Назарова Татьяна Валентиновна
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Два зеленых огонька»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Два зеленых огонька».
Автор: Назарова Татьяна Валентиновна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории школы раннего развития "Звездочка" МБУ ДО ФОСЦ "ОРИОН" г. Ульяновска.
Тема: «Домашнее животное - кошка».
Публикация посвящена Дню кошек в России.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Два зеленых огонька“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности детей: познавательная, частично поисковая, продуктивно-творческая.
Цель: обобщить и обогатить знания детей о домашнем животном – кошке, закрепить представления о домашних животных.
Задачи:
Образовательные:
• совершенствовать умение составлять описательный рассказ о животном по заданной схеме (схема в виде ряда рисунков);
• закреплять и обобщать знания обучающихся о кошке путем рассматривания иллюстраций, фотографий, прослушивание индивидуально подготовленных сообщений, чтение рассказов и стихотворений;
• учить выделять отличительные особенности конкретного животного – кошки;
• домашних и диких животных; упражнять в употребление существительных (названий животных) в родительном падеже.
формировать чувство сопереживания животным, желание заботиться о них;
Развивающие:
• развивать общие речевые навыки детей: умение подбирать обобщающее слово к заданной группе, выделять лишний предмет, опираясь на жизненный опыт;
• развивать речевую активность и обогащать словарный запас по темам:
детеныши домашних животных, названия домиков домашних животных (коровник, клетка, будка,, семья домашнего животного (бык – корова – теленок,);
• развивать внимание, мышление и воображение,
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
Предварительная работа:
• чтение литературных произведений: стихотворение С. Маршака «Усатый-полосатый», стихотворений А. Л. Барто о кошке, главы из книги А. Введенского «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке», разучивание стихотворений о кошке;
• рассматривание иллюстраций с изображением диких и домашних животных;
• слушание шумовых звуков: голосов диких и домашних животных, мяуканье, мурлыканье котёнка; котёнок лакает молоко.
Материалы и оборудование: мягкие игрушки и пластмассовые фигурки домашних животных, макет «Скотный и птичий двор», отпечатки следов домашних животных, иллюстрации по теме «Кошка», микрофон, план – схема «Расскажи о животном» .
Ход НОД
І. Вводная часть.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одном домашнем животном, которое очень хорошо вам знакомо. А чтобы узнать, кто же это, нужно выполнить ряд заданий. (Дети заходят в кабинет и видят на каждом столе следы домашних животных).
Педагог: Ой, кто же это нам так натоптал? Какой непорядок! Ребята, какие виды следов вы видите? (лапки и копыта).
Давайте найдем «виновников» беспорядка. (Дети получают по 1 игрушке и сажают ее на стол со следами этого животного).
Педагог: Молодцы! Справились с заданием! А как сказать одним словом, кто это! (домашние животные).
Проблемный момент.
(Дети подходят к макету)
[/b]Педагог: [/b]Ой, ребята, что за шум у нас на дворе. Почему расшумелись курочки, петухи, утки, гуси и индюки? (на птичий двор пришел маленький котенок и распугал всех птиц)
Педагог: Ребята, котенок еще маленький, давайте отправим его на свою половину макета к зверям и расскажем ему все о кошках.
ІІ. Основная часть.
1. Индивидуальное сообщение Дивны о кошке по схеме.
Сегодня я расскажу про кошку. Кошка – это домашнее животное. Бывает большая и маленькая по размеру. (Сообщение сопровождается фотографиями). Окрас у кошки разный: бывают одноцветные, двуцветные и трехшерстные. Хвостики бывают длинные, короткие, а еще бывают породы кошек бесхвостые. В зависимости от длины шерстки кошки бывают длинношерстные, короткошерстные и бесшерстные. Эта порода называется сфинксы. Кошки любят молоко, рыбу, мясо. Кошки бывают домашние и дикие. Домашние кошки ловят мышей.
2. Рассказ с элементами беседы о кошках.
Педагог: Кошки уже давно живут рядом с человеком. В древности кошки были дикими животными, но когда люди заметили, что кошки могут ловить мышей и других грызунов и, таким образом, помогают сохранить запасы урожая и сохранять жилище в порядке, они по достоинству оценили это животное. Родина домашней кошки - Африка. Сейчас кошка – это привычное для всех домашнее животное, но с необыкновенными качествами.
Кроме того, что кошка – замечательный охотник, она еще и хороший лекарь. Она ложится на больное место, и боль уходит. Но люди, которые любят кошек, часто даже не задумываются о том, какую пользу приносят кошки человеку. Они просто любят это красивое, грациозное животное, погладив которое сразу поднимается настроение.
3. Беседа по иллюстрации.
Педагог: Дивна очень много рассказала нам про кошку. Котенку очень понравилось, и он предлагает нам отдохнуть с ним.
Физминутка.
Котенок возится с клубком:
То подползет к нему тайком,
То на клубок начнет кидаться,
Толкнет его, отпрыгнет вбок…
Никак не может догадаться,
Что здесь не мышка, а клубок.
Педагог: Обратите внимание, какие у кошки крупные и яркие глаза. У кошки очень хорошее зрение. Вы обращали внимание на то, какого цвета глаза у кошки в темноте? Да, у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах, который напоминает свет фар у машины. Вы обращали внимание, что кошки часто умываются? Кошки – очень чистоплотные животные и почти не пахнут. Они вылизывают не только свою грязь, но и запах, для того, чтобы его не было слышно во время охоты на мышку. А еще кошка ходит очень тихо, бесшумно. Как вы думаете, что ей в этом помогает? (Мягкие лапки). Да, на лапках у кошки есть мягкие подушечки. Благодаря им кошка ступает тихо и бесшумно. А еще при прыжке или падении с высоты кошка всегда приземляется на все четыре лапы, поэтому всегда остается целой и невредимой. Давайте попробуем пройтись, ступая мягко-мягко, как кошечка. (Дети выходят на ковер и стараются пройти бесшумно).
4. Речевая разминка «Папа, мама и детеныш».
Педагог: Ребята, смотрите кто – то загнал котенка на крышу. Как думаете, кто это? (собака)
Верно, котенок смотрит сверху на семьи зверей. Давайте поможем ему разобраться в названиях и собрать семьи. (Дети поочередно выходят к макету и находят семьи, называя при этом «членов семьи»: бык, корова, теленок,)
5. Игра «Подбери кличку котенку»
Кот по имени Доброта.
Г. Голова
Как вы лодку назовете, так она и поплывет…
Кошке прозвище даете – так по жизни и живет.
Мы кота назвали в шутку, не узнать теперь кота –
Все идут погреться к шубке под названьем «Доброта»
Педагог: Ребята, что – то наш котенок загрустил.. Он очень хочет, чтобы у него было имя (кличка). (Рыжик, пушистик, малютка, милашка,)
6. Рисование кошки с помощью геометрических фигур – кругов, треугольников, овалов.
ІІІ. Подведение итогов.
Педагог: Ребята, посмотрите на нашего гостя – котенка. Он очень рада, что побывал у нас на занятии. Сейчас он будет в роли корреспондента и задавать вам вопросы (вопросы по материалу занятия):
• Какие бывают кошки?
• Почему мы часто моемся?
• Что помогает нас идти неслышно!
• …
Давайте попрощаемся с нашим гостем по-кошачьи, и дружно скажем ей «Мяу!» (дети хором говорят «Мяу!», педагог «машет» лапкой котенка и убирает игрушку).