анастасия цуканова
Конспект НОД по развитию фонематического восприятия с детьми старшей группы с ЗПР по теме «Звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки.
Цель: Знакомство с понятием «Речевой и неречевой звук»
Задачи
Речевое развитие :
Познакомить детей с многообразием звуков; правильно употреблять термин «звуки»; познакомить с органами артикуляции.
Познавательное развитие :
Формировать представления о свойствах и явлениях окружающего мира.
Социально – коммуникативное развитие :
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
Коррекция:
Публикация «Конспект НОД по развитию фонематического восприятия с детьми старшей группы с ЗПР по теме „Звуки“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Развивать фонематическое восприятие; развивать просодические компоненты речи; внимание и мелкую моторику.
Демонстрационный и раздаточный материал по теме : Демонстрационные картинки по теме.
Формы образовательной деятельности- подгрупповая.
Планируемые результаты : дети с интересом вступают в игровую деятельность.
Предварительная работа: Пальчиковая гимнастика.
Методические приемы:
Игровые: «Что звучит», «Хлопай- топай», «Что звучит?».
Наглядные: «Тихо- громко».
Оборудование:
Ширма, бубен, барабан, дудочка, карточки с изображением медведя, мелодия звуков природы.
№ Этапы занятия Содержание деятельности педагога Содержание деятельности детей
Время
I Мотивация Дефектолог организует сюрпризный момент: включает запись с различными звуками природы. (Дети слушают звуки природы (шум ветра, шум дождя с грозой, пение птиц и др.).
-Дети, что вы услышали? Правильно,вы услышали звуки природы. А кто мне ответит, чем же мы слушаем? (ушами)
- Вокруг нас много разных звуков. Предметы могут звучать по - разному. Дети сидят на стульчиках и слушают звуки природы.
3
II Актуализация
знаний - 1. Игра «Что звучит»
- Посмотрите, какие предметы у нас на столе? Послушайте,как они звучат (бубен, барабан и т. д)
-Ребята,что вы сейчас услышали? Вы слышали как звучат музыкальные инструменты.
- Человек может тоже издавать неречевые звуки. Вы можете похлопать, потопать, посвистеть, постучать.
- Все эти разные звуки – эти звуки называются неречевые.
-Какие еще не речевые звуки вы можете назвать? (За окном чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, в кране на кухне шумит вода, на диване мурлычет кошка) - Молодцы. Так что же такое неречевые звуки?
-Правильно, не речевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.
Знакомство с неречевыми звуками. 5
III Новые знания -Говорить умеет только человек, когда человек говорит, он тоже произносит различные звуки.
-Какие звуки может произнести человек?
-Как девочка плачет (А-а-а, у девочки болит зуб (О-о-о). Эти звуки называются –речевыми.
-С помощью чего мы произносим звуки? Чтобы произносить звуки, нам нужен рот.
Рот – это домик звуков (демонстрация картинки). В домике этом – Красные двери, Рядом с дверями – Белые звери. Красные двери это что? А что такое белые звери? Это губы и зубы.
1. Игра «Хлопай-топай»
-Дети, когда вы услышите речевые звуки, топните. А когда услышите неречевые, хлопните.
2. «Узнай по звуку»
-Сейчас мы поиграем в игру.
-Отвернитесь, Сережа будет играть на музыкальном инструменте, а вы отгадайте что звучит.
Знакомство с речевыми и неречевыми звуками.
Педагог задает вопросы, а дети отвечают хлопками или притопами.
Дети стоят спиной к ширме, ребенок задает звук, а дети угадывают заданный звук.
10
IV Закрепление
на практике 1.«Пальчиковая гимнастика»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
2. Игра «Тихо-громко»
Звуки бывают громкие и тихие.
-Дети посмотрите, кто изображен на картинке (Медведь и птичка).
-Как вы думаете,как рычит медведь,громко или тихо?
-Давайте пропоем как громко рычит медведь (ы-ы-ы).
-Проведите пальчиком и пропойте,как поет птичка (и-и-и). Дети поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
Дети соотносят характер звучания.
Дети различают постепенное движение звука вверх и вниз, отмечая его положением руки. 7мин
V Рефлексия. Ребята, что вам понравилось больше всего? Что было самым интересным? Что было трудным? Кто к нам приходил в гости? Оценка детей.
самоанализ.
2мин.