Татьяна Тоняева
Конспект НОД по развитию речи «Спасем лесных зверей от проделок вьюги злой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи
Цель: Закрепление представлений о времени года - зима.
Задачи:
1. Формировать представления детей о диких животных (заяц, волк, лиса, белка) и их детенышах (зайчонок, волчонок, лисенок, бельчонок).
2. Обогащать словарь посредством употребления детьми прилагательных и глаголов (Зима какая? Белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная. Снег какой? Рыхлый, липкий, белый, пушистый, холодный, скрипучий, мягкий. Снег что делает? Идет, падает, летит, кружится, скрипит. Мороз какой?
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Спасем лесных зверей от проделок вьюги злой“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Жгучий, сильный, злой, крепкий. Мороз что делает? Щиплет, трещит, кусает, рисует. Какими красками пользуется зима? Белой, серебристой, голубой).
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Этап обучения:основной, обучающий.
Тип образовательной ситуации: непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие».
Используемые технологии: технология игрового обучения.
Используемые приё мы и методы обучения:
Методы: наглядные - просмотр слайдов, плана-схемы; продуктивные –игровые задания; словесные – ответы на вопросы, отгадывание загадок.
Приё мы: приём «Проблемный вопрос», «Проблемная ситуация».
Используемые формы организации познавательной активности детей: фронтальная, индивидуальная.
Предварительная работа:
- наблюдения с детьми за сезонными изменениями в природе зимой;
-беседы о зиме, лесе, диких животных, их повадках;
- рассматривание иллюстраций с изображениями времени года зимы, диких животных;
- чтение художественной литературы (рассказы о животных В. Бианки, рус-ские народные сказки о животных).
Материалы и оборудование: экран, проектор, ноутбук, магнитофон, магнитная доска; презентация (слайды с изображением зимнего леса, Вьюги, сороки, диких животных, аудиозапись с обращением Вьюги, сороки, лесных зверей; оформление в зале «Зимний лес»; фонарик; картинки к игре «Чей домик»; «снежный» комочек; снежинки.
Прогнозируемый результат:
-У детей сформированы начальные представления о диких животных (заяц, волк, лиса, белка) и их детенышах (зайчонок, волчонок, лисенок, бельчонок).
- Дети используют в своей речи прилагательные и глаголы, характеризующие приметы зимы.
Список используемой литературы:
- Ельцова О. М. «Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций» (младший и средний возраст) СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.
- Михайлова З. А., Полякова М. Н. «Образовательная область «Познавательное развитие» СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016
Ход НОД
1. Организационный момент.
Дети заходят в зал, звучит аудиозапись «Звуки леса», педагог читает стихотворение:
Под ногами снег скрипучий
Солнце весело блестит,
За носы мороз щипучий
В шубки кутаться велит!
Радость у детей большая!
Можно ведь в снежки играть,
Горку снежную построить,
Папе с Мамой показать!
Воспитатель. О каком времени года это стихотворение?
Д е т и. О зиме.
Воспитатель. А сейчас какое время года?
Дети. Зима.
Воспитатель. Давайте посмотрим на экран. (слайд 1)
На экране картинка с изображением зимы. Дети рассматривают ее. Педагог задает им вопросы, дети, отвечая, подбирают признаки и действия, относящиеся к данному объекту или предмет
Воспитатель. Зима какая?
Дети. Белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная.
Воспитатель. Снег какой?
Дети. Рыхлый, липкий, белый, пушистый, холодный, скрипучий, мягкий.
Воспитатель. Снег что делает?
Дети. Идет, падает, летит, кружится, скрипит.
Воспитатель. Мороз какой?
Дети. Жгучий, сильный, злой, крепкий.
Воспитатель. Мороз что делает?
Дети. Щиплет, трещит, кусает, рисует.
Воспитатель. Ребята посмотрите на экран, какими красками пользуется зима?
Дети. Белой, серебристой, голубой.
Воспитатель помогает детям подбирать необходимые по смыслу прилагательные и глаголы к названным объектам.
2. Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель. Скажите, кого можно встретить в зимнем лесу?
Д е т и. В лесу живут волки, белки, лисы, зайцы.
Воспитатель. Как одним словом можно их назвать?
Дети. Дикие животные, звери.
Воспитатель. Давайте сегодня поговорим о лесных жителях, о том, как им живется зимой в лесу. Посмотрите, у нас есть свой волшебный лес.
На экране появляется картинка зимнего сказочного леса. (слайд 2)
Воспитатель. Но куда же делись все звери из нашего леса? Вы случайно не видели, куда они подевались? Никто их не обижал?
На экране появляется птица - сорока. (слайд 3)
Воспитатель. Ребята, сорока принесла нам известие из волшебного леса, хотите его послушать? Интересно, от кого оно?
Голос сороки. «Дорогие дети, помогите! Это мы, лесные звери. Нет житья от злой Вьюги у нас в лесной округе. Друзья, помогите успокоить Вьюгу, чтобы мы могли вернуться в лес. Только будьте осторожны! Чтоб в ловушки не попасть, надо волшебный фонарик взять. Он под елочкой лежит и тихонечко горит».
Воспитатель. Поможем нашим друзьям?
Дети. Конечно, поможем!
