Приложение МААМ

Конспект НОД по развитию математических представлений с детьми старшей группы «Выручим Колобка из беды»

Татьяна Панасенко
Конспект НОД по развитию математических представлений с детьми старшей группы «Выручим Колобка из беды»
▼ Скачать + Заказать документы

Вводная часть

Воспитатель привлекает внимание детей: Посмотрите, что за птица у нас побывала? Говорят, что она везде летает, всё знает, на своём длинном хвосте приносит новости. (Сорока)

Вот и сегодня она нам принесла какое-то послание. Давайте прочитаем. «От бабушки ушёл, От дедушки ушёл. Попал в беду. Спасите». Подписи нет. Видно, кто-то очень спешил. Вы не знаете, от кого принесла сорока эту записку? (От Колобка)

Выручим Колобка из беды? Давайте наведем поскорее порядок в комнате и отправимся на помощь (дети прибирают игрушки, готовясь к занятию)

Основная часть (включает 4 части)

Публикация «Конспект НОД по развитию математических представлений с детьми старшей группы „Выручим Колобка из беды“» размещена в разделах

Первая часть.

Первый микро-этап

Задача: упражнять в счете нелинейно расположенных предметов (до 8).

Материал : карточки с заячьими следами (по 4-8 следов на карточке) – больше числа детей; игрушечный заяц.

Педагог обращает внимание детей на карточку с 4 следами:

Зверь какой-то на бегу

След оставил на снегу.

Обращается к «слабым» детям: Гена, сколько ты видишь следов? А ты, Артур? Мария, сосчитай следы (один, 2, 3, 4, всего 4 следа).

Вот следы ведут ещё,

Сколько их теперь всего? (восемь)

А мне кажется, что 7. Давайте проверим, сосчитаем вместе, а Маша будет показывать нам, какие следы считать.

Чьи же это следы? (заячьи)

Посмотрите кругом, кто сколько заячьих следов найдет (каждый ребенок находит карточку, считает следы: у меня 8 следов… У кого еще 8 следов?.

Второй микро-этап

Задачи: всех детей – познакомить с образованием числа 9 из предыдущего числа; «слабых» детей – упражнять в счете предметов до 9, «сильных» - продолжать учить осуществлять разностное сравнение чисел.

Материал : тот же игрушечный заяц; корзина с картонными морковками (9 шт., карточки с изображением зайчат (9 шт., наборное полотно с 2 рядами.

А вот и сам заяц. Здравствуйте, уважаемый заяц. Не поможете ли Вы нам отыскать Колобка?

Заяц: Рад бы помочь, да зайчат кормить пора. Вот целую корзину морковки принёс. А не знаю, хватит ли на всех.

Поможем зайцу? Как узнать, хватит ли морковок всем зайчатам? (сосчитать)

(Обращение к «слабому» ребенку) Лиза, сколько морковок? (Одна, две… 8. Всего 8 морковок).

А вот и зайчата скачут. Сколько их (педагог выставляет 8 зайчат в ряд, дети хором считают)

Поровну ли зайчат и морковок? (поровну, по восемь).

Значит, всем хватит? (Да)

(Обращение к гиперактивному ребенку) Сережа, дай каждому зайчонку по морковке.

Смотрите, еще один зайчонок бежит. А морковок-то больше нет.

(обращение к «слабому» ребенку) Егор, можно ли теперь сказать, что З. и М. поровну? (Нет, зайчат стало больше, чем М., а М. меньше, чем З.).

Сосчитаем, сколько же стало зайчат (считаем хором 1, 2…9, педагог акцентирует: Всего 9 зайчат. А морковок у нас… восемь.

Что меньше: 9 зайчат или 8 морковок?)

Сколько не хватает морковок? Одной не хватает, значит, на сколько морковок меньше, чем зайчат (на одну).

(Обращение к «сильному» ребенку) Денис, какое число меньше: 9 или 8? (8) На сколько 8 меньше, чем 9? (на один)

А что больше: 8 М. или 9 З.? Одному зайчику не досталось морковки, значит, на сколько З больше, чем М.? (на один)

(Обращение к «сильному» ребенку) Аня, какое число больше: 9 или 8? (8) На сколько 9 больше, чем 8? (на один).

Что же нужно сделать, чтобы зайчат и морковок стало поровну? (найти одну морковку)

Смотрите, вот она, на дне корзины лежит.

Сколько теперь стало морковок? Ваня («слабый» ребенок, сосчитай морковки.

А зайчат сколько? Тоже 9. Зайчат и морковок поровну, по 9.

Заяц: Как же у вас получилось 9 морковок? (Было 8, добавили одну, стало 9)

Заяц: Спасибо вам. Пойдемте искать Колобка. Я покажу вам дорогу.

Третий микро-этап

Задача: упражнять в счете движений объекта, словесном обозначении пространственных направлений (вперед – назад, влево – вправо).

