну, теперь, малыш после такой игры все запомнит. А сможешь ли ты, Митя, отгадать загадку, которую для тебя приготовила Ксюша (загадывает 1 ребенок).
Он знаком ребятам всем, и с орлом он носит шлем.
За спиной его винтовка, марширует очень ловко (солдат).
Педагог: Ребята, а как вы догадались, что это солдат?
Ответы детей :
Педагог: Молодцы, вы много знаете о нашей армии. Наш Митя немножко устал и хочет поиграть. А вы хотите поиграть и превратиться в настоящих летчиков?
Физкультминутка
Руки сделали в разлет – получился самолет
Мах крылом туда – сюда,
Делай раз и делай два.
Руки в стороны держи.
И на друга посмотри.
Опускайся быстро вниз,
На посадку ты садись.
Педагог: Молодцы, ребята, а заметили ли вы необычные картинки на столике-помощнике? Как вы думаете, что там изображено?
Дети подходят и рассматривают картинки, рассказывают, что там нарисовано.
Педагог: выберите себе картинку, приготовьте цветные карандаши, рассмотрите картинку, подумайте, что бы вам хотелось раскрасить – танк или корабль.
Дети: раскрашивают картинки.
Педагог: Картинки получились просто замечательные, Мите они тоже очень нравятся.
Малыш сегодня узнал очень много о войсках нашей Армии. А как вы думаете, смог ли он все это запомнить? Давайте поиграем и напомним нашему малышу, кто и где служит. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них полными предложениями.
Игра «Кто служит в Армии?»
- Кто служит в ракетных войсках? (В ракетных войсках служат ракетчики).
- Кто служит в танковых войсках (В танковых войсках служат танкисты).
- Кто служит в пехотных войсках (В пехотных войсках служат пехотинцы).
- Кто несёт службу в море (В море несут службу моряки).
- Кто охраняет нашу Родину в небе? (В небе нашу Родину охраняют лётчики).
- Кто охраняет нашу Родину на границе? (На границе нашу Родину охраняют пограничники).
- Как называется солдат, у которого нет военной техники? (Солдат, у которого нет военной техники, называется пехотинец).
- Кто служит на подводных лодках? (На подводных лодках служат подводники).
- Кто служит в военной авиации? (В военной авиации служат военные лётчики).
Педагог: Ребята, вы сегодня видели разных военнослужащих, а кто вам понравился больше всего?
Ответы детей :
Педагог (подводит итог) : Пограничники, летчики, моряки и другие военные, о которых мы сегодня говорили – это военнослужащие Российской армии, армии нашей страны – России. Наша армия очень сильная, в ней много разных родов войск. Российская армия защищает свою страну, города и села, моря и леса, речки и поля, поэтому военных, которые служат в армии, называют защитниками. Когда наши мальчики вырастут, они тоже будут служить в армии, будут хорошими защитниками нашей Родины.