галина смольянинова
Консультация для родителей «Как научить ребенка отгадывать загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребенка отгадывать загадки
Загадка — это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. пробуждают у них интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в нее, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни.
Основой для отгадывания загадок являются достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок для дошкольников воспитатель должен учитывать опыт детей. Надо исходить также из мыслительно-речевой природы загадки: учитывать степень трудности логической задачи, характер умственной операции, которую предстоит совершить ребенку, сложность художественного образа и особенности речевой формы загадки. Нельзя не учитывать и особенности понимания загадки ребенком, и характер возможных затруднений при отгадывании.
Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ на вопрос предложенной загадки.
Если дети затрудняются найти решение, взрослые иногда, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, сами растолковывают смысл загадки, подгоняя ее под ответ, тем самым лишая детей возможности думать, размышлять. Этого не следует делать - ребята теряют интерес к загадке.
Детей следует учить сознательно отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приемами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки.
Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых идет речь в загадке.
Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок. Наблюдая различные группы предметов и явлений, необходимо выделять существенные для каждой группы признаки, связи, зависимости. Знакомя детей с различными предметами, созданными руками человека, следует отмечать особенности внешнего вида, материалы, из которых они сделаны, назначение, способ использования предметов.
Рассказывая о транспорте, обращают внимание детей на внешний вид (у автомобиля — колеса, кабина, кузов, фары и др. ; у самолета — фюзеляж, крылья, хвост, моторы и др., на характер движения (автомобиль едет по дороге, поезд по рельсам, пароход плывет по воде, самолет летит в воздухе, на звучание (самолет гудит, мотоцикл трещит, на назначение (транспорт служит для перевозки людей, грузов).
При рассматривании птиц, животных, насекомых и наблюдении за ними внимание детей обращается на части тела (голова, ноги, крылья, хвост, клюв и др., особенности их строения, образ жизни, повадки (где живет, чем питается, как передвигается, как защищается и др.).
Есть много явлений природы, которые с течением времени не остаются неизменными. Загадки о таких явлениях построены на основе обобщенных выводов человека по результатам длительных наблюдений: Зимой лежал, а весной в реку побежал (снег); В шубе летом, а зимой — раздеты (деревья); В сенокос — горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка? (Рябина.)
Чтобы дети могли самостоятельно отгадывать подобные загадки, нужна специально организованная система наблюдений, позволяющая увидеть явление в разные периоды его развития, в изменении и составить о нем более полное представление. Так, в течение нескольких суток по утрам дети наблюдают за небосводом, и тогда им становится понятным смысл загадки «Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется» (солнце, месяц).
Наряду с наблюдениями и опытами знания о признаках и свойствах предметов дети получают и закрепляют на занятиях и в дидактических играх. Так, в детском саду проводят дидактические игры по классификации предметов на основании какого-либо признака: «Кому что нужно?» (подбираются предметы, необходимые портнихе, плотнику, садовнику, дворнику и др.); «Что для чего нужно?» (что нужно для уборки дома, для того, чтобы накрыть на стол, для умывания и др.); «Что из чего сделано?» (подбираются предметы по виду материала — металлические, деревянные-, стеклянные и др.).
Таким образом, фактические знания об окружающем, приобретенные детьми, подготавливают ребенка к пониманию содержания загадок, их логической основы и тем самым облегчают отгадывание. Эти знания необходимо выразить в точном, а иногда и образном слове. В ходе наблюдений надо побуждать детей к поискам нужных слов, обозначающих увиденное.
Литература:
1. Илларионова Ю. Г. «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ОТГАДЫ ВАТЬ ЗАГАДКИ», Минск, 1976
2. Рождественская А. «Загадки», 1967.