Мария Ляшова
Конспект НОД по развитию речи с использованием дидактического пособия «Речевая карусель»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи с использованием дидактического пособия «Речевая карусель» с детьми старшего дошкольного возраста.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием дидактического пособия „Речевая карусель“» размещена в разделах
Цель: систематизация и актуализация ранее полученных знаний, умений и применение навыков по развитию речи и грамоте.
Задачи:
Образовательные:
1. Обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний. Формировать фонематическое восприятие.
2. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей. Закреплять умения производить слоговой анализ слова;
Развивающие :-
1. Продолжать совершенствовать устную связную речь, грамматически правильно оформленную через самостоятельные ответы детей;
2. Продолжать развивать коммуникативную функцию речи, развивать умение самостоятельно принимать решение;
3. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
4. Развивать смекалку; умение понимать образный смысл загадки;
5. Развивать наблюдательность, мыслительную активность;
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство сопереживания, доброты, взаимовыручки, отзывчивости, чувство товарищества;
2. Воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, умение следовать правилам игры, прислушиваться к мнению других, желание и умение работать в коллективе.
Интеграция с образовательными областями: познание; социализация; коммуникация; физическая культура; музыка.
Виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая, познавательная, продуктивная.
Методы и приемы: Организационный момент, игровые приёмы, наглядные приёмы (использование мультимедийного оборудования, словесные приёмы, практический метод, рефлексивный метод, поощрение.
Материал: мультимедийное оборудование, схемы, картинки по теме, книга, сундук, письмо, символы, магнитная доска, магниты, леденцы, медали, игра «Речевая Карусель», упражнение «Синквейн», «Кластер», сказочные герои, куклы «Звуковка» и «Буковка», Су-Джжок, декорации (ворота, пеньки, камень, деревья, цветы, поляна, ковер-самолет).
Предварительная работа: Чтение стихов о весне, чтение сказок, отгадывание загадок, дидактические игры по развитию речи, игры «Речевая Карусель», «Синквейн», «Кластер», проговаривание скороговорок, разучивание песни «Бегемотики»,
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Скажем «Здравствуйте» руками! Скажем «Здравствуйте» ногами! Скажем «Здравствуйте» глазами! Скажем «Здравствуйте» мы ртом – «Здравствуйте» Станет радостно кругом!
Воспитатель: Ребятки, я вижу, что еще наши ротики не до конца проснулись, давайте сделаем зарядку для язычка и разбудим наш ротик ( артикуляционная гимнастика:«Улыбка» и «Трубочка»).
Воспитатель: улыбнулись наши ротики, все-таки, как приятно начинать день с улыбкой. Ой, Ребята, но вижу, что кто то не улыбается, посмотрите сегодня к нам пришли наши друзья, Звуковка и Буковка. Ой, что же случилось с ними -O- Посмотрите на них, какие у них лица?
Дети: они грустные, печальные, расстроенные, усталые, унылые, хмурые.
Воспитатель: Я думаю, что это неспроста. Давайте же узнаем у них, что с ними произошло. Друзья, что с вами -O- (воспитатель обращается к Звуковике и Буковке и подставляет их к уху и слушает их). Молчат, ничего не говорят, интересно, что с ними произошло?
На экране появляется королева Правильной речи :
-Здравствуйте, ребята, у нас в городе беда, Кощей - Бессмертный разозлился и похитил символ нашего города, из-за этого у нас здесь все перепуталось. Я отправила на поиски Звуковку и Буковку, но они так и не нашли его и с каждой минутой теряют свои силы.
Воспитатель: Что же делать, ребята? ( Дети: Нужно им помочь).
Королева Правильной речи : Если вы поможете им найти символ, то злые чары развеются и всё станет на свои места.
Воспитатель: Ребят, поможем Звуковке и Буковке?
Дети: Да, нужно помочь им обязательно.
Воспитатель: а вы не боитесь, вам не будет страшно, ведь мы не знаем, какие трудности нас ждут -O-
Дети: Нет… мы справимся, ведь надо помочь нашим друзьям…
Воспитатель: Какие вы смелые. Только вот беда, мы не знаем куда идти. С чего начинать наши поиски?
Королева Правильной речи : Кощей очень хитрый и просто так не отдаст то, что забрал, он приготовил для вас много заданий. Вам нужно срочно отправляться в страну Правильной речи, там вам помогут сказочные герои.
