татьяна гоголова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Мы идем весну искать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция о/областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.
Задачи.
1. Образовательные:
Расширить знания детей о весне, как об одном из времен года, уточнить и обобщить представление о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы, называть характерные признаки весны (Прочему тает снег? Почему бегут ручьи? Почему птицы возвращаются из теплых стран?. – потому что солнце стало пригревать сильнее. и т. д.) Продолжать знакомить детей с фольклорными представлениями о весне (загадки, народные приметы и пословицы, музыка).
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Мы идем весну искать!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас слов по теме; развивать мелкую моторику рук, коммуникативные навыки.
3. Воспитательные:
Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: наблюдения в природе; рассматривание репродукций картин, иллюстраций о весне; беседы о весне, природных явлениях и приметах; знакомство детей с литературными произведениями (сказка-загадка В. И. Даля «Старик-годовик», стихи русских поэтов о весне, заучивание пословиц и загадок о весне).
Методическое обеспечение (Материалы и оборудование):
Презентация по теме, музыкальное сопровождение, путеводитель, цветные дорожки, веера «Времена года» (по количеству детей, Д/и «Подбери приметы весны, собери солнышко», корзинка, поляна с подснежниками, Д/и «Весенняя капель», ручеек с корабликами, су-джоки (по количеству детей, Д/и «Собери скворечник из частей»
Планируемые результаты: имеют представления о характерных признаках весны (увеличивается день, солнце греет, тает снег, возвращаются перелетные птицы, умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята, у нас сегодня гости.
Поздоровайтесь с гостями, гости поздороваются с вами.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Когда по утрам вы приходите в сад,
Так много вопросов за вами спешат.
Когда, почему, отчего и зачем
Спроси у друзей, расскажи это всем!
1 ребенок:
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам перелетною птицей.
2 ребенок:
Другое – как пчелка забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
3 ребенок:
Сидит «отчего» на зелёном листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за лучиком влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так целый день!
Воспитатель:
Но вы не грустите, друзья ни о чем
На вопросы мы вместе ответы найдем.
-Проходите, на стульчики садитесь. (Дети рассаживаются на стульчики полукругом перед телевизором для просмотра видео презентации)
Воспитатель:
-Действительно, ребята, вы приходите, ежедневно в детский сад со множеством вопросов. Сегодня на некоторые из них мы постараемся ответить.
Ой, ребята, а у нас гость!
(опора на иллюстрацию на слайде):
Есть на свете старичок,
Необычный чудачек.
Вы, ребята, посмотрите,
Гостя дружно назовите.
Старичка все дети знают,
А как его все величают? (называют: старик –годовик)
-Ребята, у старика-годовика есть 4 дочери, назовите пожалуйста их. (дочери старика-годовика-это 4 времени года: лето, осень, зима и весна) Старик –годовик любит загадывать загадки о своих дочерях, а нас просит их отгадать.
А отгадывать загадки вы будете необычным способом, с помощью «ВЕЕРОВ ВРЕМЕНИ».
Посмотрите внимательно и назовите, какой цвет на веере символизирует зиму? Почему? Осень? Лето? Весну? (зима-белый, осень-желтый, лето-зеленый и весна-красный)
1загадка:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я — …
(Лето)-зеленая карточка.
2 загадка:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)-белая карточка.
3 загадка:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.
(Осень)-желтая карточка.
4 загадка:
Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня.
(Весна)-красная карточка
Итог. Молодцы, ребята, все загадки старичка-годовичка отгадали.
Рассказ воспитателя: Жили сестры дружно, жили не тужили. По очереди в свои права вступали: 3месяца –Зима, 3месяца –Весна, 3месяца- Лето и 3месяца-Осень.
Но однажды Зима решила, что она главная и не захотела уступать место Весне.
Загрустили под снежным покровом растения, птицы перестали петь свои звонкие песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь, сестрицы! У меня есть чудо- чудесное, которое поможет победить холод и мороз. Только вот найти я его никак не могу! Может это чудо- чудесное потерялось на лесных дорожках под белым снежным покрывалом, запуталось в веточках еловых, а может уплыло в небо синее?
-Ребята, давайте поможем Весне убедить Зимушку уступить ей место, и найти что-то чудесное-весеннее на лесных дорожках, тропинках и овражках.
Словесная игра «Без чего не бывает весны?»
-А для начала мне скажите, «Без чего не бывает весны?» (весны не бывает без сосулек, без ледохода, без перелетных птиц, без первых цветов-подснежников, без проталин, без ручейков, без яркого солнышка, без почек и зеленых листочков на деревьях и тд.)
Старик-годовик решил помочь вам, ребята, и нарисовал путеводитель, чтобы вы в поиске чуда - весеннего не заблудились и с дорожки не сбились
-Итак, куда указывает нам путь старик-годовик?
1. Идем к СОЛНЫШКУ.
Д/и «Подбери приметы весны, собери солнышко»
-Приметы весны найдите и солнышко соберите.
Дети вокруг модели солнышка выкладывают лучики, на которых изображены приметы весны. Проверяют правильность ответов, доказывают свое мнение.
