Яна Юрьевна Цветова
Конспект НОД по развитию чувственно-моторной основы речевой деятельности в средней группе «Пропавшая песенка»
Конспект НОД «Пропавшая песенка».
Средний возраст (4-5 лет).
Цель: формирование чувственно-моторной основы речевой деятельности у детей с функциональными расстройствами зрения (ФРЗ).
Задачи приоритетной образовательной области.
Речевое развитие :
- создать условия для развития общих речевых навыков;
Публикация «Конспект НОД по развитию чувственно-моторной основы речевой деятельности в средней группе „Пропавшая песенка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- продолжать развивать слуховое внимание, формировать правильное речевое дыхание;
- продолжать развивать мимическую мускулатуру посредством артикуляционных упражнений.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей.
Художественно-эстетическое развитие :
- развивать интерес к музыке, обогащать эмоциональную сферу воспитанников через музыкально-игровые распевки.
Познавательное развитие :
- закрепить представления детей о зиме, лесных животных и птицах.
Социально – коммуникативное развитие :
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- способствовать развитию дружеских отношений между детьми.
Физическое развитие :
- продолжать координировать общемоторные навыки посредством двигательных и логоритмических упражнений;
- продолжать развивать сохранные анализаторы.
Обоснование применения ИКТ : дополнительное стимулирование зрительного анализатора через вариативную наглядность, использование разнообразных форм подачи материала педагогом; применение яркой, современной формы закрепления информации.
Используемое оборудование для детей: музыкальные инструменты: барабан, бубен, колокольчик; стеклянные камушки-марблз, кусочки синтепона, пальчиковый бассейн с наполнителем из различных круп.
Используемое оборудование для педагога: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, ноутбук.
Учитель – дефектолог входит в группу и предлагает детям встать в круг и поздороваться:
- Здравствуй, правая рука (протягивает правую руку,
- Здравствуй, левая рука (протягивает левую руку,
- Здравствуй, друг (подает руку соседу справа,
- Здравствуй, друг (подает руку соседу слева,
- Здравствуй, здравствуй, дружный круг (все качают руками).
Дефектолог: - Слышите, кто-то стучится? Кто бы это мог быть? (подходит к двери и возвращается с конвертом). Ребята, почтальон принес телеграмму. Кто из вас знает, что такое «телеграмма»? (ответы детей)
- Да, это короткое письмо, его нам прислал мой друг Звукозаврик. Он сообщает, что скоро приедет к нам в гости. Вы обязательно должны с ним познакомиться. Хотите, я покажу вам его фотографию на нашем волшебном экране?
Дефектолог предлагает детям посмотреть на экран.
Дефектолог: - Ребята, на кого похож Звукозаврик?
Это динозаврик, который очень любит петь. В его песенках можно услышать много разных звуков: шуршание бумаги, тиканье часов. Но больше всего он любит звон колокольчика и барабанную дробь. Давайте подготовимся к встрече со Звукозавриком. Сейчас мы с вами будем извлекать звуки из музыкальных инструментов и научимся называть их. Закройте глазки и послушайте.
Дефектолог звонит в колокольчик: - Что это был за звук?
- А теперь изобразите голосом, как он звонил?
Дефектолог играет на барабане: - что это за звук?
- Изобразите с помощью голоса, как звучит барабан?
Дефектолог хлопает в ладоши: - Что это за звук?
- Покажите, как изобразить хлопки голосом?
- Молодцы, теперь каждый из вас может взять инструмент и поиграть на нем.
- Какой громкий оркестр у нас получился! У всех хорошее настроение, все готовы к встрече нашего гостя? Однако, где же Звукозаврик? Давайте прислушаемся. Что вы слышите?
Звуковой файл «Звук приближающегося поезда».
Дефектолог: - Правильно, ребята, это поезд. На нем и приехал Звукозаврик. Пойду его встречать.
Дефектолог возвращается с перчаточной куклой: -Ребята, познакомьтесь, это и есть Звукозаврик. Поздоровайтесь с ним.
Дефектолог возвращается с перчаточной куклой: -Ребята, познакомьтесь, это и есть Звукозаврик. Поздоровайтесь с ним.
Дефектолог (обращаясь к кукле) : - А ты что не здороваешься с ребятами, Звукозаврик?
