Людмила Кикина
Конспект НОД «Зеленые» защитники природы» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию экологического сознания и бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в природе;
- продолжать знакомить детей с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира;
Публикация «Конспект НОД „Зеленые“ защитники природы“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
- сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать;
- формировать у детей знания безопасного поведения: правила обращения с пожароопасными предметами;
- закрепить знания о временах года.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к миру природы, представление о том, какие действия вредят природе;
- развивать речь в беседе, логическое мышление, внимание через дидактические игры, умение делать простые выводы, умозаключения;
- развивать эстетическое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе;
-воспитывать любовь к художественной литературе, музыке;
-прививать трудовые природоведческие навыки.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие»: Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя. Учить понимать обобщающие слова (деревья, ягоды, звери, птицы, цветы, мусор). Продолжать учить детей внятно произносить в словах звуки; развивать моторику речедвигательного аппарата, речевой слух и речевое дыхание. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов. Обучать умению вести диалог с педагогом и сказочным персонажем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него полным предложением.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: Способствовать развитию навыков выразительной передачи игровых и сказочных образов. Формировать восприятие классической музыки.
ОО «Физическое развитие»: Продолжать приучать детей участвовать в совместных подвижных играх; воспитывать интерес к физическим упражнениям; соблюдать правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Развивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности;
Развивать умение детей взаимодействовать с педагогом, ладить друг с другом в совместной игре.
Методические приемы:
Словесный: вопросно-ответная беседа, загадывание загадок, физкультминутка, чтение стихотворений, продуктивная деятельность, анализ занятия, рефлексия;
наглядный: животные – игрушки, птицы – карточки, макеты деревьев, цветов, ягод, коллекции семян,перьев птиц, стволов деревьев, кормушка и др. ; игровой;
практический: самостоятельное выполнение детьми заданий.
Предварительная работа:
Беседы, чтение художественной литературы о природе, разучивание стихотворений, загадывание загадок по теме, рассматривание иллюстраций, картин о лесе и его обитателях (деревья, грибы, ягоды, животные, насекомые, птицы); альбомов о природе родного края; чтение поговорок и пословиц пословиц о природе; игры с настольно печатным материалом, дидактические игры, решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе, экспериментально-исследовательская работа.
Словарная работа: правила поведения, защитники природы, «Зеленый патруль», друзья природы, пилотки, медаль, саженцы.
Оборудование и материал: Макеты: деревья; дрова, ветки, костёр, листья разных деревьев, «Мусор»: фантики, пластиковые бутылки; музыкальный центр с записью «Звуки природы», нотбук, презинтация «Правила поведения в природе» («Экологические знаки», «Красная книга», картинки «Деревья», «Животные», «Птицы», коллекция «Перья», ИКТ, звуки природы «Голоса птиц», музыка П. И. Чуковского «Времена года».
Раздаточный материал: медали «Зеленые» защитники природы» - раздаточный материал.
Ход занятия:
Воспитатель. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их:
Руками – дети машут руками, глазами – дети моргают глазами, ртом – дети говорят «здравствуйте».
1. Игровая мотивация.
- Ребята, у нас сегодня еще необычный гость! (Показ) Да здесь письмо нам прислали! (Обращаю внимание на шар, с обратной стороны которого письмо).
- От кого же это письмо?
Зачитываем письмо. «Внимание! Внимание!
Может случиться большая беда! Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! У нас в лесу поселился Волк, который не любит природу, уничтожает ее. Отправляйтесь в лес и помогите нам! Лесные жители».
Воспитатель. Лесным жителям, всей природе леса нужна помощь. Что же делать, как же быть? Что же это там за Волк – проказник? Как помочь лесным жителям?
Ответы детей.
А что значит - помочь природе? Ребята, может, создадим отряд помощников природы? А вы сможете защитить природу, помочь ей? Справитесь ли с таким трудным делом? Мне нужно вас сначала проверить, знаете ли вы правила поведения в природе?
Дети рассаживаются на «пенечки» перед экраном. Рассказывают о знаках «Поведение на природе». Слайд №2
Воспитатель. Вы успешно справились с этим заданием. Я за вас спокойна. А что бы все знали, что именно вы - помощники и защитники природы, наденем зелёные пилотки. А почему «зеленые», может кто-то подскажет?
- Правильно зеленый цвет – это цвет жизни.