«1,2,3-весеннюю примету назови» - солнце светит ярко и греет;
- на солнце снег начинает таять, капель;
- появились первые проталинки на земле;
- дни длиннее, а ночи короче;
- побежали весенние ручейки;
- мы зимнюю одежду поменяли на - весеннюю;
- вся природа просыпается от зимнего сна;
- на деревьях и кустах набухают почки;
-птицы прилетают с теплых стран и др.
*Лучики переверните и лучистый цвет найдите. Все лучики с обратной стороны желтые, значит задание выполнили правильно.
Итог: Все приметы в пути соберем, и Весне-Красне отнесем!
(1 примета: Солнышко дарит свои теплые весенние лучи- дети кладут их в корзинку)
-Дальше мы друзья пойдем, что в пути еще найдем? (смотрят на карту-путеводитель
2. Полянка с подснежниками.
Д/и «Вопрос-ответ»
Я в корзинку загляну,
Там подснежники найду.
На них задание прочитаю,
И ребятам загадаю.
1 подснежник: Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май)-Как раньше в старину, в народе называли весенние месяцы (март-солнечник, апрель- снегогон, май- цветень);
2 подснежник: Объясните значение весенних слов: проталина, подснежник, оттепель или капель, ледоход, сосулька);
-Какие опасности таит в себе весна? (ледоход, гололед, оттепель-сосульки);
3 подснежник: Вспомните и назовите пословицы о весне (Апрель с водой, май с травой, Матушка – весна всем красна, Весенний день целый год кормит.
«Весенний день – что ласковое слово», «Май весну кончает, лето начинает», «Потрудись весной – сытым будешь зимой», «Весна красна цветами, а осень снопами», «В марте курочка в лужице напьётся», «В марте щука хвостом лёд разбивает», «Птицы рады весне, а ребенок матери».)
Итог: Берут в корзинку 1 подснежник на проталинке, как следующую примету весны.
3. Идут дальше. Бегут по дорожкам говорливые ручьи, в которых дети пускают кораблики.
-Ой, ребята, посмотрите, сколько ручейков бежит по дорожкам и овражкам. А давайте в них кораблики будем пускать, но кораблик возьмет тот, кто разгадает секрет весенних ручейков.
Ручеек переверните и задание найдите. –Кто догадался, что нужно сделать?
Д/и «Один-много» (а начинать ответ будем со слов: Весной не 1 ручеек бежит по дорожкам, а много ручейков» (подснежник, проталина, сосулька, птица, скворечник, дерево, туча, лужа).
Итог.
Д/и «Назови ласково» (на корабликах)
-Вы кораблики возьмите,
На них картинки отыщите,
И прежде чем кораблики в ручейки пускать,
Нужно нам слова ласково назвать.
(слова: скворец-скворушка, ветер-ветерок, солнце-солнышко, проталина- проталинка, сосулька-сосулечка (капель-капелька, подснежник- подснежничек, корабль-кораблик, облако- облачко).
Итог.
4.«Весенняя капель» - Сл/и «Скажи правильно»
Весело поет капель, капать вовсе ей не лень.
Вы на капельки взгляните правильный ответ найдите.
Задание: Весной распускаются листочки или цветочки? В небе порхают птички или лисички? Тает снежинки или слезинки? Журчат ручьи или грачи? На деревьях набухают почки или листочки? Из теплых краев прилетают насекомые или птицы? На реках трещит лед или ледоход? В ручейках дети пускают кораблики или журавликов?
Итог игры.
-Ой, ребята, посмотрите откуда появилась лужица? (сосульки капали, лужицу оставили)
«Лужица»-А в лужице прячутся наши веселые капельки с капели (Су-Джок терапия – массажные шарики) -Давайте с ними поиграем (дети берут по су-джоку)
«Чистоговорку повторяем и движенья выполняем»
-Сна-сна-сна- к нам спешит весна,
-Пели-пели-пели-звонкие капели,
-Ужи-ужи-ужи-на дороге лужи,
-Ели-ели-ели-птицы прилетели,
-Очки-очки-очки-набухают почки,
-Ства-ства-ства-зеленая листва,
-Чок-чок-чок-у меня жучок,
-Сне-сне-сне-рады мы весне.
Итог. (капельки возьмем, в лужицу назад отнесем)
5. Скворечник со скворцом
На шесте –дворец,
В том дворце-певец
Кто это? (скворец)
-Где живет скворец? (в скворечнике)
-А кто строит для скворцов домики-скворечники?
Сейчас я предлагаю вам тоже построить скворечники для птиц, птицы будут рады такому новоселью, звонко будут песни петь, Весну встречать.
Д/и «Собери скворечник из частей» детям предлагается образец (под музыку)
Итог: в корзинке у детей картинки: солнышко, проталинка с подснежниками, ручьи с корабликами, капель, скворечник со скворцом.
Составление небольшого рассказа по опорным картинкам, собранным в ходе путешествия в корзинку (1 раз воспитатель- как образец, затем 2 детей)
-Ребята, как вам кажется, мы помогли Весне найти ее приметы и вступить в свои права?
-А Зима не стала больше злиться и уступила место своей младшей сестре. Старик- годовик рад, что его дочери как и прежде приходят на землю, каждая в свой черед и благодарит вас за помощь.
Весенняя сказка подходит к концу,
А я на прощанье сказать вам хочу.
Вы дружно сегодня приметы искали,
Ответы на много вопросов узнали.
Старик –годовик, нам прощаться пора
И пусть в свой черед торжествует Весна!