Инна Эдуардовна Фатик
Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказа по картине «Лошадь и жеребёнок» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление рассказа по картине «Лошадь и
жеребёнок»
Цель: учить самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, предполагая отображение места и время действия; придумывание предшествовавших и последующих событий.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи, Составление рассказа по картине „Лошадь и жеребёнок“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Обучающие: формировать умение рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины (по плану и образцу); составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины.
Развивающие : развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношение предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различие.
Воспитательные: воспитывать любовь к животным; бережное и заботливое отношение к ним.
Предварительная работа с воспитанниками: беседа о домашних животных, заучивание скороговорки, чтение рассказа К. Д. Ушинского «Лошадка», чтение отрывка из рассказа Е. Чарушина "Как лошадка зверей катала", рассматривание альбома «Домашние животные», рисование лошади.
Материалы и оборудование: картина "Лошадь с жеребенком", аудиозапись звучания голоса лошади, мольберт.
Словарная работа: жеребенок, конюшня, стойло, табун, оглобли золотые.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте поздороваемся!
Воспитатель: Проходите, садитесь на свои места.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Подкованы ноги,
Бежит по дороге;
Грива дугою
А хвост метлою.
Воспитатель: О ком загадка? (ответы детей). Почему вы думаете, что это лошадь? (объяснения детей)
На мольберте выставляется картина "Лошадь и жеребёнок".
Фонограмма записи табуна, цокот копыт, голосование звучание (ржание)
Воспитатель: Кто нарисован на этой картине? Какая лошадь? Какая у неё шерсть? (ответы детей). А кто ещё изображен на картине? Какой жеребёнок? (ответы детей).
Воспитатель даёт пояснения (дополнения) : У лошади красивая длинная голова, стоячие уши, между ушами челка, большие глаза, длинная шея, на шее густая грива. Воспитатель просит детей сравнить лошадь с жеребёнком, чем они отличаются, задаё т наводящие вопросы: Лошадь большая и сильная, а жеребёнок. (маленький и слабый) (ответ детей). У лошади длинный хвост, а у жеребёнка. (короткий) (ответ детей). Грива у лошади. (блестящая, шелковистая, длинная) (ответ детей).
Воспитатель: Какаю пользу лошадь приносит людям? Что делают лошади? (ответы детей) ( примеры: перевозят грузы, вывозили раненных с поля боя, вспахивали поля).
Воспитатель: Подумайте и составьте короткий рассказ по картине (заслушиваются 2- 3 рассказа, затем воспитатель читает отрывок из рассказа Е. Чарушина "Как лошадка зверей катала".
Подарили Никите деревянную лошадку. Лошадка белая вся, в серых яблоках. Глаза у неё стеклянные, а грива и хвост настоящие — из конских волос. А ещё подарили Никите тележку. Вот так тележка! Колёса красные, оглобли золотые, сиденье мягкое, на пружинках. Стал Никита лошадку запрягать. Поставил её в оглобли, привязал дугу с колокольчиками и бубенцами. И только он её запряг — как затопает лошадка копытами, как вырвется у Никиты из рук — и побежала по полу. Под стол забежала, под стул, под диван, а потом из-под дивана выскочила — и марш в коридор! Весь тёмный коридор проскакала и понеслась вниз по лестнице. Со ступеньки на ступеньку прыгает, а тележка сзади скачет. Выбежала лошадка на улицу, бубенчиками зазвенела. Люди удивляются, кричат: — Смотрите! Смотрите! Деревянная лошадка бежит, деревянную тележку везёт! Сбежались собаки, лают. Воробьи в сторону шарахаются, кошки на забор лезут — боятся. Вот пробежала лошадка через весь город — туда, где поля и огороды начинаются. Носится лошадка по полям, хвостом помахивает.
Воспитатель: Какая была лошадка? Какого цвета? Какие у лошадки были глаза, грива, хвост? Чем запрягал Никита лошадку? Кого перепуга лошадка? (ответы детей).
Воспитатель: А теперь мы немного отдохнём.
(проводится физкультминутка)
Физкультминутка "Конь"
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, (подскоки на месте)
Цок - цок - цок,
Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)
Воспитатель читает скороговорку: "Из-под топота копыт пыль по полю летит".
Воспитатель: О ком эта скороговорка? (ответы детей).
Воспитатель: Произнесите скороговорку сначала медленно, потом быстро, затем ещё быстрее (дети выполняют). Теперь произнесите ее тихо, ещё тише, шёпотом (хоровые ответы).
Воспитатель: Лошадь это домашнее или дикое животное? (Домашнее). Где живёт лошадь? (В конюшне, стойло). Как называется большое количество лошадей? (Табун). Как разговаривает лошадка? (Ржёт) Что еще может делать лошадь? (фыркает, бьёт копытом).
А теперь давайте поиграем. Игра "Какая картинка лишняя и почему?"(дикие и домашние животные)
Воспитатель подводит итог (закрепление) : Сегодня мы с вами разговаривали о домашних животных – лошадях. (Лошадь – большое, сильное, взрослое животное; жеребёнок - маленькое, не смышлёное животное, детеныш лошади). Мы с вами выяснили, чем они отличаются, а чем похожи, где они живут (конюшня, стойло). Какую пользу они приносят людям. Ребята, Что вам особенно запомнилось и понравилось?
Литература: 1. Журнал «Ребенок в детском саду» №5 2010 год. 2. О. С. Ушакова "Придумай слово" изд. "Сфера" Москва 2010. 3. Н. М. Быкова "Игры и упражнения для развития речи" изд. "Детство-пресс" 2010. 4. Комплексные занятия под ред. М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, изд. "Мозайка - Синтез" Москва 2013. 5. Е. Чарушин "Как лошадка зверей катала" изд. "Мир искателя" 2012 6. Интернет