МААМ-картинки

Занятие по развитию речи в средней группе. Сочинение и рассказывание новой сказки по мотивам сказки «Лисичка со скалочкой»

Вера Крицкая
Занятие по развитию речи в средней группе. Сочинение и рассказывание новой сказки по мотивам сказки «Лисичка со скалочкой»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

В. А. Сухомлинский

Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности и поступкам людей. Прочитанные в детские годы сказки производят настолько сильное впечатление, что остаются в памяти на всю жизнь. Но любовь к книге не приходит к ребенку сама по себе. Здесь необходима помощь взрослого.

Публикация «Занятие по развитию речи в средней группе, Сочинение и рассказывание новой сказки по мотивам сказки „Лисичка со скалочкой“» размещена в разделах

Цель занятия : сочинение и рассказывание новой сказки по мотивам русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».

Задачи:

- развивать умение детей вступать в диалог; отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать интонационную выразительность речи : умение задавать вопрос с вопросительной интонацией, произносить предложения с восклицательной интонацией;

- развивать умение отгадывать загадки, аргументировать выбор отгадки;

- учить детей описывать предмет, опираясь на схему (связь с сенсорикой);

- учить сочинять новую сказку, придумывая новых персонажей по аналогии с первоначальным вариантом сказки, опираясь на предметы-заместители;

- развивать связную речь детей, умение детей рассказывать новый вариант сказки;

- развивать целостное восприятие, память, мышление детей;

- развивать нравственные качества у детей - взаимовыручка, вежливость, умение слушать друг друга, развивать первоначальные навыки сотрудничества (работа в парах).

Оборудование:

«Книга сказок», картина с изображением сказочного и обычного леса, тропинка, Лиса, корзинка Лисы, скалочка, полоски-заместители, домики, шарики с изображением улыбающихся и грустных лиц, пары кружков разных цветов, колокольчик, деревья-декорации для изображения леса.

Конспект занятия

Вводная часть

Мотивация

Звучит колокольчик.

-Дети, слышите, что это звучит?

Дети при первых звуках колокольчика встают в кружок вокруг воспитателя.

-А если мы услышали его песенку, то куда мы сегодня отправимся?

- В страну сказок.

- А вы хотите отправиться в страну сказок?

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свое мнение, произносят «волшебные слова».

-Послушайте еще раз. Как колокольчик звенит?

- Громко, тревожно.

- А почему он так звенит?

Ответы детей:

- Что-то случилось, кому-то нужно помочь.

-Вы готовы прийти на помощь? Почему?

Ответы детей.

- Чтобы оказаться в стране сказок мы должны открыть нашу волшебную «Книгу сказок» и произнести наши волшебные слова: «Раз, два, три – сказка двери отвори».

Дети хором повторяют слова

Основная часть

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель открывает картину с изображением сказочной поляны и изображением Лисички со скалочкой.

Дети оказываются в сказочной стране на полянке, где их ждет лиса.

-Вот мы с вами в сказочной стране на лесной полянке.

Присядем на пенечки.

Дети садятся на стулья, расставленные полукругом

-Кто встречает нас на полянке?

- Лиса.

-А из какой она сказки?

- Из сказки «Лисичка со скалочкой»

-Правильно. А как вы догадались?

- У нее из корзинки видна скалочка.

-Что сделала лиса со скалочкой?

- Выменяла.

- Какая лиса в этой сказке?

- Хитрая, обманщица.

- Как была наказана лиса за обман и хитрость?

- Ее покусала, потрепала собака.

-Как вы думаете, какое настроение было у лисы, когда ее собака потрепала?

-Плохое.

- Ей было больно и обидно.

-Дети, по-вашему, кто виноват, что так произошло с лисой?

-Лиса сама виновата.

Проблемная ситуация

- Осталась лиса в сказке ни с чем. Хотела лиса рассказать нам новую сказку, а в корзинке только скалочка.

- Что нам сделать, чтобы лиса рассказала нам сказку, но не такую, которую мы слышали, а другую?

Ответы детей

-Сочинить новую сказку.

-А помогут нам в этом волшебные полосочки. Короткая полоска-скалочка, подлинее, то на что она обменяла скалочку, еще длиннее – следующий предмет.

Сочинение новой сказки.

Новая сказка начинается.

- Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку и пошла в деревню. И мы пойдем за ней.

Дети идут по «лисьим» следам, подходят к мольберту с изображением избы, встают полукругом.

-Пришла Лисичка в деревню и стучится в избу.

-Дима продолжи дальше.

- Хозяин, пусти меня переночевать.

- У нас и без тебя тесно.

- Я вас не потесню. Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, а скалочку под печку.

(Другой ребенок продолжает)

- Её пустили. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку, а после спрашивает:

- Где моя скалочка? Отдай мне за нее…

- Отдайте мне за нее…

А что она попросила, вы узнаете тогда, когда разгадаете письмо-загадку.

Детям предлагается рисунок-схема.

Описание предмета по схеме

-Опишите предмет, который попросила лиса у хозяина. (Круглый, желтый, маленький).

Дети «расшифровывают» письмо-загадку.

- Этот предмет круглый, желтый, маленький.

-Ребята, выберите его из тех предметов, которые находятся в доме у хозяина и объясните свой выбор.

Дети выбирают предмет, объясняют свой выбор

-Почему именно цыпленок?

-Потому что он желтый, круглый, маленький.

- Что попросила лиса вместо скалочки?

-Цыпленка.

- Как она попросила? Покажите голосом, как она строго попросила, приказала.

- Где моя скалочка? Отдайте мне за нее цыпленка.

