Ларионова Марина
Конспект НОД по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группе
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»
Цель: Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор. Учить детей составлять короткий рассказ с помощью мнемотаблицы.
Задачи:
Обучающая:
Учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения.
Развивающая :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Зимушка-зима“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивать внимание, память, мышление; расширять словарный запас детей.
Воспитывающая:
Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Оборудование: Картина М. Подвербной «Зимние забавы», картинки на зимнюю тему, мнемотаблицы.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о зиме, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, пословиц, наблюдение в природе.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и произнесем:
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я – твой друг.
Дружно за руки возьмемся,
И гостям мы улыбнемся!
Вводная часть:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мне пришло необычное письмо. (Слайд №1)
А если посмотреть на конверт, как вы думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей).
Почему вы так считаете? (ответ)
Действительно, это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию негритенка слайд № 2). Распечатываю письмо… В своем письме Джон просит помочь разгадать ему загадку:
Загадка: Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(зимой)
Воспитатель : - Ребята, а как вы думаете, зима в Африке бывает?
Дети: Нет! (слайд №3)
Воспитатель : -Правильно, в Африке в любое время года жарко, зимой не бывает снега, осенью листья с деревьев не опадают. Так вот Джон и никогда не видел русской зимы, так как там постоянно жарко. Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с особенностями нашей зимы.
- Ну что, ребята, расскажем Джону о зиме?
Основная часть: (создание проблемной ситуации)
Воспитатель: -Но как мы познакомим Джона, ведь он в Африке, а мы в России (рассуждения детей). Я предлагаю нам снять все на видеокамеру и отослать видеоролик по интернет-почте. Согласны? (А снять нам все поможет).
Воспитатель: Сегодня мы с вами расскажем Джону о самом загадочном времени года - зиме. (слайд №4) Обратите внимание на зимние картины и расскажите, какая бывает зима (серебристая, белая, морозная, холодная, длинная, снежная и т. д.)
Воспитатель: Зима накрывает всю землю белым одеялом.
- Дети, что это за одеяло? (Снег (слайд №5)
- Правильно, снег.
- А какой бывает снег? (Холодный, белый, рассыпчатый, пушистый)
- А когда на улице оттепель, то снег какой? (Липкий)
- А что можно делать с липким снегом? (Из липкого снега можно лепить снежки, снеговика, строить снежные постройки и тд.) (слайд №6)
Воспитатель: Как люди ласково называют зиму? (зимушка)
Дети, предлагаю вам поиграть в игру. Я буду кидать вам мячи называть слово, а вы будите называть это слово ласково!
(слайд№7)
«Назови ласково»
Лед-ледок
Мороз-морозец
Санки-саночки
Холод-холодок
Метель-метелица
Зима-зимушка
Снег-снежок и т. д.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель -На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)
Воспитатель: - Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Джону, о том, что зимой можно наблюдать необычные явления природы. Об одном из них я подготовила загадку. Слушайте внимательно?
Он все время занят делом
Он не может зря идти
Покрывает снегом белым
Все что видит на пути!
(Снегопад.) (слайд №8)
Воспитатель: Посмотрите в наше волшебное окно, там падает снег. (рассказ сопровождается мультимедийным показом)
Воспитатель : Слово Снегопад – состоит из двух слов – снег и падать. Во время снегопада снег тихо, плавно падает из облаков и ложится на землю. Нежные снежинки кружатся и опускаются на деревья, дома, дорожки. (Можно задать вопрос детям. Из каких двух слов состоит слово снегопад)
(слайд №9)
Воспитатель: Есть у зимы еще одна помощница – посмотрите в волшебное окно и скажите что это за явление природы?. (слайд №9)
(Метель.)
Воспитатель: Что происходит на улице в метель? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ветер поднимает вверх отдельные снежинки, которые падают из облаков и переносит их по земле. Метель это тот же снегопад, но с ветром.
Воспитатель: (слайд 10) Вы слышите какой-то звук? Как вы думаете что это может быть? (Ответы.)
Воспитатель: Это песня вьюги. Что такое вьюга? (Ответы.)
Воспитатель: Вьюга – это еще одна помощница зимы, это снегопад с сильным ветром. Ветер завывает и закручивает снег высоко над землей и слышно везде у-у-у-у-у.
Физминутка (слайд №11)
Воспитатель: Дети, сейчас я начну читать предложение, а вы его закончите, подобрав подходящие слова.
Зимой метель (что делает…метет. (Повтори предложение полностью) (слайд №12)
Мороз щеки и нос (что делает…щиплет. №13
Зимой вода в реке (что делает… замерзает. №14
Заяц на зиму шубку (что делает) …меняет. №15
Мороз на окнах узоры (что делает…рисует. №16
Развитие связной речи
Воспитатель: - Ребята, сейчас я прочитаю рассказ, который называется «Зима» вам необходимо внимательно послушать и постараться его запомнить, чтобы ответить на мои вопросы.
Рассказ воспитателя «Зима»
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.
(Вот такой рассказ составили мы о зиме для Джона) (слайд №17)
Первичное восприятие рассказа воспитателя:
- Какое наступило время года? (выставление картинки№1)
- Что лежит на земле? (выставление картинки №2)
- Какие стоят деревья? (№3)
- Куда спрятались звери? (№4)
- Кто рад зиме? (№5)
- Что делают дети зимой? (6)
Составление мнемотаблицы.
Воспитатель : Вот такая таблица у нас получилась. Сейчас опираясь на таблицу нужно рассказать Джону о нашей зиме.
Воспитатель: Кто попробует? (составление рассказа по мнемотаблице)
Воспитатель: А сейчас задание будет посложнее! Я перепутаю схемы подсказки. Разложите схемы по порядку и составьте рассказ (дети самостоятельно составляют рассказ опираясь на мнемотаблицу)
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы рассказали мальчику Джону о нашей русской зиме, засняли все на видео и как договаривались отправим по интернет- почте. Какой вывод мы можем сделать? Наша русская зима какая? (Снежная, морозная) Джон очень благодарен вам и выслал вам подарки! В мешочке бананы!