Материал : тот же игрушечный заяц.

Ребята, смотрите внимательно, куда скачет заяц, и попробуйте сосчитать, сколько он сделает прыжков.

Задание выполняется в достаточно быстром темпе. Заяц прыгает вперед, влево, назад, вправо и т. п., совершая от 3 до 9 прыжков. Дети отвечают по очереди, при необходимости поправляя друг друга (соответственно при очередности ответа «слабого» ребенка педагог перемещает зайца на меньшее число прыжков). Наконец Заяц останавливается около стола на другом конце комнаты. Воспитатель предлагает «догнать зайца» - дети подходят к столу.

Вторая часть.

Первый микро-этап

Задача: упражнять в отсчете предметов (до 8, закреплять представление об образовании числа 9 из предыдущего.

Материал : игрушечный волк, дощечки (или картонные полоски) с разницей – по 9 на каждого ребенка, из них треть полосок длиной 15 см, треть – по 16 см, треть – 17 см.

Здравствуйте, Волк! Не поможете ли нам отыскать Колобка!

Волк: Рад бы помочь. Да собрался я починить своё жилище к зиме, приготовил много дощечек. Как теперь их разобрать?

Давайте поможем Волку. Возьмите каждый по 8 дощечек, положите их в ряд перед собой (тем, кто быстрее отсчитал и разложил, предложить проверить себя – пересчитать).

Еще дощечки остались. Подумайте, что надо сделать, чтобы у всех стало по 9 дощечек (добавить еще по одной). Возьмите по одной.

Обращение к «средним» детям: Сколько у тебя было? 8. Сколько еще взял? Одну. Сколько стало? 9.

Второй микро-этап

Задача: продолжать учить выбирать мерку и находить с ее помощью равные по длине объекты.

Материал : расчлененный образец с изображением домика из 18 одинаковых прямоугольников.

Ребята, посмотрите, а дощечки-то разной длины. Волк, какой у тебя домик был?

Волк: Вот такой (показывает расчлененный образец)

Как нам определить, какие дощечки нужны для домика? (примерить, приложить наши дощечки к тем, которые изображены).

Чтобы нам быстрее справиться с заданием, давайте выберем, какие из дощечек у нас могут стать мерками. Возьмите у себя три разных дощечки и выберите, какая из них подходит для домика (при необходимости педагог оказывает помощь отдельным детям и подсказывает, что с помощью мерки можно найти дощечки нужной длины среди оставшихся).

Третий микро-этап

Задача: упражнять в расположении предметов на плоскости в соответствии с расчлененным образцом.

Материал : расчлененный образец с изображением домика из 20 прямоугольников.

Вот мы и нашли все дощечки. Давайте построим дом для Волка (дети в подгруппах конструируют домики для Волка)

Ребята, Волку очень понравились ваши домики, он говорит, что каждый день будет менять своё жилище, переходя из одного дома в другой. А сейчас послушаем Волка, куда нам дальше идти в поисках Колобка.

Третий микро-этап

Задача: упражнять в перемещении в словесно заданном направлении (вперед, влево – вправо) в сочетании со счетом шагов.

Материал : тот же.

Дети встают в две или три колонны. Волк дает указания о передвижении: например: Три шага вперед, два шага влево. После этого ведущие колонн меняются – так, чтобы все дети имели возможность самостоятельно выполнять задания.

Третья часть.

Первый микро-этап

Задачи: всех детей: развивать объем внимания, упражнять в соотнесении пространственного расположения геометрических фигур; «сильных» детей - упражнять в счете парами.

Материал : игрушечный медведь, карточки с изображением узора на валенках (из расчета по 7 штук на каждого ребенка; карточки разложены на нескольких подносах по 14 или 21 шт. так, чтобы на каждом из них оставалось по 2-3 непарных валенка).

Здравствуйте, Михаил Потапыч. Не встречали ли Вы Колобка.

Медведь: Был здесь Колобок, даже немножко набедокурил. Приготовил я несколько пар валенок для зимнего сна в берлоге, поставил их на просушку, а Колобок в спешке валенки все разбросал.

Поможем Медведю? Как сложить валенки парами? Да, нужно сложить вместе валенками с одинаковыми узорами.

Дети работают в парах (поднос с 14 валенками) или тройках (поднос с 21 валенками). Педагог индивидуально обращается к «сильным» : Сколько у тебя валенок? Сколько пар валенок у тебя получилось?

Второй микро-этап

Задача: продолжать учить последовательно описывать узор: называть форму и цвет геометрических фигур и их пространственное расположение (вверху – внизу); закреплять представление об образовании последующего числа из предыдущего.

Материал : тот же.

Остались лишние валенки?

Лена («слабый» ребенок, опиши узор на своем валенке. Послушайте, кому такой валенок нужен. (В центре синий треугольник, сверху от него красный овал, снизу – желтый треугольник).