Дети выразительно отвечают.

Физкультпауза

-Взяла лиса цыпленка и пошла в другую деревню. И мы с вами туда пойдем. Перешагиваем через поваленные деревья, высоко поднимая ноги.

Идут, перешагивая через палочки-деревья. Дети подходят к столам, где стоит несколько домов.

Упражнение в парах «Собери картинку»

-Пришла лиса в деревню и обменяла цыпленка на … А кого, вы узнаете собрав картинки.

-Закройте глазки и протяните руку. Я положу вам кружочек

-Посмотрите, какого цвета у вас кружок. Покажите друг другу и найдите по цвету кружка себе пару.

Дети в парах собирают картинку из 4, 6, 9 частей в зависимости от способностей. На картинке изображен петух.

Работу выполняют, сидя за столами.

-Кого попросила лиса вместо цыпленка?

-Петушка.

Физкультминутка.

«Петушок»

- Давайте покажем, какой это был петушок.

(См. приложение)

Дети читают стихотворение и выполняют движения

Продолжение сочинения новой сказки.

- Хорош был Петя-петушок и попросила вместо него?

-Кого могла попросить лиса у хозяина вместо петуха? Как нам узнать?

- Спросить у Лисы

-Давайте спросим об этом у лисички?

Воспитатель дает образец высказывания с вопросительной интонацией.

- Воспитатель побуждает каждого ребенка спросить у лисы, кого она попросила за петушка, дает оценку высказываниям детей.

-Лисичка, кого ты попросила за петуха?

-Что же нам ответит лиса?

- Я попросила козочку!

- А мужику жалко отдавать козочку. Запихнул он в мешок.

Дети слушают

- Дети, как вы думаете, что дал хозяин лисе вместо козочки, чтобы ее проучить.

- А положил он ей в мешок, а кого, узнаете, когда загадку отгадаете. (Загадка)

-Давайте заглянем в мешок и поверим, правильно ли мы отгадали загадку.

Высказывание детей.

-Барана, свинью, сам залез и т. п.

Рассказывание нового варианта сказки.

-Вот мы и придумали новую сказку. Давайте вернемся на нашу сказочную поляну и расскажем Лисичке.

Сначала я вам расскажу, а потом вы ее расскажите и покажите.

Идут на лесную полянку.

- А сейчас вы, ребята, расскажите Лисичке сказку.

Дети цепочкой рассказывают новую сказку.

Итог занятия

-Давайте спросим у Лисички, понравилась ли ей новая сказка и как вы ее рассказали?

Дети слушают «Лисичку».

-Что такое? Колокольчик звенит, велит нам домой возвращаться. Попрощаемся с Лисой и отправимся в дорогу.

-Раз, два, три сказка в группу нас веди.

Дети хором повторяют слова

Рефлексия

-В гостях у какой сказки мы побывали?

-Ребята, кому было интересно - тот берет улыбающийся шарик и прикрепляет его на доску, а кому не очень интересно, берет другой шарик, с грустным выражением лица.

Отвечают на вопросы, выбирают символы.

-Что мы сделали, чтобы помочь лисе?

Ответы детей

-Интересно вам было сочинять новую сказку?

Ответы детей

- Я очень рада, что вам понравилось в стране сказок. Закрываем «Книгу сказок» и ставим ее на свое место.

Дети помогают воспитателю закрыть книгу, ставят ее на полку.

Приложение

Загадка

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

(Баран)

Физкультминутка

- Петушок, петушок,

Золотой гребешок (Дети выполняют движения, имитирующие хлопанье крыльями и походку петешка – высоко поднимая ногу, согнутую в колене).

Масляна головушка (поглаживание по голове)

Новый вариант сказки

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Пришла она в деревню и стучится в избу:

-Стук-стук-стук! Я лисичка-сестричка. Пустите меня переночевать!

-У нас и без тебя тесно.

- А я вас не потесню: сама лягу на лавочку, скалочку под печку.

Лису пустили.

Рано утром встала лиса, сожгла свою скалочку, а потом спрашивает:

- Где же моя скалочка? Давайте мне за нее цыпленочка!

Мужик -делать нечего-отдал ей цыпленка.

Пришла лиса в другую деревню:

- Я лисичка-сестричка. Пустите меня переночевать! Я сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, цыпленка под печку.

Утром рано лиса встала, съела цыпленка и потребовала за него петушка.

К вечеру пришла она в третью деревню, попросилась в избу переночевать, а чуть свет встала, съела своего петушка и говорит хозяевам:

-Давайте мне за него козочку!

Хозяевам жалко козочку отдавать. Посадили они в мешок барашка-крутые рожки и отдали лисе.

Пришла лиса в лес, развязала мешок, чтобы полакомиться козочкой. А из мешка баран- крутые рожки как выскочил, как начал бодать лису. Испугалась лиса и убежала ни с чем.

Публикации по теме:

Буклет для родителей «Книга — лучший друг ребенка» Детская книжка-радость, праздник для ребенка. Дети любят читать, слушать народные сказки, стихи, рассказы по многу раз, причем.

Консультация для воспитателей «Роль сказки в экономическом воспитании детей дошкольного возраста» В каждой семье читают малышам детские книжки. Читают их и в дошкольном учреждении: и на занятиях, и в свободное время. Но при этом не всегда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи в средней группе. Сочинение и рассказывание новой сказки по мотивам сказки «Лисичка со скалочкой»
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 23:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по развитию речи в средней группе. Сочинение и рассказывание новой сказки по мотивам сказки «Лисичка со скалочкой»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Крицкая (УИ 274535) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД