Татьяна Зверева
Конспект НОД по развитию речи «Чудесная страна Фольклор» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по развитию речи с использованием русского народного фольклора и ИКТ- технологий
«ЧУДЕСНАЯ СТРАНА ФОЛЬКЛОР»
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Чудесная страна Фольклор“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, конструктивная, речевая, восприятие фольклора и музыки.
Педагогические технологии: проблемно-игровые, ИКТ – технологии, здоровьесберегающие.
Цель: формирование представлений детей о фольклоре.
Задачи:
1)Образовательные – способствовать формированию представлений о характерных чертах русского фольклора, закреплять знания о жанрах и видах устного народного творчества; способствовать созданию условий для формирования дружелюбного отношения между сверстниками.
2) Развивающие – содействовать развитию интереса к пониманию смысла образных выражений; обеспечить развитие любознательности, речи, мышления.
3) Воспитательные – побуждать детей ценить культурное наследие русского народа.
Форма НОД: занятие – путешествие.
Дидактическое оснащение и оборудование: презентация «Волшебная страна фольклор», 4 конверта с разрезными картинками, наборы счетных палочек, куклы-перчатки, загадки, волшебный сундучок; сказочный дом; русские народные костюмы (для детей, костюм Бабы-Яги; клубок.
Игровая мотивация – «Выполнить задания,что бы попасть в гости к дедушке Фольклору».
Методические приемы: приветствие гостей, сюрпризный момент – письмо от дедушки Фольклора; мотивация – «Выполнить задания,что бы попасть в гости к дедушке Фольклору».
беседа о фольклоре, жанрах фольклора; пословицы и поговорки о дружбе, зиме; потешки, заклички, отгадывание русских народных загадок; чтение скороговорок; русская народная игра «Как на тоненький ледок».
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к потешкам, прослушивание: потешек, частушек, заучивание закличек и потешек, дразнилок, считалок, заучивание потешек по мнемосхеме, разучивание русской народной игры «Как на тоненький ледок»
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель и дети. (входят в группу)
Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час,
Встречу тёплую такую мы готовили для вас.
Сюрпризный момент
(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо)
Воспитатель: Кто же его прислал? Прочитаем!
Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас в гости в свою волшебную страну фольклор. А что бы вы не сбились с пути, я нарисовал маршрутную карту. В пути вы встретитесь с моими внучками, сёстрами. Приготовил я ещё для вас затеи, игры, шутки. Я желаю вам удачи. В добрый час! До встречи! Дедушка Фольклор!
Воспитатель:. Ребята, а что такое Фольклор?
Как у нас на Руси уж давно повелось
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб ни плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни, шутки слагал.
***
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили,
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
(Это сказки, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, заклички, частушки, припевки, нелепицы, колыбельные, танцы и др.)
Воспитатель: Ребята, а как мы попадем в эту страну?
Что то я помню в письме про карту говорилось, ну ка загляну в конверт (нахожу карту., Ребята, а что бы карту прочесть надо уметь читать условные знаки. а вы умеете)
Дети:(да)
Воспитатель: сейчас проверю(.Слайд № 1)
Молодцы, справились с заданием. А теперь карту рассмотрим (Слайд № 2)
В ней говорится, что мы должны отправиться в деревню к бабушке Агафье. .А какое сейчас время года
Дети: (Зима)
Воспитатель: тогда надо одеться потеплее и выйдем на улицу, давайте вспомним песенку про одевание:
Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два (далее вся песенка)
Воспитатель: Что то здесь очень холодно, а давайте мороз прогоним (закличка)
Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос.
Воспитатель: а вот снега маловато, давайте закличку про снег расскажем., а теперь предлагаю построить саночки,а сани не могут сами ехать, кто нужен для этого (Слайд № 3)
Дети (ответы, пока работают проговаривают)
По дорожке ровной, гладкой
Скачут резвые лошадки.
Цок, цок, цок –
Скачет резвый табунок.
Воспитатель: Вот мы и прискакали в деревню. (Слайд № 5) Вот и домик бабушки Агафьи, Снега намело не пройти:(идем (физ. минутка)
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым..
Воспитатель: ну вот дошли, постучим.
Выходит Хозяюшка.
Хозяюшка: Здравствуйте, детишки, рада вас видеть! Зачем пожаловали ко мне.
Дети: мы едем е дедушке фольклору в гости,вот эта карта привела нас к тебе
Подскажи как добраться в страну фольклора.
Бабушка Агафья: в эту страну попадают дружные ребята, а вы дружные?
Дети (да)
Б. Агафья- расскажите пословицы о дружбе:
Дети: («Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг лучше новых двух», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь», «Нет друга – ищи, а найдешь – береги» и другие).
Б. Агафья – Молодцы ребята!но что бы отправиться в путь надо пройти еще одно испытание, тест на сообразительность готовы?
Дети: Да!
Бабушка Агафья:а загадки загадает моя внучка, слушайте. (видео-слайд №8)
Бабушка Агафья: Молодцы ребята! теперь закрывайте глаза.
В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В старину вас унесет.
Воспитатель: ребята вот мы с вами с в волшебной стране, но куда нам дальше идти? Ой смотрите указатель, давайте посмотрим и вместе прочтем:
1-й стрелка – Прямо пойдешь – чудо дивное найдешь.
2-я стрелка – Направо пойдешь – в снежное царство придешь.
3-я стрелка – Налево пойдешь – в сказочный дом попадешь.
Когда все задания выполнишь - к деду фольклору попадешь
Воспитатель. Что нам остается делать – пойдем прямо?
(Дети подходят к столу, на котором стоит волшебный ларец. Открывают его. В нем карточка с заданием.)
Воспитатель. (читает)Две мои внучки подскажут вам дорогу, если вы расскажите пословицы и поговорки о зиме. А где же внучки?
Внучки: Здравствуйте детишки, ждем мы от вас пословицы и поговорки
Дети рассказывают пословицы.
•
Внучки- молодцы ребята,много пословиц и поговорок знаете и мы вам еще расскажем (расск. пословицы _) .а теперь идите на право, а еще вот вам конверт для нашего дедушки. До свидания.
Воспитатель. Ребята куда нам сказали идти.
Дети. Теперь идем направо – В Снежное царство.
(Дети подходят к снежной поляне, на которой стоит снежный домик из него выходит девочка - Скороговорка)
Девочка - Скороговорка - здравствуйте ребята,куда путь держите,
Дети (ответы)
Девочка - Скороговорка - Вы дальше пойдете, когда скороговорки мне прочтете.
(Дети по очереди произносят скороговорки.)
Девочка - Скороговорка - Молодцы ребята, передайте привет моему деду и вот этот конверт. До свидания.
Воспитатель. Ребята, теперь куда пойдем?
Дети. В Сказочный дом.
(Дети подходят к Сказочному дому. стучат Из него выходит сказочница)
Воспитатель. Здравствуй сказочница.
Сказочница : Здравствуйте дети, куда путь держите?
Дети:(ответы)
Сказочница: здесь сказочные загадки, отгадаете помогу вам!
(Поочередно с каждой снежинки зачитывает загадки.)
• В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка.
(«Машенька и медведь»)
• Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собою уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит.
(«Лисичка со скалочкой»)
• Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись друзья. Заготовили все впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено …
(«Зимовье»)
• В какой сказке девочка за свое трудолюбие и доброту получила сундучок с богатством?
(«Морозко»)
• В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери?
(«Бычок – смоляной бочок»)
• Назовите имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом.
(Баба Яга)
(Внезапно появляется Баба Яга.)Это кто тут шумит?
Ребенок. Давайте подразним Бабу-Ягу.
Дети. (Дети дразнят Бабу-Ягу.)
Бабка-Ежка
Костяная ножка.
Печку топила,
Кашу варила.
С печки упала,
Ногу сломала.
Вышла на улицу
Задавила курицу.
(Дети прыгают, хлопают в ладоши и приговаривают.)
Баба Яга. Знаю, знаю куда путь держите.
Если к Фольклору в гости попасть хотите,
Мне тогда вы помогите.
Сказки-шутки расскажите,
И меня развеселите.
Дети.
Таня – баня шла по броду,
Решетом носила воду.
А помыть хотела пол –
Приморозила подол.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На Булановой телеге,
На скрипучей лошади,
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком,
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
Как петух в печи пироги печет,
Кошка на окошке рубаху шьет,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в три копыта бьет,
Уточка в сапожках избу метет.
Чик, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
Баба Яга. Ну, спасибо вам ребята вы меня развеселили.
А частушки вы знаете?
Дети :ДА (исполняют частушки)
Б. Яга:Ой развеселили!
Так и быть покажу я вам дорогу в к деду Фольклору. Даю вам волшебный клубок изо мха плетеный. Куда он
покатится туда, и пойдете.
Сказочница: а этот конверт передайте моему брату Фолклору.
Воспитатель: ты клубочек помоги нас к Фольклору перенеси.
Воспитатель: ребята вот мы и у дедушки очутились (видим ворота с замком, стучим)
Выходит девица.
Девица: Здравствуйте вы кто?
Дети (ответы)
Девица: значит к дедушке пришли, поиграете со мной впущу вас в волшебную страну, люблю я загадки загадывать, но не простые у меня загадки, справитесь.
Дети (ответы)
Математические загадки-обманки.
Девица-загадка: Молодцы ребята, да вот беда потерялся ключ от замка, как же теперь вы попадете к дедушке (плачет)
Воспитатель: не беда ребята вспомним пальчиковую гимнастику:(На дверях висит замок)
Девица-загадка: Молодцы ребята!
Выходит дедушка Фольклор и бабушка Агафья – Здравствуйте ребята! наконец вы ко мне пришли, заждались мы вас. Молодцы все мои задания выполнили с внучками и сестрами моими поиграли, а со мной хотите поиграть.
Дети (ответы)
Дедушка: я предлагаю сыграть в игру «Как на тоненький ледок»
Вот и я с вами поиграл. Спасибо повеселили старика., а вот и от меня загадки
Загадки дедушки Фольклора
Вопросы хитрые задам
Я вам ребята по частям.
Коль отрицательный ответ,
Прошу ответить словом «нет»,
А утвердительный – тогда
Скажите громко слово «да».
Давать мгновенно не спешите,
Подумав крепко, говорите. (загадывает загадки)
Выходит Б. Агафья.
Бабушка Агафья: а пока вы веселились, я блиночков напекла, да вот беда блюдо свое праздничное дома забыла, как блины подавать?
Дедушка: не расстраивайся Агафья, ребята, а вы знаете место где живут мастера которые подносы делают?
Дети (ответы)
Дедушка: Молодцы, знаете. Ребята, а конвертики вам мои внучки передавали? я вам предлагаю превратится в мастеров и сделать свой поднос. Согласны? А вот и внученьки спешат, будут тоже помогать. (раздать конверты с разрезными картинками)
Во время работы детям читают стихотворение:
Сувенир из Жостова.
Дедушка: вот молодцы справились, можно и гостей приглашать за стол., но опять чего то не хватает?
загадаю вам загадку:
На столе, накрытом к чаю,
Испуская важно пар,
Среди блюдечек и чашек
Самый главный -…
Дедушка: правильно. а теперь приглашайте гостей за стол.
Уважаемый народ!
Стол давно гостей уж ждет
Мы про блины не забываем и к столу
Вас приглашаем!