МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дерево знаний»

Оксана Матовникова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дерево знаний»
▼ Скачать + Заказать документы

Обучающие задачи: Закрепить навык составления распространенных предложений; совершенствовать умение связанного последовательного изложения событий по серии сюжетных картин.

Закреплять навык словоизменения, а также словообразования относительных прилагательных.

Продолжать учить выразительно рассказывать стихотворения по памяти.

Развивающие задачи: Развивать детское литературное творчество.

Развивать умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание, осмысленно употребляя то или иное слово.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Дерево знаний“» размещена в разделах

Развивать связную речь.

Развивать звуковую и интонационную культуру речи.

Развивать фонематический слух и навык звукового анализа: умение определять последовательность звуков в слове, давать характеристику.

Развивать речевое дыхание.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи:Воспитывать любовь к родному языку, умение работать в коллективе, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим.

Материалы и оборудование: проектор, экран, презентация, мяч, карточки-символы звуков.

Предварительная работа: разучивание физминутки; продолжение знакомства с гласными и согласными звуками, проведение звукового анализа слов из 3-4 звуков; знакомство с творчеством и чтение художественной литературы: Пушкин А. С., Барто А. Л., Чуковский К. И., Михалков С. В. ; разучивание пословиц и поговорок о добре и дружбе; составление связных рассказов по сюжетным картинам.

Методические приёмы:• Создание проблемной ситуации.

• Словесные приёмы (беседа, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, чтение стихотворений, составление связных рассказов)

• Наглядные приёмы (демонстрация ИКТ)

• Практические приёмы (артикуляционная гимнастика, физкультминутка, дыхательная гимнастика, дидактические игры и упражнения)

Ход НОД

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный день. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку: «Однажды в большой, красивой и счастливой стране выросло дерево знаний. Каждый год, весной дерево цвело, чтобы одарить всех детей самыми необходимыми для учебы качествами. Все дети в этой стране были умными и счастливыми! Но случилась беда, злая ведьма позавидовала умным ребятам и заколдовала дерево!

Расколдовать его можем только мы с вами, отдав частичку своих знаний этому дереву. Попробуем его расколдовать? На его листочках задания – дерево нам с вами поможет. Я думаю, если мы их выполним, то снимем чары злой ведьмы. За каждое правильно выполненное задание на дереве распустится цветок.

1 ЗАДАНИЕ. Падает листок с заданием.

Воспитатель: Здесь загадка: “Если б не было его, не сказал бы ничего”.

Дети: Язык

Воспитатель: Давайте разомнем наш язычок (арт. гимнастика):

Раз - зевнул в лесу мышонок,

Два - лакает суп котенок,

Три лошадка поскакала,

На четыре постояла,

Пять – болтают индюки,

Шесть – качели у реки,

Семь – варенье мы попросим,

Восемь – мячики подбросим,

Девять – звонко барабаним,

Десять – тихо отдыхаем.

После каждой строчки выполняем движения языком.

Воспитатель: Отлично справились!

2 ЗАДАНИЕ. - Падает следующий листок с заданием.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Воспитатель: Ребята, посмотрите злая ведьма и здесь нам пытается помешать! Она спутала все названия сказок, а нам с вами нужно исправить все ошибки! Готовы? Слушаем внимательно.

1) Царевна — индюшка (лягушка)

2) По собачьему веленью (по щучьему)

3) Иван царевич и зеленый волк (серый волк)

4) Сестрица Аленушка и братец Никитушка (Иванушка)

5) Петушок — золотой пастушок (гребешок)

6) Мальчик — с кулачок (пальчик)

7) Гуси-вороны (лебеди)

8) Лапша из топора (каша)

9)Волк и десять козлят (семеро)

10)Катя и медведь (Маша)

11) Белочкина избушка (Заюшкина)

12) Четыре медведя (три)

13) Уточка Ряба (курочка)

14) Кот в галошах (сапогах)

15)Синяя шапочка (красная)

Воспитатель: Какие молодцы! Мы с Вами отлично знаем сказки!

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, с пользой для нашего дыхания.

Дети встают около стульчиков.

Физминутка

Мы подуем далеко: с-с-с (наклонить туловище вперёд)

Мы подуем близко: з-з-з (с помощью кистей рук изобразить рупор)

Мы подуем высоко: с-с-с (встать на носочки потянуться вверх)

Мы подуем низко: з-з-з (присесть на корточки)

(Инструкция для выполнения: перед произнесением звука — забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).

Дети садятся на стульчики.