3. Основной этап
Воспитатель. Они нас очень ждут и надеются на нас. Давайте вместе подумаем, что нам надо будет сделать, чтобы спасти лесных зверей от проделок вьюги злой. (Предлагает рассмотреть план- схему, расположенную на магнитной доске). Что мы с вами хотим сделать? (Спасти лесных зверей от злой Вьюги). Что нам для этого надо сделать? (Отправиться в зимний лес) Как мы можем спасти зверей? (Выполнить какие-то задания Вьюги). Хорошо, мы составили с вами план действий по спасению лесных зверей. Отправляемся в путь. Стойте, мы можем замерзнуть в одних платьицах и рубашках. Что же нам делать?
Дети. Нам нужно одеться так, как мы всегда собираемся на прогулку.
Воспитатель. Правильно, надо одеться потеплее, ведь в лесу холодно. Раз мы идем в волшебный лес, то и одеться нам надо по-волшебному.
Игра «Одеваемся на прогулку». Дети имитируют процесс одевания на прогулку согласно тексту.
Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой.
Я надену шапку,
Я надену шубку,
Я надену шарфик, потуже завяжу.
А потом красивые, теплые, пушистые
Крошки-рукавички на ручки натяну.
И хотя я маленький,
У меня есть валенки.
Возьму с собою санки,
в лесочек я пройдусь,
На горку поднимусь
И с горки прокачусь! У-у-у-ух!
Дети гладят себя по плечам.
Шагают на месте.
Имитируют надевание шапки.
Показывают, как надевают шубку.
«Завязывают шарфик».
Показывают кисти рук.
Поглаживают тыльную сторону ладоней.
Складывают руки на пояс.
Ноги поочередно выставляют на пяточку.
Шагают на месте.
Поднимают руки вверх.
Выполняют быстрое движение рук вниз.
Воспитатель. Вот теперь я вижу, что все готовы отправиться в путь. Возьмем волшебный фонарик, он будет указывать нам путь. Ребята, встаньте друг за другом, и пойдемте по лесной тропинке.
Дети под музыку идут по залу.
Воспитатель. Вот, ребята, мы и добрались до волшебного леса. Но посмотрите, фонарик погас, ветер поднялся, завыл (на экранепоявляется Вьюга). Ребята, это Вьюга! (слайд 4)
Голос Вьюги. Ребята дальше вам нет пути, пока неотгадаете мои загадки. Конверт с загадками возьмите под елочкой. Если отгадаете правильно на экране появится картинка - отгадка. (слайд 5)
Воспитатель. Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый — краса.
А зовут ее.
Дети. Лиса
Воспитатель. Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там.
Теперь уж тут.
Быстрая как стрелочка.
Так ведь это.
Дети. Белочка.
Воспитатель. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора.
Дети. Заяц
Воспитатель. Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех.
Дети. Волк
Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием Вьюги. Смотрите, фонарик снова загорелся. Ветер утих, Вьюга исчезла. Пойдемте дальше по лесной тропинке. (Звучит музыка)
Воспитатель. Ребята, смотрите, фонарик погас, и перед нами опять возникла Вьюга. Она приготовила для нас новое задание. (слайд 6)
Голос Вьюги. Теперь вам нужно вспомнить, как зовут детенышей диких животных.
Воспитатель. Для этого поиграем с вами в игру «Большой —маленький».
Дети встают в круг, воспитатель находится в центре круга, в руках у нее «снежный» комок. Воспитатель бросает комочекодному из детей, при этом называет животное. Ребенок сначала ловит этот комок, а потом бросает его обратно в руки воспитателя, называя детеныша этогоживотного. Например: лиса — лисенок,волк — волчонок,белка — бельчонок,заяц — зайчонок.
Воспитатель. Давайте повторим детенышей диких животных и они появятся в нашем лесу. (слайд 7)
Голос Вьюги. Молодцы, знаете диких животных и их детенышей, а у меня для вас есть еще одно задание, которое находиться под сугробом. Вам нужно поселить лесных зверей в свой домик.
(Воспитатель объясняет правила игры «Чей домик)
Игра «Чей домик?». В конверте находятся картинки с изображениями «домиков» белки, волка, лисы, зайца, медведя и картинки с изображениями животных. Дети должны помочь лесным жителям найти свои домики, т. е. расположить картинку с животным соответствующего домика.
Воспитатель. Молодцы, ребята, и с этим заданием справились! Помогли лесным жителям найти свои домики.
4. Рефлексивно – оценочный этап
Голос Вьюги. Молодцы, ребята! Как хорошо с вами играть, мне очень понравилось! А вам понравилось? За то, что вы справились со всеми моими заданиями я оставлю в покое лесных зверей.
Звери (голос с экрана). Спасибо вам, ребята, большое, что спасли нас от проделок злой Вьюги.
Голос Вьюги. А еще мы с лесными жителями, приготовили для вас подарочки — вот эти красивые снежинки.
Воспитатель. Спасибо тебе, Вьюга, и вам, лесные звери. А теперь нам пора обратно в группу, а помогут вернуться нам в группу вот эти красивые снежинки.
Лети, лети, снежинка,
Вокруг, вокруг земли
И в детский сад, снежинка,
Скорей нас отнеси!
Воспитатель. Вот мы, ребята, и в группе. Испугалась нас Вьюга и спряталась до поры до времени в чаще леса. (обращает внимание на план-схему)
Давайте посмотрим, как мы с вами выполнили наш план?
Что мы с вами хотели сделать?
Где вы сегодня побывали?
А что вы для этого сделали?
Что больше всего запомнилось из сегодняшнего путешествия в зимний лес?
Что у нас получилось? (Мы спасли зверей и вернули их в волшебный лес).