Светлана Пушкина
Конспект занятия по развитию опытно-экспериментальной деятельности «Удивительные превращения воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по развитию опытно- экспериментальной деятельности.
Возраст: 5-6 лет.
Тема: «Удивительные превращения воды»
Цель :
Обогатить впечатления детей о разнообразии мира неживой природы. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Задачи :
• Познакомить детей со свойствами воды, воздуха, песка.
Публикация «Конспект занятия по развитию опытно-экспериментальной деятельности „Удивительные превращения воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Учить проводить элементарные опыты, искать ответы на вопросы, делать простейшие выводы, анализируя результаты экспериментальной деятельности.
• Создать условия для целостного мировидения ребёнка средствами эксперимента.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Стимулировать, развивать, обогащать и активизировать деятельность воспитателей в работе по организации экспериментальной деятельности дошкольников.
• Показать использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, инновационных технологий, направленных на познавательно-поисковое развитие детей.
Цель:
• Познакомить детей с тремя состояниями воды (твердая вода, жидкая, пар). Закрепить знания о свойствах воды, используя карточки- символы. Помочь ребёнку раскрыть причину наблюдаемого явления с помощью опытов.
• Рассказать о значении круговорота воды в природе.
• Развивать логическое мышление, творческое воображение, интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование: Лёд, блюдца и стаканы с водой по кол-ву детей, чайник, стекло, схема круговорота воды в природе.
Ход занятия
Вводная часть
Ребята, мы сегодня будем говорить о самом необходимом и удивительном веществе на Земле-воде. Стихотворение:
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда
То в снег превратится, то в лёд
Растает и снова в поход.
По горным вершинам, широким долинам
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся,
Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь.
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебная вода!
Д/упражнение «Расскажи про воду».
Дети по очереди достают карточки- символы и расставляют их.
Воспитатель поясняет ответы детей. Вода жидкость, она не имеет цвета, вкуса, не имеет определённой формы. Вот видите, вода –простое, на очень загадочное вещество. Вот послушайте сказку : Жила-была на свете Матушка- Водица. У неё была большая семья: сыновья- Туман, дождь, Снег, Лёд и дочери: Роса и Снежинки Все они любили разные времена года: весну, зиму, лето, осень. А как вы думаете, как зовут детей Матушки Водицы, которые любят зиму?
Дети. Снег, лёд. Давайте познакомимся со льдом.
Опыт «Лёд- это твёрдая вода»
1. Кусочки льда положить на блюдце, предложить детям потрогать их, понюхать. Что можно сказать о льде?
Ответы: Лёд холодный, скользкий, без запаха.
2. Предложить посмотреть на картинку сквозь лёд
Картинка видим, значит лёд прозрачный.
3. Опускаем лёд в воду: лёд плавает, значит, он легче воды.
4. Понаблюдать, что происходит со льдом на блюдце.
Вывод: в тепле лёд тает и превращается снова в воду. А где встречается вода?
Ответы: в лужах, в реках, в море, снег, дождь.
А как называется частичка воды?- Капелька.
Игра «Волшебные капельки»
Мы с вами капельки (дети свободно располагаются по комнате)
Капельки встречаются друг с другом и получается ручеёк
(дети берутся парами). Ручеёк впадает в море (большой круг).
Наш круг может менять форму, как и вода (круг вытягивается в овал)
А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что будет происходить? Вода будет нагреваться. Каждый из вас -частичка воды. Ваши ладошки уже такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активно двигаться (дети двигаются по группе)- каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтоб стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами, как частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному. Расскажите, как связаны частички воды друг с другом?
После рассказов педагог делает выводы вместе с детьми:
1. Вода в виде пара: связи между частичками нет, каждая движется сама по себе.
2. В жидком состоянии связи между частичками более сильные, но они очень гибкие, поэтому вода не имеет своей формы.
3. Вода- в твёрдом состоянии, её частички прочно связаны друг с другом: вода в твёрдом состоянии- это лёд.
Воспитатель. Ребята, вода может быть не только твердым веществом и жидкостью, а может быть газом и паром.
Опыт «Вода превращается в пар»
Чайник с водой закипает, вода превращается в пар. Подносим стёклышко, оно запотевает. Это означает, что под действием воздуха частички пара снова превращаются в капельки воды. Вот так в природе и образуется дождик: холодный воздух поднимается кверху, собираясь в капельки, капельки собираются в большие дождевые тучи. Когда тучи становятся тяжёлыми, они проливаются дождём на землю, но это летом, когда тепло, а зимой, вода, поднимаясь, превращается в снежинки, иней и так выпадает снег. А весной, когда становится тепло, снег тает, опять образуется вода. На улице весной мы наблюдаем много ручьёв и луж. Так происходит круговорот воды в природе и вода в водоёмах никогда не кончается и вода переходит из одного состояния в другое под действием тёплого или холодного воздуха. Показ презентации «Круговорот воды в природе»