Саша, когда Лена отдаст тебе свой валенок, сколько у тебя станет? (восемь)

(таким же образом собираем оставшиеся пары)

Медведь: Спасибо вам за помощь! Торопитесь же, ведь Колобок отправился к Лисе.

Третий микро-этап: резервный. При наличии времени повторяется задание, предусмотренное на третьем микро-этапе второй части.

Четвертая часть.

Первый микро-этап

Задачи: всех детей: совершенствовать умение сравнивать множества предметов без счета, используя фишки-посредники; «сильных» детей - упражнять в счете до 15.

Материал : игрушечная лиса, стол с 15 тарелками, поднос с 15 булочками, поднос с 15 баранками (возможно использование нарисованных объектов, фишки – 40 штук.

Посмотрите, Лиса ждёт гостей, стол накрыла, напекла булочек и баранок, напекла много и задумалась, а всем ли гостям хватит? Поэтому-то она и спрятала про запас нашего мучного сладкого Колобка.

Как вы думаете, сколько гостей ждет лиса? (Столько же, сколько тарелок приготовлено на столе)

Сосчитаем тарелки («сильный ребенок» считает – 15). Очень много гостей – 15, не все ребята у нас умеют считать до 15. А можем ли мы узнать, не считая, хватит ли баранок и булочек для гостей? (Можем, положить на каждую тарелку по одной булочке и одной баранке)

Лиса: Хитрые какие. Пока будете туда-сюда перекладывать, сами всё съедите.

Воспитатель: Что же делать? (использовать фишки)

Аня, Саша и Артур узнают, хватит ли гостям баранок, а Милана … узнают, хватит ли гостям булочек. («Сильные» дети в выполнении задания не участвуют, им воспитатель предлагает в это время пересчитать баранки и булочки. Остальные дети работают в двух подгруппах : накладывают фишки на баранки / булочки, затем переносят их на тарелки; делают вывод о равенстве)

Ну что, Лиса, хватит твоих баранок и булочек на всех гостей. Отпускай Колобка.

Второй микро-этап

Задача: упражнять в порядковом счете в пределах 9.

Материал : 9 коробок, в одной из них спрятан колобок.

Лиса: Я спрятала его в одной из этих коробок. В пятой слева.

Какая коробка пятая слева? Соня, открой пятую слева коробку. Нет здесь Колобка.

Лиса: Да запамятовала я. Он в шестой справа… В третьей справа… В восьмой слева… (в быстром темпе даются задания для каждого ребенка – соответствующей для него степени сложности).

Третий микро-этап

Задача: упражнять детей в назывании дней недели в прямой последовательности от любого элемента.

Материал : колобок.

Здравствуй, милый Колобок,

Колобок – румяный бок.

Больше в лес не убегай,

Лучше с нами поиграй.

Проводится игра:

Колобок наш покатился

Быстро-быстро по рукам,

У кого остановился?

День недели скажи нам. (Ребенок называет любой день недели, передает колобка соседу – тот называет следующий день недели и передает колобка дальше; при затруднении все дети подсказывают нужный день).

Заключительная часть

Ребята, Колобок спрашивает, как нам удалось его найти. Кто расскажет ему? Давайте Лиза начнет рассказ, а потом Артем, Рома продолжат.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию элементарных математических представлений. Программное содержание: Закрепить у.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в старшей группе Цель: Формирование элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с детьми средней группы Задачи: Закреплять прямой счёт в пределах 5; закреплять умение различать и называть геометрические фигуры. Упражнять в сравнении и уравнивании.

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений для детей средней группы «Лесной гость» Образовательные задачи: Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры; основные признаки предметов; форму, цвет. Закрепить.

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель старшей.

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе «Круг, овал» Конспект по развитию элементарных математических представлений в старшей группе. КРУГ, ОВАЛ. Цель: Знакомство с овалом. Закрепление знаний.

Конспект занятия «Приключение колобка» по развитию элементарных математических представлений Тема: «Приключение колобка» Цели: 1. Закреплять знания о геометрических фигурах 2. Продолжать учить разгадывать математические загадки.

НОД по формированию элементарных математических представлений и конструированию с детьми младшей группы «На поиски Зайчика» Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, конструирование, «Социально-коммуникативное.

НОД по развитию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад компенсирующего вида № 156» Конспект проведения непосредственно.

Конспект занятия по познавательному развитию  (формирование элементарных математических представлений) в старшей группеКонспект занятия по познавательному развитию  (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: ориентировка на листе бумаги, ориентировка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию математических представлений с детьми старшей группы «Выручим Колобка из беды»
Опубликовано: 23 октября 2016 в 15:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию математических представлений с детьми старшей группы «Выручим Колобка из беды»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Панасенко (УИ 93345) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД