Олеся Фискова
Конспект НОД по развитию речи с использованием игровой технологии «В гости к Бабе-яге» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к Бабе - Яге»
с использованием игровой технологии
(старший возраст)
Цель: Узнать, кто такая Баба-Яга, как появился ее образ. Описать облик Бабы Яги, выяснить, какой у нее характер. Определить род ее занятий.
Задачи:
Образовательные: Приобщать к русской народной культуре. Знакомить с традициями игровой культуры русского народа.
Развивающие: Формировать интерес к народному творчеству через игровую деятельность.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием игровой технологии „В гости к Бабе-яге“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Воспитательные: Развивать познавательный интерес, расширять кругозор.
Формы организации: Группа, подгруппа.
Тип: Интегрированное
Предварительная работа: Просмотр репродукции : В. М. Васнецова “Баба-яга” ; И. Билибин «Баба-Яга». Просмотр мультфильмов: “Избушка на курьих ножках”; «Царевна-лягушка»; «Василиса Прекрасная» ; «Баба-Яга против!» Прослушивание музыкальных произведений: “Избушка на курьих ножках” М. Мусоргского ; “Баба-Яга” П. И. Чайковского ; “Баба-Яга” А. К. Лядова; «Часы с кукушкой» В. Гартман. Беседа «Что хорошего можно сказать про Бабу Ягу?». Чтение сказок, фрагментов из сказок с описанием Бабы Яги и их пересказ.
Оборудование и материалы: Костюм Бабы Яги (для взрослого); подушки; фотоальбом Бабы Яги; магнитофон; аудиозапись русской народной песни «На горе то калина…»; карточки с изображением инструментов с карточками – действиями; сундучок; ложка – куколка; деревянные ложки по количеству детей; одежда для ложек (косыночки и юбочки); медальоны с изображением шишек, желудей, орехов; лист с изображением правил подвижной игры «Шишки, желуди, орехи»; макет костра; кастрюля.
Технологии:
1. Игровые технологии: использование дидактических игр, использование игровых приемов и ситуаций.
2. Здоровье сберегающие технологии: создание благоприятной психологической атмосферы на занятии.
3. Личностно-ориентированные технологии: положительная Я-концепция; учет особенностей и личностных качеств каждого ребенка.
4. Технологии критического мышления: карточки с заданиями.
Дети входят в музыкальный зал, здороваются с гостями. Их встречает Баба Яга (взрослый в костюме).
Баба Яга: Здесь в лесу живу одна.
Зовут меня Баба Яга.
Страх на всех я навожу.
Детей ворую, ворожу.
Всю ночь я не сплю.
Свое волшебно зелье варю.
В моем лесу должно быть в порядке.
Путник, не играй со мной в прятки,
Тот, кто в избушку ко мне забредет,
На веки вечные пропадет.
Что за шум в лесу с рассвета?
Ух! Не нравится мне это.
Кто потревожил Бабу Ягу?
Поймаю, зажарю, заворожу!
Где ты, зеркало, мой глаз? (надевает очки)
Расскажи мне все сейчас.
Баба Яга: Здравствуйте, мои хорошие! Здравствуйте, мои пригожие: мальчики – ясны соколы, да девочки – аленьки цветочки! Давно я вас поджидаю, избушку прибираю. (указывает на подушки, лежащие на ковре.) Присядьте, да меня послушайте:
Рассказ педагога с опорой на наглядность (фотоальбом) «Какой нам представляется Баба Яга?»
Баба Яга: Все представляют меня злой старухой, с крючковатым носом, беззубой, давно не чесанными седыми космами, которая в ступе разъезжает, помелом следы заметает, творит разные беды и недоброе замышляет. Но некрасивой я была не всегда, просто от злобы и ненависти такой стала. А ведь была я когда-то, в своей молодости, прекрасной девушкой-всадницей, имевшей в подчинении большое войско. И скажу я вам, что настоящее мое имя - Яга Усонына, а еще раньше меня Виевией называли, и была я дочерью подземного царя Вия. За свой же непростой характер получила я кличку «Яга», что означает (с древнеиндийского) «огонь». С той поры так меня и называют «огонь-баба», то есть Баба Яга.
Я, как и все женщины, не люблю распространяться о своем возрасте, стараюсь всегда выглядеть «молодой и привлекательной». Но скажу вам по секрету, мне явно за 800, а то и больше.
У меня есть подружки. Кикимора, например, тоже проказница и хулиганка хорошая. Зима - самое любимое время для ее проказ, особенно в ночное время. Напроказит, а потом давай противно хохотать: ха-ха-ха! хи-хи-хи! Потом прямиком ко мне скачет, чтобы своей закадычной подружке подвигами своими похвастаться.
А вот еще один мой дружок – Леший. Но про него я говорить не хочу, потому что я вчера с ним поссорилась и сильно на него обиделась.
Вот у меня часто спрашивают, чем мы, лесная нечисть, любим заниматься? Да ничем! Собираются вместе да праздники себе устраиваем развеселые. Веселиться мы умеют не хуже вас - людей. Можете себе представить Бабушку Ягу, лихо отплясывающую «Барыню - то»? Тогда я вас приглашаю на веселую пляску.
Любят издавна в народе,
Водить пляски в хороводе.
Хоровод заведем,
Дружно все плясать пойдем.
Под аудиозапись русской народной песни «На горе то калина…» дети водят хоровод, выполняя движения за Бабой Ягой.
Дидактическая игра «Подбери слово - действие».
Баба Яга: Да, веселиться вы умеете, а хозяйничать приучены? Что ж проверим. Известно, чтобы работа по дому была легче, необходимо использовать инструменты. У меня этих инструментов видимо – невидимо, а что ими делают, я позабыла. Помогите разобраться, у меня даже под сказочки есть.
(Воспитатель обращает внимание детей на карточки с изображением инструментов, к которым необходимо подобрать карточку – действие)
Ножом… (режут).
Метлой…. (метут).
Пилой…. (пилят).
Топором…. (рубят).
Лопатой…. (копают).
Иглой…. (шьют).
Молотком…. (забивают).
Ножницами… (стригут).
Расчёской…. (причесывают).
Кистью…. (рисуют).
Ложкой… (едят).
Баба Яга: У меня есть сундучок. (указывает на сундучок.)
Он не низок, не высок.
Он не узок, не широк.
Тайну сундучок хранит.
Что же в сундучке лежит?
Надо попросить сундучок открыться. Повторяйте за мной:
Сундучок наш, сундучок
Приоткрой-ка свой бочок!
Дети повторяют рифмовку. Из сундучка достают деревянную ложку наряженную куколкой. Звучит аудиозапись грустной русской народной мелодии.
Баба Яга: Ребята, посмотрите на нашу любимую с Кикиморой игрушку – куколку. Вы уже догадались, из чего мы ее сделали? Правильно, сделана она из деревянной ложки. Наша ложка-куколка загрустила. Я догадываюсь, в чем дело. У нее нет подружек. Давайте их ей сделаем. Но предупреждаю вас работа эта сложная, без волшебства не справиться. Сейчас я угощу вас волшебным зельем, но сначала его надо сварить, вы мне поможете?
Проводится разминка «Отличное настроение»
Дети выполняют движения по указу и повторяют мимику педагог.
Положим чуть-чуть озорного веселья (улыбаются, гладят ладонями лицо)
Сто граммов баловства (машут руками над головой)
Двести граммов доброй шутки. (щекочут друг друга)
И станем все это варить три минутки. (руками помешивают содержимое воображаемой кастрюли.)
Затем мы добавим с небес синевы (встают на цыпочки, поднимают руки, тянутся вверх.)
И солнечных зайчиков пару. (покачиваются вправо – влево.)
Положим еще свои лучшие сны (прикладывают к щеке сложенные ладони.)
И ласковый голос мамы. (прижимают ладони к груди.)
Заглянем под крышку: там не варенье. (опускают голову, смотрят на ладони.)
Там наше отличное настроение (улыбаются, хлопают в ладоши.)
Практическая работа:
Баба Яга: Вот с таким отличным настроением пройдем в мою мастерскую, где изготовим кукол – «Ладушек».
Баба Яга приглашает детей за столы, на которых разложены заготовки: деревянные ложки и одежда для них (косыночки и юбочки, под народную музыку дети украшают ложки.
Баба Яга: Теперь вы знаете, что ложками можно не только кушать, но и играть. А еще с куклой – Ладушкой можно делиться своими секретами и о них никто не узнает.
Баба Яга: Приготовься, детвора,
Начинается игра!
Не толкайтесь, не спешите,
В три команды становитесь.
Я на печке полежу,
Да на вас всех погляжу.
Проводится игра «Шишки, желуди, орехи»
Баба Яга: В старину дети, играя в эту игру, брали настоящие желуди, орехи и шишки. А у нас есть медальоны с изображением этих предметов.
Каждый ребенок надевает медальон с изображением шишки, желудя или ореха. Дети распределяются на подгруппы по три человека в каждой (шишка, желудь и орех). Члены каждой тройки берутся за руки. Водящий произносит: «Шишки!». Игроки с соответствующими медальонами перебегают и образуют свою тройку. Водящий старается занять место одного из них. Если он успевает это сделать, то становится «шишкой», а оставшийся без места игрок – водящим. Игра продолжается. По свистку игроки из тройки «Шишки» должны вернуться на первоначальное место, кто не успел становиться ведущим. По команде «Орехи!» или «Желуди!» меняются местами игроки с соответствующими медальонами. Игра повторяется три раза.
Баба Яга: Ребята, понравилась вам игра? Правила запомнили? (Да.) Когда вы вернетесь домой, научите играть в нее своих друзей. А чтобы вы не забыли правила, возьмите с собой медальоны и карточки с изображением правил игры.
Баба Яга: За играми да забавами время быстро бежит, пора вам ребятки в детский сад возвращаться. А на прощание хочу вам напомнить, что я Бабушка Яга хоть с виду и страшная, в душе добрая и веселая и вообще творю множество добрых дел.
А теперь совет от Бабы Яги: «Помните, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает. Только по-настоящему сильному и мужественному человеку могут быть даны силы для путешествия в неведомый, волшебный, сказочный мир. Только настоящий герой может вернуться из сказочного царства с победой. И еще, этим настоящим и мужественным человеком может стать каждый из вас!»