2. Путешествие на зимнюю поляну.
Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы у всех было хорошее настроение. Отправляемся в путь, защищать природу. Дети берутся за руки и идут по кругу:
«Мы по кругу все идем,
Не спешим, не отстаем,
Дружно, весело идем,
В сказочный лес попадем»
Ребята, мы с вами оказались в чудесном времени года, а как оно называется, вы сейчас отгадаете.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима) слайд № 3 (Фонограмма «Зима - январь» П. И. Чайковский)
-Ребята, посмотрите и скажите, какой лес зимой?
Ответы детей.
(Снег покрыл всю землю, растения покрыты снегом - там им тепло, как под одеялом. Нет насекомых - они спрятались в почве, опавших листьях, коре деревьев.)
- Ребята, как вы думаете, кому из живых существ тяжелее всех приходится зимой? (Птицам).
А вот и первые проделки злого Волка.
Посмотрите, какие это птицы, назовите их? (Слайд № 9)
Он не дал улететь птицам на юг. Как же так?
Давайте их согреем своим теплым дыханием, тогда они смогут улететь в теплые края (дыхательная гимнастика).
А каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей). (Слайд № 4)
А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру-исследование «Определи птицу по перу»
Зимой очень трудно пернатым друзьям. Как может помочь им наш «зеленый» патруль и все добрые люди?
- Правильно, птиц нужно подкармливать, делать для них столовые – кормушки. Слайд № 5
Давайте же поможем птицам и покормим их.
(Дели высыпают корм в кормушки)
А теперь отправляемся дальше. Какое время года следует за зимой? Правильно, нас ждет весенняя природа.
Чики-чики-чикалочка,
Игра-превращалочка.
Вокруг себя повернитесь –
На весенней полянке очутись! Слайд №6 (Фонограмма «Апрель» П. И. Чайковский)
3. Путешествие на весеннюю поляну.
Воспитатель:
С приходом весны вся природа просыпается и оживает. Отгадайте, какие цветы распускаются весной?
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник). Слайд № 7
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные. (Ландыши). Слайд №8
Воспитатель. Посмотрите, весенние цветы разбросаны по поляне. Кто это сделал? Ответы детей.
- Это опять проделки Волка. «Зеленые защитники», поможем цветам, чтобы они не погибли?
(Дети соглашаются).
(Дети «ставят, сажают» цветы)
Ребята, как вы думаете, можно ли рвать эти цветы в лесу? (ответы детей).
Верно, нельзя рвать эти цветы, потому, что они занесены в «Красную книгу»
(Показ "Красной книги Мордовии" детям - растения и животные).
(Включение фонограммы «Голоса птиц»)
Слайд № 9
Воспитатель. Отправляемся дальше. (Дети берутся за руки, идут по кругу)
«По тропинке мы идем,
Не спешим, не отстаем,
За природой наблюдаем,
Ничего не упускаем.
Стоп». А какое это время года?
4. Путешествие в лето.
Воспитатель. Отгадайте загадку.
Зеленеют луга,
В небе — радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовет купаться. (лето) слайд №10
Чувствуете, кто-то в лесу развел костер?
(Дети проходят на полянку и видят Волка. Он сидит у костра, ест конфеты, бросает фантики, пьет воду из бутылки и тоже ее бросает)
Воспитатель. Здравствуй, Волк. Ты зачем природу губишь, животным мешаешь? Вот и здесь костер горит.
Волк. Это не я, это они! Захочу и лес подожгу. Ну и что из этого? (показывает на детей)
Воспитатель: Что же это делается? Кто не бережет природу?
Кто намусорил в лесу? На лесной полянке костер развел, не потушил, не убрал за собой? (дети показывают на Волка)
Воспитатель. Мы - «Зеленый патруль», защитники природы, поможем и наведем порядок на лесной полянке.
Волк. Какие еще «Зеленые» защитники природы? Посмотрите, как у вас в лесу грязно, а мусора-то.
Воспитатель. Чем ребята мы потушим костёр (водой). Дети тушат костер (имитируют: поливают из бутылки, произносят звук воды «с-с-с»)
Воспитатель: Волк, сейчас мы тебе расскажем о правилах поведения в лесу. Слушай внимательно и запоминай! Играем в игру: «Если я приду в лесок». Будем говорить вам свои действия, а вы отвечать, если хороший поступок, говорим «да», если плохой, то все вместе кричим «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
***
Если съем конфетку, пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду? (нет)
***
Если лес я берегу,
Мусор убираю? (да)
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Волк, ты запомнил правила поведения в лесу. Это же твой дом, его нужно беречь и защищать.
