Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по развитию речи «Звуки [Й’]-[Э]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучение звука [Й’Э].
Задачи:
1. Формировать навыки звукового анализа;
2. Формировать понятия «звук», «согласный звук», «гласный звук», «буква», «слог»;
3. Учить составлять слоги;
4. Развивать умение называть слова с заданного звука;
5. Развивать пространственно-зрительное восприятие буквы;
6. Развивать внимание, память, общую и артикуляционную моторику.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звуки [Й’]-[Э]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Материал: рисунок №1-дом, возле которого стоит печка, а на ней Емеля, Мудрая Сова, Лисёнок, Ежик, возле дома стоит фонарь с буквой «Е», два «звука» (в зелёных и красных башмаках); рисунок №2-картинка, на которой изображено как Емеля кричит «Е-е-е-е!»; рисунок №3-ежевика, индеец, варенье, енот, пирожное, веер, печенье, мороженое; рисунок №4-мальчик прыгает, рисует, плавает, улыбается, умывается, расчёсывается; рисунок №5- буква «Е» для раскрашивания, и 3 буквы «Е» для превращения в окошко, расчёску и грабли.
Ход НОД.
1. Подготовительный этап.
-Ребята, расскажите о звуках [Й’А].
-Какие ещё дружные звуки вы знаете?
-Объясните, почему с Яшей не захотели подружиться игрушки?
2. Постановка учебной задачи. Рисунок №1.
Возле дома буквы «Е» стояла огромная печка. Игрушки, подойдя поближе, увидели, что какой-то парень спит на печке. «Интересно, почему он спит на печке, да ещё и на улице?-тихо спросил Зайчонок. -У него что, нет дома?»
«Если бы ты, Зайчонок, читал сказки, то знал бы, почему этот парень не расстаётся со своей печкой»,-сказала с упрёком Мудрая Сова.
-Ребята, а вы знаете, из какой сказки появился парень на печке и как его зовут?
Ёжик догадался, что это Емеля. Пока друзья обсуждали между собой стоил ли будить им будить Емелю или нет, он проснулся сам. «Вот так дивное диво!-сказал Емеля, завидев говорящие игрушки. -Полезайте на печь ко мне, я вас прокачу с ветерком!» «Как же твоя печь поедет, если у неё и колес-то нет?»-поинтересовалась Мудрая Сова. «У меня есть такое средство, которое лучше всяких колёс,-похвастался Емеля, пока игрушки карабкались на печь, и воскликнул:-По-щучьему велению, по-моему хотенью, прокати нас, печка, по всему городу!» Как только он сказал это, печь тут же рванулась с места и понеслась по дороге. Печка мчалась так быстро, что у игрушек в ушах засвистел ветер. В этот момент им уже было не до красот города Звуков. Их главная задача была удержатся не печи и не свалиться вниз. И Емеля знай всё себе подгоняет печь да кричит: «Е-Е-Е-Е-Е! Езжай быстрей!»
-Ребята, как подгонял Емеля печь?
-Сегодня мы будем говорить о звуках [Й’Э].
3. Изучение нового материала.
А).Работа с рисунками №2.
-Картинка, на которой изображено, как Емеля подгоняет печь, обозначает звуки [Й’Э].
-Ребята, что делают наши губы во время произнесения этих звуков?
-Покажите на картинке звуки [Й’Э].
-Они живут в доме какой буквы?
-Почему звуки [Й’Э] называют дружными?
Б).Работа с рисунком №3.
-Чем отличаются звуки [Э] и [Й’Э]?
-В названии каких картинок звук [Й’Э] слышится в начале, в середине и в конце?
В).Работа со звуками.
-Ребята, скажите со звуками [Й’Э] в начале слова: (Е)гор, (Е)меля, (е)рши, (Е)ва, (е)ла, (е)ль, (е)гоза, (е)рунда, (е)жиха, (е)сли, (е)щё.
-Скажите слово без [Й’Э]: Елена (Лена, еноты (ноты, еда (да, Егоры (горы).
Г).Физкультминутка.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
Дети, взявшись за руки, идут по кругу, ускоряя постепенно шаг. Затем бегут, замедляя постепенно бег, вновь переходят на шаг и останавливаются. На последние две строчки дети стоят на месте и хлопают в ладоши.
Д).Игра «Доскажи слово».
-Ребята, сейчас я буду читать стихотворение, а вам нужно постараться запомнить слова с звуком [Й’Э].
- Свой четвёртый день рожденья
Вова встретит в (воскресенье).
Он устроит в воскресенье,
Для своих друзей (веселье).
Мама с папой для веселья
Приготовят (угощенье).
Нет вкуснее угощенья,
Чем овсяное (печенье).
То овсяное печенье
Вова обмакнёт в (варенье).
И с вареньем съест творожное
Очень вкусное (пирожное).
Ну, а следом за пирожным
Шоколадное (мороженое).
Принесут ему подарки:
Игры, кубики и марки.
Только вот одна беда-
Что сегодня лишь (среда).
-Какие слова с [Й’Э] вы услышали в стихотворении?
-В какой части этих слов слышатся звуки [Й’Э]?
Ж).Игра «Закончи слово».
-Печенье хрустя (щее, рассыпча (тое, солё(ное, слад (кое, овся (ное, су (хое, шоко (ладное, кокосо (вое, круг (лое).
-Яблоко аромат (ное, душис (тое, крас (ное, соч (ное, спе (лое, слад (кое).
-Котлеты рыб (ные, мяс (ные, свекол (ные, мор (ковны, карто (фельные, капуст (ные).
-Варенье яб (лочное, виш (нёвое, абрико (совое, земля (ничное, клуб (ничное, сморо (диновое, мали (новое).
Педагог побуждает детей выговаривать окончания прилагательных ясно и чётко.
З).Работа с рисунком №4.
-Ребята, скажите, что делает мальчик, и произнесите это слово со словом «ты». (Мальчик прыгаЕт-ты прыгаЕшь, мальчик плаваЕт-ты плаваЕшь, мальчик бегаЕт-ты бегаЕшь и т. д.)
Дети должны чётко произносить в словах звуки [Й’Э].
И).Работа с рисунком №5.
-Ребята, перед вам буква «Е». Заштрихуйте её красным карандашом.
-Буква «Е» похожа на сломанную расчёску?
-Превратите эти буквы «Е» в окошко, расчёску и грабли.
-Эта буква похожа «Е»? Чем она отличается от «Ё»?
4. Итог НОД.
-Ребята, что вы узнали о звуках [Й’Э]?
-В какие игры сегодня мы играли?
-Назовите слова со звуком [Й’Э].