Лидия Васильевна Шигеева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В царстве Владычицы-Зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
в старшей группе на тему :
«В царстве Владычицы – Зимы»
Воспитатель: Шигеева Л. В.
Цели : Обобщить и закрепить словарь по теме зима, продолжать составлять рассказы по опорным картинкам. Развивать связную речь.
Материал: Картинки о зиме, изображенное дерево, магнитофон, волшебная палочка, ларец, вырезанные снежинки, конфеты, мяч.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „В царстве Владычицы-Зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия: Создание игровой ситуации.
Воспитатель : Ребята, сегодня у нас с Вами необычный день, мы с вами побываем в волшебном царстве у самой Владычицы зимы. А путь в царство нам укажет тропинка загадок.
Вы слышите, ребята? Что это?
- Правильно. Это звенит колокольчик. Мы с Вами оказались на тропинке загадок.
- Послушайте первую загадку: Из чего была сделана избушка у лисы в одной из русских народных сказок? (изо льда, ледяная).
- Что случилось с избушкой лисы?
- Почему у лисы избушка растаяла?
- Какие свойства имеет лёд? (ответы детей).
Воспитатель : В какой русской народной сказке снег защищает траву от холода, согревает её? (Мороз Иванович).
- Как снег защищает траву от холода?
- Какие пословицы и поговорки про снег вы знаете? (ответы детей).
- Как звали королеву в одной из волшебных сказок о зиме? (снежная королева).
- Кто помог добраться Герде до царства Снежной Королевы?
- Каких животных севера вы знаете?
- Молодцы, ребята! Мы преодолели с вами тропинку загадок. Но что бы очутиться в царстве Зимы, нам нужно преодолеть ещё одно препятствие.
- Посмотрите, какая большая и красивая снежинка к нам прилетела. Давайте рассмотрим, сколько лучиков у снежинки? (ответы детей).
- Что же ещё нам приготовила Зимушка – Зима? (на снежинке задания).
- Игра «Загадки Зимы» (Выбрать среди картинок те, на которых изображены признаки зимы).
Воспитатель : Вот мы свами оказались в царстве Владычицы- Зимы (дети рассаживаются на кубы).
- Давайте закроем глаза и шепотом произнесём «Зима»…
- Какое чувство у вас возникло, что вы почувствовали? (стало холодно, грустно, или мне стало радостно, я люблю зиму).
- Как можно ласково назвать зиму? (ответы детей)
- А кто видел, как шел первый снег, расскажите нам об этом? (снег шел медленно, неторопливо, все красил в белый цвет).
- Кто помнит, чем пахнет снег? (снег пахнет свежестью, холодом, зимой)
- Вы слышали такое выражение «Как снег на голову свалился». Как вы понимаете это выражение? (ответы детей).
Воспитатель: А теперь послушайте загадку:
«Что за звездочки такие,
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке».
- О чём эта загадка?
- Вспомните, какие снежинки вы видели? (ажурные, нежные, легкие, пушистые, кружевные).
- Молодцы! Очень много красивых слов придумали о снежинках.
- А сейчас поиграем в игру «На что похожа снежинка» (Игра с мячом. Воспитатель бросает ребенку мяч, а ребенок отвечает на вопрос : «С чем бы вы могли сравнить снежинки, на что они похожи»).
- Снежинки белые как (сахар, молоко)
- Легкие как (пушинки, облака)
- Ажурные как (кружево, звездочки)
- Что делают эти легкие снежинки? (летают, падают, кружатся, ложатся).
- С помощью волшебной палочки я превращу вас в снежинок, а вы попробуйте потанцевать как снежинки (дети танцуют под музыку изображая снежинок).
Воспитатель: Зимушка –Зима придумала ещё для нас одно испытание.
- Послушайте небольшую сказку: «Давным - давно потеряли люди слово снег, забыли о нем. А слово попало в землю и появились ростки. Посмотрели люди, послушали, а слова- то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными».
- Давайте и мы с вами подберём родственные слова к слову «Снег».
Проводится игра «Снежное дерево». (Дети подбирают родственные слова и развешивают снежинки на дерево).
- Дети, посмотрите, какое волшебное снежное дерево у нас получилось.
- Посмотрите, наши волшебные снежинки на дереве о чем то – шепчутся. Как вы думаете, о чем они могут шептаться? (ответы детей).
- Как могут снежинки оповещать всех жителей сказочного царства о наступлении морозов?
- Как вы думаете, почему снег скрипит? (ломаются лучики снежинок).
- А могут ли снежинки танцевать, грустить, плакать? (ответы детей).
Воспитатель: Радостно кружатся снежинки в вальсе, покрывая землю ажурным покрывалом, совсем как люди умеют плакать.
- Как вы думаете, а когда они плачут? (ответы детей).
Воспитатель:
Дети, посмотрите на за снеженной полянке Зима разложила картинки, и даёт нам ещё одно задание. По этим картинкам необходимо составить рассказ: Когда это было зимой или летом? Что собрал Незнайка? Во что он собрал снежинки? Куда Незнайка понёс снежинки? Кому незнайка показал снежинки? Как было в комнате : тепло или холодно? Какой праздник приближался? Почему Дюймовочка засмеялась? Откуда в шапке взялась вода? Почему Незнайка расстроился? Что он хотел подарить Дюймовочке? Какими были снежинки? (дети расставляют картинки в соответствии с вопросами и составляют рассказ. Рассказывают два ребенка).
Воспитатель: Молодцы, дети! Очень интересные рассказы у вас получились. Мы с вами сегодня побывали в гостях у Зимушки-Зимы, и справились со всеми заданиями. Вам понравилось в гостях у Зимушки-Зимы? А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
- Посмотрите, что вам приготовила Зимушка-Зима. (Достаю из ларца снежинки, сделанные из бумаги, а на каждой снежинке карамелька- леденец).
Занятие закончено.