Светлана Разводова
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказочному осеннему лесу». Сочинение сказки «Как ёжик выручил зайца»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;
словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;
звуковая культура речи : учить регулировать силу голоса, различение ритма, темпа речи.
Материал: игрушки – ёжик, зайчик, белка; картинки – ёжик, зайчик; шишки – еловые, сосновые; волшебная палочка.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие по сказочному осеннему лесу“, Сочинение сказки „Как ёжик выручил зайца“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Еж, ежик. Конспекты занятий по развитию речи
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочиняем сказку
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? На прогулку в сказочный осенний лес! У меня есть волшебная палочка, с помощью её мы и отправимся в сказку. Но для этого вы все закроите глаза, а я буду считать до трёх и до каждого дотронусь своей палочкой. На счёт три вы откроите глаза. И так начнём.
Звучит спокойная классическая музыка.
Дети открывают глаза.
Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились в сказочном осеннем лесу. Посмотрите, как красиво кругом. Осень бывает разной : то тёплой, как летом, когда летают паутинки, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно, зима стоит уж на пороге. Но мы с вами в сказке и осенний лес такой чудесный. Листочки разноцветные: жёлтые, оранжевые, красные. Давайте по шуршим ими, ведь их столько много под ногами.
Воспитатель вместе с детьми имитируют движения ногами.
Воспитатель: загадывает загадки
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? Заяц.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. Ёжик.
Дети отгадывают загадки, что это заяц и ёж. Воспитатель показывает картинки ежа и зайца и спрашивает, почему у ежа много иголок, зачем они ему, какие ещё бывают иголки? Дети отвечают. Воспитатель предлагает детям сесть на пенёчки.
Где живут ёж и заяц?
(В лесу).
Воспитатель: Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый.
(Боязливый, пугливый….)
Воспитатель: Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.
(Храбрый, отважный)
Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель помогает.
Воспитатель: Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый?
Можно сказать, что заяц трусливый?
А что заяц пугливый?
Это близкие по смыслу слова, слова-друзья.
Воспитатель предлагает детям составить описание ежа и зайца.
Описать – значит рассказать, какой ёж, его внешний вид, действия и повадки. Я расскажу про зайца. Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный зверёк. Зайцы любят капусту и морковку. Мне очень нравятся зайцы.
А теперь расскажем про ёжика.
Дети описывают ежа.
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, вы должны закрыть глаза и произойдёт чудо.
Дети закрывают глаза, а воспитатель считает до трёх и меняет картинки наигрушки-ежа и зайца.
А теперь давайте придумаем сказку о том, как ёжик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как ёж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.
Следует опросить не менее пяти детей – они могут рассказывать группами. После двух-трёх рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.
Релаксационная пауза.
Я – кленовый листочек.
Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас – кленовый листочек.
Дети открывают глаза.
Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко-далеко.
Мы – листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Имитируют движения листочка – по желанию. Каждый выполняет по своему.
Но ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими листиками, и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесёт его в другое место.
Дети приседают на корточки, сворачиваются калачиком.
Во время игры звучит музыка.
Игра «Шишка».
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Рыжая, пушистая,
На сосну взбирается,
Шишками кидается. Белка.
Воспитатель показывает детям игрушку белку.
Кто это?
Дети отвечают.
Закончите предложения: белка бросила в волка….шишку. На лбу у волка выросла…шишка.
Какие шишки бросала белка?
(Еловые, сосновые.)
Воспитатель показывает шишки еловые и сосновые. Дети делают сравнение.
Воспитатель: Что вскочило у волка на голове?
(Шишка).
Воспитатель: Еловая? Сосновая? Какая?
Дети отвечают.
Воспитатель: Какое весёлое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова. Шишка – мышка…
(Пышка, малышка, трусишка, мартышка….)
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Собери созвучные слова». Делит детей на две группы и раздаёт карточки. Нужно найти созвучную пару слова. Кто быстрее справится, тот и победил.
Воспитатель: Белка угостила ежа орехами, а он не смог их…. съесть. Ёж взял молоток и ….расколол орехи. Что ещё можно колоть?
(Дрова)
Воспитатель: Чем можно уколоться? (Иглой).
Почему?
(Игла острая, колючая.)
Воспитатель: Про что мы говорим острая?
(Про иглу, пилу, вилку).
Воспитатель: Что бывает острый?
(Нож, язык, слух, перец, нюх, ум).
Острое? (Перо).
Острые? (Ножницы, иглы).
Воспитатель: Закончите фразу так, чтобы было складно.
Где ты белочка гуляла?
(Я орешки собирала).
Воспитатель: Ты кого, ежок, нашёл?
(Я вам белочку привёл).
Воспитатель: А ежиха в лес пошла…
(Спелых ягод принесла).
Воспитатель: Быстро белочка скакала…
(Все орешки растеряла).
Воспитатель: В стороне стоял грибок…
(Ёж его найти не смог).
Воспитатель: Ребята, пора нам возвращаться в детский сад, но когда вы вернётесь нарисуйте всё, что вам понравилось в нашей прогулке. Оставьте свои впечатления на рисунке. Можете нарисовать трусливого зайца, смелого ёжика, пушистую озорницу белочку. Закрывайте глаза, я досчитаю до трёх, прикоснусь к вам своей волшебной полочкой и вы окажетесь в своей группе.
Звучит медленная музыка. Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и нарисовать рисунки о своих впечатлениях о путешествии по осеннему лесу.