Кукла шепчет что-то на ухо.
Дефектолог: - Вот беда! Звукозаврик вчера съел много мороженого, а сегодня у него пропал голос. К сожалению, петь он не может. Что же нам делать, ребята? Нельзя заниматься самолечением. Нужно позвонить доктору.
Дефектолог звонит по телефону: - Алло, доктор, срочно приезжайте!
Слайд 2. Изображение машины скорой помощи со звуковым файлом «Сирена скорой помощи».
Звучит сирена скорой помощи.
В группу входит доктор (взрослый) : - Здравствуйте, на что жалуетесь? Давайте-ка посмотрим на ваши горлышки. Откройте широко ротики, скажите «А». Покажите мне язычки, зубки. Все в порядке, все здоровы. Зачем вы меня вызвали?
Дефектолог: - Наши детки здоровы, мы вызвали Вас к другому пациенту (показывает на куклу).
Доктор осматривает Звукозаврика: - Горло очень красное. Его надо держать в тепле и пить горячий чай с малиной и медом.
Дефектолог: - Скажите, доктор, когда больному можно будет петь?
Доктор: - Если звукозаврики болеют, их песенки прячутся в волшебном лесу. Поэтому сначала надо вылечиться, а потом и песенки искать. Желаю вам скорейшего выздоровления, мне пора уходить, лечить других пациентов. До свидания!
Дефектолог: - Спасибо, доктор. Ну что же, начнем лечение. (Предлагает детям завязать на шее у Звукозаврика теплый шарф и напоить его чаем).
Дефектолог подносит куклу к уху: - Звукозаврик шепчет, что ему стало лучше. Он просит нас помочь ему найти песенку. Ну что, ребята, поможем?
- Куда мы сейчас отправимся? Зачем?
- Тогда отправляемся в волшебный лес. Поедем на поезде.
Слайд 3. Изображение паровозика. Звуковой файл с песенкой «Паровозик».
Дефектолог делит детей на пары и раздает каждой паре по две гимнастических палки – это колеса поезда.
Дети встают друг за другом. Каждая пара держит в руках гимнастические палки (один ребенок впереди, другой сзади). Каждый делает круговые движения руками, имитируя вращение колес поезда, двигаясь под музыку за педагогом.
Дефектолог: - Ребята, вот мы и приехали. Становитесь в круг, надо осмотреться.
Слайд 4. Изображение зимнего леса.
Дефектолог: - Ребята, экран показывает нам волшебный лес. Что вы видите в лесу? Какое время года?
Дефектолог: - А теперь закройте глазки, мы послушаем звуки зимнего леса.
Слайд 5. На слайде звуковые файлы: завывание метели, хруст снега, волчий вой, пыхтение ежика, стук дятла, крик совы.
Игра «Угадай на слух».
Дефектолог предлагает каждому ребенку определить, какому животному или явлению природы принадлежат звуки, которые они слышат.
Закрыв глаза, слушают звуки леса. Дети с высоким уровнем фонематического восприятия угадывают принадлежность того или иного звука на слух. Для остальных воспитанников звуковые файлы подкрепляются соответствующим изображением.
Дефектолог: - Ребята, вот мы и приехали. Становитесь в круг, надо осмотреться.
Слайд 4. Изображение зимнего леса.
Дефектолог: - Ребята, экран показывает нам волшебный лес. Что вы видите в лесу? Какое время года?
Дефектолог: - А теперь закройте глазки, мы послушаем звуки зимнего леса.
Слайд 5. На слайде звуковые файлы: завывание метели, хруст снега, волчий вой, пыхтение ежика, стук дятла, крик совы.
Игра «Угадай на слух».
Дефектолог предлагает каждому ребенку определить, какому животному или явлению природы принадлежат звуки, которые они слышат.
Дефектолог: - Друзья, давайте попробуем позвать песенку Звукозаврика, вдруг она откликнется? Что мы будем кричать, мы ведь в лесу? Как люди зовут друг друга в лесу, чтобы не заблудиться? Правильно, покричим «АУ, АУ». Повторяйте за мной.
Постойте, не кричите так громко. Позовем потише, а то злой волк нас услышит, или медведя в берлоге разбудим.
