Елена Олейникова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Осень»
▼ Скачать
в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
по теме "Осень"
Цель: Совершенствование умения воспринимать все предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР „Осень“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно-образовательные:
закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.
обогащение активного словарного запаса детей.
совершенствование умений и навыков восприятия на слух.
Коррекционно - развивающие :
развивать внимание, память.
улучшать общую моторику и координацию движений.
отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять за составление сложных предложений.
активизировать словарь.
Воспитательные:
воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
воспитывать чувство любви к родной природе.
Оборудование: интерактивная панель, репродукция картины русского художника И. Левитана «Золотая осень», осенние листья, контуры осенних листьев с разных деревьев на бумаге, мяч, призовые фишки.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, а к нам сегодня пришли загадочные гости. Давайте мы возьмемся за руки, и с хорошим настроением поприветствуем друг друга и тех, кто у нас сегодня в гостях.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, а теперь сядет на стульчик тот, кто скажет правильно - наоборот:
2. Игра «Скажи наоборот»
Весёлый – грустный
Большой – маленький
Твёрдый - мягкий
Мокрый - сухой
Холодный - теплый
Низкий – высокий
Тихий-громкий
Длинный – короткий
Светло-темно
Широкий – узкий
Быстро-медленно
Начало - конец
День-ночь
Белый – чёрный
3. Артикуляционные упражнения:
Воспитатель:
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
По дорожке мы шагали ( покусывание языка: вперёд, назад)
За природой наблюдали (упражнение «Часики»)
Вот лисичка, вот волнушка
Сыроежка и горькушка (упражнение «грибок»)
Мы грибочки собирали
И в корзинки убирали (упражнение «чашечка»)
Головы мы вверх подняли (упражнение обнять язычком верхнюю губу)
Вертолёт вдруг услыхали (язычком за верхними зубами «д-д-д-д-д»)
Погуляли, поиграли (упражнение «орешек»)
И домой все побежали ( покусывание языка: вперёд, назад).
Воспитатель: Молодцы, ребята, подготовили наш язычок.
(включить интерактивную панель с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень»)
4. Загадка
Воспитатель: Ребята, слушайте внимательно и отгадывайте загадку:
Вот художник, так художник
Все леса позолотил
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл!
Отгадать загадку просим
Кто художник этот? (Осень)
5. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Воспитатель: Какое время года нарисовано на этой картине? – Осень.
Воспитатель: А как вы догадались, что это осень?
Воспитатель: Ребята, эта красочная картина называется «Золотая осень». И написал её русский художник Исаак Левитан. Осень была его любимейшим временем года. Он посвятил этому времени года более ста картин. И вот эта картина - одна из самых известных.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему картина называется «Золотая осень»? Какие листья на деревьях? – (Желтые. Все желтое как золото.)
Воспитатель: А какие ещё признаки осени вы знаете, расскажите?
(Дети перечисляют признаки :
Листья желтеют, опадают.
Часто идет холодный дождь.
Солнце светит, но не греет.
Птицы улетают в теплые края.
Животные готовятся к зиме.
На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее.
В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.)
Воспитатель: Да, мы с вами замечательно описали осень. А как хорошо там погулять и подышать свежим осенним воздухом.
6. Дыхательные упражнения.
Воспитатель: Делаем носом глубокий вдох и выдох. (3 р.)
7. Стихотворение А. С. Пушкина
Воспитатель: Ребята, осень очень красивое и сказочное время года! И ею всегда любовался русский поэт А. С. Пушкин, поэтому написал прекрасные стихи об осени.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Воспитатель: Ребята, какое это стихотворение? Веселое, грустное или торжественное? (Это красивое, немного грустное стихотворение об осени).
- Почему это стихотворение грустное? (Осень - унылая пора, увядает природа, но леса одеты в золото).
8. Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики)
Воспитатель: Листья на деревьях сменили окраску – и мы удивились.
Подул холодный осенний ветер и листья опали на деревьях – и мы огорчились.
А выглянуло тёплое осеннее солнышко – и мы улыбнулись.
9. Игра с мячом "Погода осенью"
Воспитатель: Ребята, а давайте-ка мы пойдём на осеннюю полянку и поиграем в игру. Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете на вопрос, какая погода бывает осенью?
Мячик в руки я бросаю
Какая погода – называю.
Когда идет дождь – дождливая погода,
Когда дует ветер – ветреная погода,
Когда холодно – холодная погода,
Когда пасмурно – пасмурная погода,
Когда сыро – сырая погода,
Когда хмуро – хмурая погода,
Когда ясно – ясная погода.
Воспитатель: Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно (Листопад)
10. Физкультминутка «Осенние листочки»
Воспитатель: А сейчас, ребята,
Вокруг себя повернись
И в листочки превратись.
Мы, листики осенние,
На ветках мы сидели.
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями)
(кружимся на ковре, воспитатель рассыпает листья на столе)
Воспитатель: Ветер немного затих, листочки опали, и ветер принёс их к нам на стол. Давайте соберем их в букет и посмотрим на них.
Воспитатель: Вы знаете, что в лесу растет много разных деревьев. А знаете ли вы, с каких деревьев ветер принёс нам листочки? Давайте поиграем в игру «Назови листья».
11. Игра «Назови листья»
На березе – березовые,
на клене – кленовые
На рябине –рябиновые,
На дубе –дубовые,
На осине – осиновые,
на тополе –тополиные,
На липе – липовые,
На каштане – каштановые
На калине – калиновые,
На ольхе –ольховые.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы собрали с вами листья с разных деревьев и какой красивый осенний букет получается. Ребята, давайте сядем на свои стульчики и поиграем.
12. Пальчиковая игра «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем. (сжимают и разжимают кулачки).
Воспитатель: Ребята, а теперь я хочу посмотреть, кто из вас самый внимательный, готовы? Поиграем в игру «Четвёртый лишний».
13. Игра "Четвертый лишний"
Сентябрь, октябрь, ноябрь, январь (зимний месяц).
Осень, сентябрь, октябрь, ноябрь (время года)
Утро, день, осень, ночь (время года)
Зима, весна, сентябрь, лето (осенний месяц)
Картофель, яблоко, свекла, морковь (фрукт)
Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь (плод дерева)
Берёза, роза, дуб, осина (цветок)14. Игра «Найди ошибку»
Воспитатель: - Ребята, а теперь я вам прочитаю рассказ, вы внимательно послушайте и скажите, все ли в нем правильно:
Прошло лето и наступила осень.
Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Часто моросит холодный дождик.
С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор.
Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? Вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего? А какие задания были наиболее сложными?
(Ответы детей.)
Дети выбирают картинку с улыбающимся солнышком - если занятие понравилось, а картинку с грустным солнцем – если было сложно.