Воспитатель: Ну, хорошо, а на чем же нам отправится в страну Правильной речи? (дети предлагают свои варианты) Ребята, мы с вами отправляемся в сказочную страну, а значит, транспорт должен быть волшебным. На чем передвигаются в сказке? (сапоги-скороходы, воздушный шар, ступа, метла бабы Яги, ковер-самолет). На чем же нам лучше туда отправится? (Воспитатель подводит детей к мысли, что на ковре самолете можно полететь всем вместе).
Воспитатель: Ну, а Звуковка и Буковка остаются в саду, пусть отдохнут, наберутся сил, а мы отправляемся на поиски (дети садятся на ковер)
Воспитатель: Прежде, чем взлететь, давайте вспомним девиз, он нам поможет: Мы дружные ребята! Мы всегда, где надо. Никогда не подведем, и выход мы всегда найдем!
(Под музыку дети летят и поют песню)
Песня «Правильная страна»
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там говорят и пишут верно, всех нас зовет она.
В эту страну попасть не просто, грамота там живёт,
И по тропе красивой речи, нас она поведёт.
Припев: Маленькая страна, правильная страна,
Кто нам расскажет, кто подскажет
Где она, где она. маленькая страна,
Правильная страна, там говорят и пишут верно,
Всех нас зовет она.
Воспитатель: Ребята, мы с вами прилетели куда-то, но где же страна Правильной речи? Куда же нам идти дальше? Смотрите камень, и на нем что-то написано. (читают)
Находят камень, на котором написано:
В лес по сказочной тропинке нужно вам идти тайком.
Но пройти ее придется вам, ребятушки, с клубком! (Дети берут Су-Джжок и катаю по ладошкам и проходят по «тропинке», которая приведет детей к воротам)
Дети: Волшебный клубок укажи нам дорогу, по узеньким тропам дремучих лесов, веди через горы к далеким просторам, И тайну открой нам волшебных миров.
Воспитатель: Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, ворота… (воспитатель пытается пройти, но ворота издают странный звук). Ой, что такое?
Голос ворот: Сказочные ворота пропускают не всегда. Хочешь через нас пройти, скороговорку произнеси.
Воспитатель: Ребята, скорее проговариваем скороговорки и проходим.
1)Испугались медвежонка ёж с ежихой и с ежонком.
2) Черепашка, не скучая, час сидит за чашкой чая.
3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
4)Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
5)Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
6) Говорил попугай попугаю: я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай: попугай меня, попугай! (Дети проговаривают скороговорки с разной интонацией)
Воспитатель: Вот мы и прошли. Смотрите, а тут письмо какое-то. (на экране появляется Кощей Бессмертный)
Читаем письмо: «Я знаю все! Вы явились сюда на помощь королеве Правильной речи! Ну, попробуйте, попробуйте! Я уважаю ум, выдержку и храбрость и, если вы выполните мои условия, справитесь со всеми моими заданиями, я отдам вам, то что вы ищите. Вперед, дерзайте. И первое мое задание: вы должны подобрать к словам рифму, если справитесь с заданием, вы получите первую часть карты, на которой изображена схема передвижения, которая вас приведет к месту нахождения того, что вы ищите.
На экране появляются вопросы: «Рифмы»
Печка-речка-свечка-сечка
День-пень-лень- тень
Картина-корзина-Катерина
Воспитатель: Мы пришли в страну Правильной речи. Мы получили первую часть карты. Ну, давайте разбираться. Так, ребята, время не любит, что бы его тратили попусту, поэтому давайте будем его экономить и проводить с пользой для дела.
ЗАДАНИЕ 1:
Итак, первая подсказка находится у героя, которого вы отгадаете из загадки: День и ночь, как заведенный, по цепи златой кругом.
Ходит этот зверь ученый знаешь, речь идет о ком -O-
Воспитатель: мы должны отправится? (Кот ученый)
Воспитатель:Правильно ребята, идем к коту ученому… Посмотрите у него на дереве висят предметные картинки: выберите две любые картинки и составьте маленький рассказ по схеме.
Упражнение «Синквейн»
1-Солнце; 2-Золотое, яркое; 3-Светит, греет, садится; 4-Меня радует теплое солнце; 5-Солнце – это тепло!
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием, и кот нам отдает следующую часть карты. (Дети отправляются к Петуху)
ЗАДАНИЕ 2:
Воспитатель: Ребята, что это у Петушка -O- (Буквы).
Воспитатель: Нужно из букв составить слово ДОБРО.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему у нас получилось такое слово? (ответы детей) конечно, ребята, добро всегда побеждает зло. Ну, это еще не все, нужно подобрать слова – родственники к слову «Добро»
Игра ««Подбери слова-родственники»
Дети: доброта, добропорядочность, добродетель, добротность, доброволец, добровольность, доброжелатель, доброжелательность, добродушие, добряк, добрый, добренький.
Воспитатель: Молодцы, ребята, смотрите, Петушок дает следующую часть карты, соединяем ее, и мы отправляемся к Лисе -O-
ЗАДАНИЕ 3
Воспитатель: А лиса предлагает вам поиграть
Динамическая пауза «Бегемотики» (самомассаж) : Бежали бегемотики, надутые животики, бежали и бежали и дружно напивали: ладонь, кулак, ты тоже делай так, ладонь, кулак, ты тоже делай так. Веселые лягушки скакали на опушке, скакали и скакали и дружно повторяли: ладонь, кулак, ты тоже делай так, ладонь, кулак, ты тоже делай так. А маленькая змейка, в траве ползла, шуршала. А маленькая змейка за всеми повторяла: ладонь, кулак, ты тоже делай так, ладонь, кулак, ты тоже делай так. Вот так!
Воспитатель: Ребята, смотрите, лиса приготовила нам следующую часть карты. Куда мы должны отправиться? ( Дети: К Сове.)
ЗАДАНИЕ 4
Воспитатель: Смотрите у Совы, какая интересная карусель.
Карусель скорей крути, и слова все измени. (включается фонограмма «Карусель» Словесная игра «Вижу – не вижу» (дети используют настольную «Карусель»)
- Я вижу беличий хвост -Я не вижу лисьей норы
- Я вижу волчьи лапы -Я не вижу беличьего хвоста
- Я вижу оленьи рога-Я не вижу волчьих лап
Воспитатель: Итак, мы получили следующую часть карты. И мы отправляемся к домовенку Кузе.
ЗАДАНИЕ 5:
Воспитатель: Кузя любит порядок во всем и чистоту. Помогите Кузе собрать свои весенний коврик. Подберите картинки, которые на ваш взгляд подходят к теме «Весна» и соедините их.
Воспитатель: Какие молодцы всё разложили правильно, и Кузя очень рад и благодарит вас и отдает свою часть карты. Все отправляются к Мальвине!
ЗАДАНИЕ 6
Воспитатель: А Мальвина тоже не любит скучать и предлагает с ней поиграть. У неё на подносе фрукты, выберете любой фрукт или овощ.
Игра «Карусель» (составление описательного рассказа по схеме)
Раз, два, три беги. (дети бегут по кругу, вокруг «напольной карусели».)
Воспитатель:1,2,3- замри.
Воспитатель: Ура! Молодцы, ребята, нам Мальвина дает последнюю часть карты. Ребята, видите, сундук отмечен крестиком, а это значит, что символ спрятан в нем. Подходят к сундуку и находят книгу «Азбука» - это и есть символ страны Правильной речи.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад к Звуковке и Буковке (дети под музыку летят обратно в детский сад)Звуковка и Буковка встречают детей с улыбкой.
На экране появляется королева Правильной речи : Спасибо вам, друзья! Все заданья повторили, рифмы нужные нашли. Речевые испытания вы с достоинством прошли! Буковка и Звуковка с Азбукой могут остаться с вами в детском саду некоторое время и научить вас еще многому, что пригодится вам в школе. А также Звуковка и Буковка вам вручат медали «Юный грамотей».
Дети: До свидания.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, что же вам пришлось преодолеть, чтобы вернуть Азбуку? – ответы детей…
Воспитатель: Какое задание для вас было сложное, какое легкое? – ответы детей…
Воспитатель:-А что нам помогло выполнить все задания, не испугаться испытаний? – ответы детей: дружба, храбрость, смелость, знания…
Воспитатель:-Верно дети, Молодцы! Вам в награду леденцы, а также медали «Юного грамотея».
Воспитатель:-Вам понравилось наше путешествие? Если вам понравилось наше путешествие, то нарисуйте буковке улыбку, а если не понравилось, то грусть.