(Волк чувствует себя виноватым и обещает больше так не делать)
Приглашаем Волка с собой на дальнейшую прогулку.
5. Путешествие в осенний лес.
Воспитатель: Молодцы! Пора нам снова в путь!
Дети берутся за руки и двигаются по кругу друг за другом.
Друг за другом мы идем,
Не спешим, не отстаем
Дружно, весело идем,
На осеннюю полянку попадем. Слайд №11 (Фонограмма «Октябрь» П. И. Чайковский)
А зачем люди ходят осенью в лес? (За грибами, полюбоваться осенней природой)
Физкультминутка «Поход в лес за грибами».
Дети строятся в колонну. Речь с движением.
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким поднимание ног)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание,
Наклонялись, их срывали (наклоны вперед,
И в корзинку собирали (ритмичное «складывание в предполагаемую корзинку»).
Слайд №12
Воспитатель. Много грибов растет в лесу. А все ли грибы съедобные?
- А что же это такое – все смотрят на сбитые грибы.
- Волк, это опять твои проделки? (Волк виновато опускает голову)
А можно ли сбивать мухоморы и другие ядовитые грибы ногами, топтать их?
Ребята, а каких лесных животных вы знаете? Как их называют одним словом? (Дикие) слайд №13, 14
Воспитатель. А сейчас давайте поиграем в игру «Закончи предложение».
– Заяц пушистый, а еж … (колючий).
– Еж спит днем, а охотится … (ночью).
– Медведь большой, а еж … (маленький).
– Белка живет в дупле, а мышь … (в норе).
– У лисы лисята, а у грача … (грачата).
6. Заключение.
Воспитатель.
Волк. Ребята, вы такие добрые. Вы помогаете природе - растениям, лесным жителям. Вы настоящие защитники природы, настоящий «Зеленый патруль». Вот бы побольше было таких добрых и заботливых ребят. Я теперь тоже знаю правила поведения в природе, буду беречь и охранять свой лес. А на прощание вам хочу подарить вот такой подарок и письмо от лесных жителей. (Отдает детям красивую коробку с письмом)
Прощается с ребятами. Убегает.
(Подходим, открываем) «Я дарю вам чудесные семена и саженцы. Это семена красивых цветов и лекарственных трав, а из саженцев вырастут прекрасные деревья.
Слайд 15,
Сажайте, ухаживайте за ними, чтоб ещё краше становилась наша земля. Слайд 16
Растите, дети, большими и добрыми, любите и берегите землю, на которой живёте, и она вернёт вам заботу о себе — хорошим здоровьем, щедрым урожаем, весёлым пением птиц, красотой зелёного царства Природы. А еще вы по праву заслужили медали «Зеленые» защитники природы».
Воспитатель.
Давайте лесу пожелаем:
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес!
Звучит пение птиц.
Воспитатель. Путешествие "Зеленого патруля" подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.
Дети проговаривают слова и выполняют движения:
Чики-чики-чикалочка,
Игра-певращалочка.
Вокруг себя повернитесь –
В детском саду очутись!
(Дети строятся в колонну и, повторяя слова, возвращаются на свои места.)
Воспитатель: Дорогие ребята! Вы все себя показали настоящими помощниками природы, вы – настоящий «Зеленый патруль».
Рефлексия. Что вам сегодня запомнилось?
Где мы сегодня с вами побывали?
Как называлась наша команда?
Как мы помогали природе?
Что мы делали, чтобы помочь растениям животным?
Кого вы встретили в лесу?
Вам понравилось быть помощниками и защитниками природы?
Слайд 17
Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным — лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И защищать, охранять ее — наша главная цель. Давайте природу нашей планеты беречь все вместе!
Литература:
1. «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. П. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. :ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 321 с.
2. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011
3. Дыбина О. В. // Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2010;
4. Николаева С. Н. // «Любовь к природе воспитываем с детства». Рекомендации педагогам, родителям и гувернёрам. М. «Мозайка-синтез».2002;
5. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы в экологию по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. / /Сост. О. А. Воронкевич – «Детство-пресс», 2004.-336с.