Никто не откликается, значит будем искать дальше. Но сначала давайте согреемся, а то становится холодно.
Дефектолог сопровождает стихотворный текст соответствующими движениями:
Ой, мороз, мороз, мороз,
Щиплет щеки, щиплет нос,
Щиплет ушки, щиплет губки,
Залезает нам под шубки.
Чтоб согреться, посмотри,
Все как следует потри:
Потрем щечки, потрем нос,
Потрем ушки, потрем губки –
Пар пошел даже из шубки!
Дети повторяют слова и движения за педагогом.
Дефектолог: - Согрелись?
-Тогда идем дальше. В лесу большие сугробы. Идите следом за мной и перешагивайте через них.
Дефектолог обращает внимание детей на «сугроб» из кусочков синтепона: - Посмотрите, какой необычный сугроб, давайте подойдем поближе. Хотите потрогать сказочный снег? Скажите, какой он на ощупь (ответы детей)
- Вы сказали, что снег легкий, значит, если подует ветер, то он разлетится в разные стороны. Попробуем подуть на него, но сначала сделаем губки трубочкой, как хобот у слона. Проверьте друг друга. Подуйте на ладошку соседа. Если ветерок прохладный, значит вы все правильно делаете.
- Теперь дуем на снег.
Вот это метель поднялась! Ничего не видно! Нужно помочь нашим глазкам, чтобы отыскать песенку.
Дефектолог предлагает детям зафиксировать взор на указательном пальце правой руки и повторять движения и текст, не отводя глаз от пальца:
- Мальчик – пальчик, где ты был?
- Вправо я вчера ходил,
- Потом влево побежал,
- Вверх поднялся, вниз спустился,
- Близко к горке очутился,
- Все кругом я обежал,
- Быстро-быстро заморгал,
- Глаза зажмурил и домой попал.
Дети повторяют стихи и движения вслед за педагогом.
Дефектолог: - Наши глазки отдохнули, теперь нужно внимательно осмотреть сугроб. А вдруг там спряталась песенка Звукозаврика?
Дети пристально осматривают сугроб и находят «льдинки» (стеклянные камушки).
- Ребята, это сказочные льдинки. А вдруг это и есть песенка Звукозаврика? Ее просто замело снегом и она заледенела. Что нужно сделать, чтобы лед растаял? (ответы детей)
- Проверьте себя. Сначала подышите на ладошку. Если воздух теплый, значит вы все делаете правильно. А теперь подышите на льдинки.
Слайд 6. Звучит песенка «Музыкальные игрушки», сопровождаемая появлением на экране колокольчика, барабана и аплодисментов.
Дети слушают песню, изображая жестами звон колокольчика, барабанную дробь и аплодисменты вслед за педагогом.
Дефектолог обращается к Звукозаврику: - Это и есть твоя песенка?
Звукозаврик: - Ура! Ура! Моя песенка нашлась! Спасибо, ребята, вы мне очень помогли!
Дефектолог: - Ну что же, нам пора отправляться обратно в детский сад. Садимся на поезд.
Дети берут из контейнера гимнастические палки и вслед за педагогом двигаются под музыку друг за другом, изображая движение поезда.
Дефектолог: - Мы снова в нашей группе. Звукозаврик здоров, песенка к нему вернулась. Ему пора отправляться к себе домой. Давайте попрощаемся с ним. До свидания! Больше не болей и не теряй свои песенки! (уносит куклу)
-Ребята, понравилось вам наше сегодняшнее путешествие? Где мы с вами побывали? На чем мы туда ездили? Что мы слышали и видели в волшебном лесу?
Дефектолог: - Звукозаврик хотел поблагодарить вас за помощь и оставил небольшой сюрприз каждому. Но раз вы такие хорошие сыщики, попробуйте найти его с закрытыми глазами в этом пальчиковом бассейне.
Дети с закрытыми глазами по очереди погружают руки в пальчиковый бассейн и достают оттуда угощение.
Дефектолог: - Понравилось угощение? Как вы думаете, надо поблагодарить Звукозаврика за угощение?
- Тогда я напишу ему письмо со словами благодарности, а вы нарисуете его портрет, хорошо? Берите бумагу и карандаши и приступайте.
Дети включаются в самостоятельную деятельность.