3 ЗАДАНИЕ. Падает следующий листок с заданием «Назови правильно»

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру. Будьте внимательны! На экране будут появляться листья с разных деревьев, а нам с вами нужно назвать их правильно. Например: лист смородины (какой) — смородиновый лист и т. д. (слова: береза, дуб, каштан, ель, клен, ольха, ива, рябина)

Воспитатель: Молодцы! Отлично справились!

4 ЗАДАНИЕ. Падает следующий листок с заданием.

- Д/упражнение «Рассказчики»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Перед нами серия картин, чтобы справиться с этим заданием, нам нужно внимательно рассмотреть картинки и составить интересный рассказ. Кто у нас хочет быть рассказчиком?

Ребенок:

1. Наступила весна. Скоро прилетят перелетные птицы. На занятии по труду воспитатель предложил сделать скворечники.

2. Дети приготовили доски и инструменты. Девочки помогали мальчикам. Они держали домик, а мальчики прибивали крышу.

3. Дети вынесли готовые скворечники на улицу. Они прикрепили скворечник высоко к дереву, чтобы до них не добралась кошка.

4. В скворечник прилетели скворцы. Птицам очень понравился новый домик. Дети рады, что помогли птицам.

Воспитатель: Молодец! Какое название мы можем дать этому рассказу, ребята?

Дети: Скворцы прилетели, Помощники и т. д.

5 ЗАДАНИЕ. Падает следующий листок с заданием.

- Дидактическая игра «Мир стихотворений»

Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в мир стихотворений. Посмотрите на экран, изображение какого поэта мы видим? Кто узнал?

Дети: это Александр Сергеевич Пушкин

Воспитатель: молодцы! А кто назовет свои самые любимые произведения этого поэта?

Дети: Сказка о рыбаке и рыбке, У лукоморья дуб зеленый, Сказка о царе Салтане, Сказка о золотом петушке.

Воспитатель: Отлично! Смотрим, а чей портрет появился на экране?

Дети: Корнея Ивановича Чуковского

Воспитатель: молодцы! А кто назовет свои самые любимые произведения этого поэта?

Дети: Айболит, Тараканище, Мойдодыр, Муха- Цокотуха.

Воспитатель: Отлично! Смотрим, а чей следующий портрет появился на экране?

Дети: Сергея Владимировича Михалкова

Воспитатель: молодцы! А кто назовет свои самые любимые произведения этого поэта?

Дети: Дядя Степа, А что у вас, Прививка.

Воспитатель: Отлично! Смотрим, а чей следующий портрет появился на экране?

Дети: Агнии Львовны Барто

Воспитатель: молодцы! Агния Львовна Барто писала не только для маленьких, но и детям

постарше. Кто прочитает свое любимое стихотворение Агнии Барто?

Ребенок: «Я знаю, что надо придумать» (у ребенка в руках зеленое стеклышко)

Я знаю, что надо придумать,

Чтоб не было больше зимы,

Чтоб вместо высоких сугробов

Вокруг зеленели холмы.

Смотрю я в стекляшку

Зеленого цвета,

И сразу зима

Превращается в лето.

Воспитатель: Молодец! А теперь нам с вами нужно немножко отдохнуть, чтобы пополнить силы, нас ждут сложные задания впереди.

Дети встают со стульчиков

6 ЗАДАНИЕ

Физминутка

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Дети садятся на стульчики

7 ЗАДАНИЕ. Падает следующий листок с заданием «Звуковой калейдоскоп»

Воспитатель: Ребята, вспомним, из чего состоит наша речь?

Дети: из слов

Воспитатель: А слова состоят из?

Дети: из звуков

Воспитатель: Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)

Воспитатель: Молодцы! А давайте вспомним, что звуки у нас бывают гласные и ….

Дети: согласные!

Воспитатель: Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: Гласные звуки мы поем, а согласные петь не можем, нам всегда что-то мешает.

Воспитатель: Давайте вспомним гласные звуки

(Фонетическая ритмика: а, и, у, э, о, ы, сидя-стоя с хлопками)

Воспитатель: Отлично! А согласные бывают у нас твердыми и мягкими, давайте поиграем в игру. Я называю твердый согласный, а вы мягкий, будьте внимательны:

Игра с мячом (дети встают около стульчиков)З-зь С-сь

Б-бь П-пь

М-мь Л-ль

Д-дь Т-ть

К-кь Г-гь

Воспитатель: Молодцы! Присаживаемся. (дети садятся на стульчики) А теперь смотрим на задание. Нам нужно узнать сколько звуков в слове Книга- считаем клеточки.

Дети: 5

Воспитатель: Какой первый звук? Слушаем, я выделяю его голосом: К-к-нига

Дети: К-к-к …

Воспитатель: Звук К. Можем мы его пропеть? Получается? А что нам мешает?

Дети: Язык

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Каким цветом выберем фишку?

Дети: Синим

Воспитатель: Верно! Какой второй звук в слове Книга? Слушаем, я выделяю его голосом: К-н-н-и-г-а

Дети: н-н-нь

Воспитатель: звук Нь. Можем мы его пропеть? А что нам мешает?

Дети: нет, мешает язык

Воспитатель: Значит это звук какой?

Дети: Согласный.

Воспитатель: А теперь вспомним, что согласные бывают твердые и мягкие. Звук Нь- твердый или мягкий?

Дети: Мягкий

Воспитатель: Правильно! Значит каким цветом выберем фишку?

Дети: Зеленым.

Воспитатель: Верно! Какой третий звук в слове Книга? Слушаем, я выделяю его голосом: Кни-и-и-г-а

Дети: и-и-и

Воспитатель: Звук И можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный.

Воспитатель: Правильно! Каким цветом выберем фишку?

Дети: Красным

Воспитатель: Правильно! Какой четвертый звук в слове Книга? Слушаем, я выделяю его голосом: Кни-г-г-г-а

Дети: Г-г-г …

Воспитатель: Звук Г. Можем мы его пропеть? Получается? А что нам мешает?

Дети: Язык

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Звук Г- твердый или мягкий?

Дети: Твердый

Воспитатель: Каким цветом выберем фишку?

Дети: Синим

Воспитатель: Верно! Какой последний звук в слове Книга? Слушаем, я выделяю его голосом: Книг-а-а-а

Дети: А-а-а…

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный.

Воспитатель: Правильно! Каким цветом выберем фишку?

Дети: Красным

Воспитатель: Молодцы, проверяем, у всех получилось одинаково? Вы отлично справились с заданием!

8 ЗАДАНИЕ. Падает следующий листок с заданием «Мудрые слова»

Воспитатель: А вот и последнее задание, чтобы расколдовать дерево знаний, мы должны с вами вспомнить пословицы о добре, доброте и добрых поступках. Давайте соберем пословицы в наш сундучок.

Пословицы1. Спеши делать добро.

2. Добрые дела красят человека.

3. Без добрых дел нет доброго имени.

4. Жизнь дана на добрые дела.

6. Добро век не забудется.

7. Про доброе дело говори смело.

8. Доброе сердце лучше богатства.

9. Доброе слово – половина счастья.

10. Доброе слово и кошке приятно.

11. Худо тому, кто добра не делает никому.

12. Не ищи красоты – ищи доброты.

13. Доброе дело дороже богатства.

14. Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

15. За добро добром и платят.

16. Доброе дело без награды не останется.

17. Добро помни, а зло забывай.

18. Мир не без добрых людей.

19. Доброе дело и в воде не тонет.

20. Сделаешь добро- добро найдешь.

СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД.

Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите-ка, а какое красивое стало наше дерево! Нам удалось снять с него злые чары! Не зря мы с вами постарались! Вам понравилось наше путешествие? Какое задание больше понравилось? А что было для вас сложным? (рефлексия-ответы детей)

Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка!

СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД.

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Воспитатель: Спасибо! Занятие окончено. До новых встреч!

Публикации по теме:

Лэпбук по развитию речи для закрепления знанийЛэпбук по развитию речи для закрепления знаний Лэпбук (lapbook) - это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями, это яркая, красочная,.

Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи «Путешествие в страну знаний» Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Путешествие в страну знаний» в старшей группе Цель: повторить пройденный материал,.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» Цель: Развитие фонематического восприятия через активизацию познавательно-речевой деятельности. Задачи: 1. Закрепить умение четко произносить.

«Деревья». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Деревья» Воспитатель: Путимцева Г. А. Программные задачи: образовательные: - формировать.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Зарина Муртузова Конспект ООД по развитию речи в старшей.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: работа со звуками [ж]-[ш]» Программное содержание: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении.

Непосредственно образовательная деятельность по личностно ориентированному развитию в старшей группе «Дерево дружбы» .

Конспект итоговой НОД по развитию речи и лепке в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цель: закреплять знания, полученные в течение учебного года. Задачи: Образовательные 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2.

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе в контексте с ФГОС «Путешествие в страну Красивой речи» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с. п. Заюково Разработка интегрированного открытого.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе для детей с ТНР: «Страна Знаний» Цель: обучающая -организовать речевую деятельность, направленную на формирование умения различать понятия «звук», «буква», «слово», «предложение».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дерево знаний»
Опубликовано: 12 августа 2019 в 20:51
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дерево знаний»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Матовникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД