Вера Крицкая
Занятие по развитию речи в средней группе. Сочинение и рассказывание новой сказки по мотивам сказки «Лисичка со скалочкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
В. А. Сухомлинский
Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности и поступкам людей. Прочитанные в детские годы сказки производят настолько сильное впечатление, что остаются в памяти на всю жизнь. Но любовь к книге не приходит к ребенку сама по себе. Здесь необходима помощь взрослого.
Публикация «Занятие по развитию речи в средней группе, Сочинение и рассказывание новой сказки по мотивам сказки „Лисичка со скалочкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочиняем сказку
- Средняя группа
- «Лисичка со скалочкой», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Цель занятия : сочинение и рассказывание новой сказки по мотивам русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».
Задачи:
- развивать умение детей вступать в диалог; отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать интонационную выразительность речи : умение задавать вопрос с вопросительной интонацией, произносить предложения с восклицательной интонацией;
- развивать умение отгадывать загадки, аргументировать выбор отгадки;
- учить детей описывать предмет, опираясь на схему (связь с сенсорикой);
- учить сочинять новую сказку, придумывая новых персонажей по аналогии с первоначальным вариантом сказки, опираясь на предметы-заместители;
- развивать связную речь детей, умение детей рассказывать новый вариант сказки;
- развивать целостное восприятие, память, мышление детей;
- развивать нравственные качества у детей - взаимовыручка, вежливость, умение слушать друг друга, развивать первоначальные навыки сотрудничества (работа в парах).
Оборудование:
«Книга сказок», картина с изображением сказочного и обычного леса, тропинка, Лиса, корзинка Лисы, скалочка, полоски-заместители, домики, шарики с изображением улыбающихся и грустных лиц, пары кружков разных цветов, колокольчик, деревья-декорации для изображения леса.
Конспект занятия
Вводная часть
Мотивация
Звучит колокольчик.
-Дети, слышите, что это звучит?
Дети при первых звуках колокольчика встают в кружок вокруг воспитателя.
-А если мы услышали его песенку, то куда мы сегодня отправимся?
- В страну сказок.
- А вы хотите отправиться в страну сказок?
Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свое мнение, произносят «волшебные слова».
-Послушайте еще раз. Как колокольчик звенит?
- Громко, тревожно.
- А почему он так звенит?
Ответы детей:
- Что-то случилось, кому-то нужно помочь.
-Вы готовы прийти на помощь? Почему?
Ответы детей.
- Чтобы оказаться в стране сказок мы должны открыть нашу волшебную «Книгу сказок» и произнести наши волшебные слова: «Раз, два, три – сказка двери отвори».
Дети хором повторяют слова
Основная часть
Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель открывает картину с изображением сказочной поляны и изображением Лисички со скалочкой.
Дети оказываются в сказочной стране на полянке, где их ждет лиса.
-Вот мы с вами в сказочной стране на лесной полянке.
Присядем на пенечки.
Дети садятся на стулья, расставленные полукругом
-Кто встречает нас на полянке?
- Лиса.
-А из какой она сказки?
- Из сказки «Лисичка со скалочкой»
-Правильно. А как вы догадались?
- У нее из корзинки видна скалочка.
-Что сделала лиса со скалочкой?
- Выменяла.
- Какая лиса в этой сказке?
- Хитрая, обманщица.
- Как была наказана лиса за обман и хитрость?
- Ее покусала, потрепала собака.
-Как вы думаете, какое настроение было у лисы, когда ее собака потрепала?
-Плохое.
- Ей было больно и обидно.
-Дети, по-вашему, кто виноват, что так произошло с лисой?
-Лиса сама виновата.
Проблемная ситуация
- Осталась лиса в сказке ни с чем. Хотела лиса рассказать нам новую сказку, а в корзинке только скалочка.
- Что нам сделать, чтобы лиса рассказала нам сказку, но не такую, которую мы слышали, а другую?
Ответы детей
-Сочинить новую сказку.
-А помогут нам в этом волшебные полосочки. Короткая полоска-скалочка, подлинее, то на что она обменяла скалочку, еще длиннее – следующий предмет.
Сочинение новой сказки.
Новая сказка начинается.
- Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку и пошла в деревню. И мы пойдем за ней.
Дети идут по «лисьим» следам, подходят к мольберту с изображением избы, встают полукругом.
-Пришла Лисичка в деревню и стучится в избу.
-Дима продолжи дальше.
- Хозяин, пусти меня переночевать.
- У нас и без тебя тесно.
- Я вас не потесню. Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, а скалочку под печку.
(Другой ребенок продолжает)
- Её пустили. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку, а после спрашивает:
- Где моя скалочка? Отдай мне за нее…
- Отдайте мне за нее…
А что она попросила, вы узнаете тогда, когда разгадаете письмо-загадку.
Детям предлагается рисунок-схема.
Описание предмета по схеме
-Опишите предмет, который попросила лиса у хозяина. (Круглый, желтый, маленький).
Дети «расшифровывают» письмо-загадку.
- Этот предмет круглый, желтый, маленький.
-Ребята, выберите его из тех предметов, которые находятся в доме у хозяина и объясните свой выбор.
Дети выбирают предмет, объясняют свой выбор
-Почему именно цыпленок?
-Потому что он желтый, круглый, маленький.
- Что попросила лиса вместо скалочки?
-Цыпленка.
- Как она попросила? Покажите голосом, как она строго попросила, приказала.
- Где моя скалочка? Отдайте мне за нее цыпленка.
Дети выразительно отвечают.
Физкультпауза
-Взяла лиса цыпленка и пошла в другую деревню. И мы с вами туда пойдем. Перешагиваем через поваленные деревья, высоко поднимая ноги.
Идут, перешагивая через палочки-деревья. Дети подходят к столам, где стоит несколько домов.
Упражнение в парах «Собери картинку»
-Пришла лиса в деревню и обменяла цыпленка на … А кого, вы узнаете собрав картинки.
-Закройте глазки и протяните руку. Я положу вам кружочек
-Посмотрите, какого цвета у вас кружок. Покажите друг другу и найдите по цвету кружка себе пару.
Дети в парах собирают картинку из 4, 6, 9 частей в зависимости от способностей. На картинке изображен петух.
Работу выполняют, сидя за столами.
-Кого попросила лиса вместо цыпленка?
-Петушка.
Физкультминутка.
«Петушок»
- Давайте покажем, какой это был петушок.
(См. приложение)
Дети читают стихотворение и выполняют движения
Продолжение сочинения новой сказки.
- Хорош был Петя-петушок и попросила вместо него?
-Кого могла попросить лиса у хозяина вместо петуха? Как нам узнать?
- Спросить у Лисы
-Давайте спросим об этом у лисички?
Воспитатель дает образец высказывания с вопросительной интонацией.
- Воспитатель побуждает каждого ребенка спросить у лисы, кого она попросила за петушка, дает оценку высказываниям детей.
-Лисичка, кого ты попросила за петуха?
-Что же нам ответит лиса?
- Я попросила козочку!
- А мужику жалко отдавать козочку. Запихнул он в мешок.
Дети слушают
- Дети, как вы думаете, что дал хозяин лисе вместо козочки, чтобы ее проучить.
- А положил он ей в мешок, а кого, узнаете, когда загадку отгадаете. (Загадка)
-Давайте заглянем в мешок и поверим, правильно ли мы отгадали загадку.
Высказывание детей.
-Барана, свинью, сам залез и т. п.
Рассказывание нового варианта сказки.
-Вот мы и придумали новую сказку. Давайте вернемся на нашу сказочную поляну и расскажем Лисичке.
Сначала я вам расскажу, а потом вы ее расскажите и покажите.
Идут на лесную полянку.
- А сейчас вы, ребята, расскажите Лисичке сказку.
Дети цепочкой рассказывают новую сказку.
Итог занятия
-Давайте спросим у Лисички, понравилась ли ей новая сказка и как вы ее рассказали?
Дети слушают «Лисичку».
-Что такое? Колокольчик звенит, велит нам домой возвращаться. Попрощаемся с Лисой и отправимся в дорогу.
-Раз, два, три сказка в группу нас веди.
Дети хором повторяют слова
Рефлексия
-В гостях у какой сказки мы побывали?
-Ребята, кому было интересно - тот берет улыбающийся шарик и прикрепляет его на доску, а кому не очень интересно, берет другой шарик, с грустным выражением лица.
Отвечают на вопросы, выбирают символы.
-Что мы сделали, чтобы помочь лисе?
Ответы детей
-Интересно вам было сочинять новую сказку?
Ответы детей
- Я очень рада, что вам понравилось в стране сказок. Закрываем «Книгу сказок» и ставим ее на свое место.
Дети помогают воспитателю закрыть книгу, ставят ее на полку.
Приложение
Загадка
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(Баран)
Физкультминутка
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок (Дети выполняют движения, имитирующие хлопанье крыльями и походку петешка – высоко поднимая ногу, согнутую в колене).
Масляна головушка (поглаживание по голове)
Новый вариант сказки
Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Пришла она в деревню и стучится в избу:
-Стук-стук-стук! Я лисичка-сестричка. Пустите меня переночевать!
-У нас и без тебя тесно.
- А я вас не потесню: сама лягу на лавочку, скалочку под печку.
Лису пустили.
Рано утром встала лиса, сожгла свою скалочку, а потом спрашивает:
- Где же моя скалочка? Давайте мне за нее цыпленочка!
Мужик -делать нечего-отдал ей цыпленка.
Пришла лиса в другую деревню:
- Я лисичка-сестричка. Пустите меня переночевать! Я сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, цыпленка под печку.
Утром рано лиса встала, съела цыпленка и потребовала за него петушка.
К вечеру пришла она в третью деревню, попросилась в избу переночевать, а чуть свет встала, съела своего петушка и говорит хозяевам:
-Давайте мне за него козочку!
Хозяевам жалко козочку отдавать. Посадили они в мешок барашка-крутые рожки и отдали лисе.
Пришла лиса в лес, развязала мешок, чтобы полакомиться козочкой. А из мешка баран- крутые рожки как выскочил, как начал бодать лису. Испугалась лиса и убежала ни с чем.