Наталия Шевченко
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Удивительный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«Удивительный мир насекомых»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ о насекомых с опорой на схему.
Коррекционно-образовательные задачи;
обучать детей составлению описательного рассказа;
обучать детей составлять загадки про насекомых, используя условные обозначения.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи :
пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»;
развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;
развивать умение правильно составлять предложение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение детей к природе.
воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых, схема описания насекомых, бассейн с фигурками насекомых.
Ход:
Воспитатель : - Сегодня я приглашаю вас в мир природы - мир самых маленьких жителей на земле – мир насекомых. Мы с вами отправимся на полянку. Чтобы оказаться на полянке надо сказать волшебные слова: «Раз, два, три – покружись, на полянке окажись».
Но полянка наша пустая. Для того, чтобы на ней появились гости, вам нужно отгадать загадки. И по силуэту найти отгадку.
Отгадывание загадок: Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? … (Муравей.)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)
Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (Жук.)
У кого вся спинка в точках,
Кто пасется на листочках,
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.) —
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит — стрекочет. (Стрекоза.)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела.)
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар.)
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха эта цокотуха. (Муха.)
Воспитатель : Ребята, скажите, муравей, бабочка, кузнечик, жук, божья коровка, стрекоза, пчела, комар, муха – это кто? Назовите одним словом.
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые — обжоры : они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие.
Игра с мячом «Назови ласково»
муравей — муравьишка
комар — комарик
гусеница — гусеничка
пчела — пчёлка
жук — жучок.
Стрекоза-стрекозка
Блоха-блошка
- Ребята, а сколько ног у насекомых? - Как они передвигаются? (они умеют, ходить, летать,ПОЛЗАТЬ, прыгать, .)
-кто из насекомых летает? (Бабочка, пчела, майский жук, божья коровка, стрекоза.)
-кто из насекомых ползает? (Гусеница)
- кто из насекомых прыгает? (КузнечиК!
- Что еще общего у всех насекомых? (тельце разделено на голову, грудь, брюшко, есть 6 ног)
чем питаются насекомые? (Травой, листьями, пыльцой, другими насекомыми.)
Кузнечик – травой,
Бабочка – нектаром,
Божья коровка – тлей,
Колорадский жук – листвой,
Комар – и кровью
Воспитатель : как разговаривают между собой насекомые? Некоторые издают звуки крыльями, некоторые лапками, а некоторые носиком. (жжужат,пищат,стрекочут)
Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом).
Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
Физминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (повороты вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (наклоняемся вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (поднимаем руки вверх, тянемся)
Взвился вверх и полетел, (взмахи руками)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (взмахи руками, кружится и летает)
А сейчас я предлагаю послушать одну интересную историю
Самый главный.
Жили-были в лесу насекомые : бабочки, жуки, стрекозы, пауки, пчелы и шмели. Жили они дружно и никогда не ссорились, прилетали друг к другу на день рождения, отмечали праздники, и все было у них очень хорошо.
Но однажды в лес пришли дети: мальчик Коля и девочка Света. Дети собирали ягоды, смеялись и веселились. Света увидела красивые цветы и остановилась, чтобы их понюхать. Она сказала : «Коля, посмотри, сколько насекомых на цветах, тут и пчелы и шмели и жуки». Коля подошел и внимательно посмотрел на насекомых, а затем сказал : «А интересно, кто из всех этих насекомых самый главный и больше других приносит пользы?». «Я не знаю, сказала Света». Дети, продолжая разговор, ушли дальше в лес за ягодами, а насекомые собрались на полянке и стали рассуждать, кто же больше всего приносит пользы. Пчелки сказали «Мы много пользы приносим людям, делаем мед, наша помощь присутствует в изготовлении лекарств и многого другого». Шмели возразили «Наша помощь тоже важна, мы опыляем цветы». Жуки заявили о том, что они являются санитарами леса, пауки всех заверили, что они уничтожают мух и комаров, а бабочки убедительно сказали, что они очень красивы и их любят и взрослые и дети. Насекомые спорили, спорили, пока окончательно не поссорились и не спрятались от людей. В лесу сразу стало как-то тихо.
На полянку снова пришли дети, они возвращались с полными корзинками ягод. Дети опять разговаривали о насекомых. Коля сказал : «Света, а вообще многие насекомые приносят пользу». Света ответила «Да, ты прав, Коля, без насекомых очень плохо жилось бы людям, животным, многим растениям и цветам». Дети отправились домой, а насекомые вылетели из своих домиков, помирились и больше никогда не ссорились.
И так как они любили играть,то решили поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?
Воспитатель : А теперь мы с вами гостям расскажем,что мы знаем о насекомых. И нам поможет вот такая схема.
На примере одного насекомого педагог составляет рассказ по схеме.
Схема: Пчела – это насекомое. Пчела маленького размера. У пчелы полосатая окраска: желтые и черные полосы. Все тело покрыто многочисленными волосками. У пчелы есть крылья и 6 ног. На голове: глаза, усики и хоботок. Пчела не произносит звуки. Но когда она летит, мы слышим жжжжужание: «Ж – Ж – Ж». Питается пчела нектаром с цветов. Пчелы живут семьями. Дикие пчелы строят гнезда – соты в дуплах деревьев. А пчелы, которых разводит человек для получения меда, живут в ульях. Пчела – самка откладывает яйца. Зимуют пчелы в своих домиках. На зиму они делают запасы пищи: мед, нектар. Пчелы очень полезны. Врачи используют пчелиный яд для лечения больных. Пчелы нужны для опыления растений
Пальчиковя гимнастиккаа
Прилетела к нам вчера (машут ладошками.)
Полосатая пчела. (на каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (машут ладошками.)
От усталости упали. (роняют ладони на стол)
Воспитатель: Опустите руки в «бассейны» и нащупайте там сюрприз, который я для вас приготовила. Доставайте то, что вы нашли. И по схеме, расскажите о своем насекомом.
Дети достают на ощупь фигурки и составляют рассказ по схеме.
Воспитатель: Молодцы ребята!А нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глазки и произнесем волшебные слова: «1, 2, 3, 4, 5 – вот и в садике опять!»
- Ребята, вам понравилось на полянке?
Рефлексия «Посади бабочку»
-Внизу доски изображены бабочки разного цвета, а в центре - большая ромашка. Поселите на ромашку ту бабочку, которая соответствует вашему настроению. Если вы поселите красную бабочку, значит, у вас отличное настроение, вам было интересно, вы узнали много нового. Если поселите желтую бабочку, значит, у вас возникли какие-то трудности и настроение немного испортилось.
-Посмотрите, какой разноцветной стала наша ромашка, вы все хорошо работали. Молодцы!