Загребина Екатерина
«Зима». Конспект НОД по разделу «Ознакомление с миром природы»
Программные задачи:
Закреплять знания детей о времени года – зима; уточнить представления о зиме через знакомство со снежинкой. Учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого, уточнить, что времена года закономерно наступают один после другого. Развивать связную речь, чувственность к живой и неживой природе, любознательность, наблюдательность.
Материал и оборудование:
Публикация «„Зима“, Конспект НОД по разделу „Ознакомление с миром природы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Коробка (посылка); конверты с репродукциями осеннего и зимнего времени года, осенними листьями, снежинками; краски гуашь, кисти, салфетки – по количеству детей; картина – пейзаж с изображением лесной поляны; металлический поднос с вырезанными из бумаги снежинками; медальоны-снежинки по количеству детей.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
В группу приходит посылка. В посылке два пакета.
Воспитатель вместе с детьми открывает пакет – в нем желтые листья).
Воспитатель: Ребята, что это?
(желтые листья, осенние листья, опавшие листья)
Воспитатель: Как вы думаете, кто бы мог нам прислать такое письмо?
(осень)
Воспитатель: Посмотрите, в конверте еще репродукции художников, которые рисовали осень.
(рассматривание картин)
Воспитатель: Какое время года изображено на этих картинах?
(осень)
Воспитатель: Какие краски любит осень?
(желтую, красную, розовую, золотую, коричневую, яркую, красивую, пеструю)
Воспитатель: Ребята, осень очень любит вас и поэтому прислала такие подарки, чтобы вы ее не забывали! А что же в другом пакете?
(дети вместе с воспитателем открывают. Там снежинки и репродукции зимних пейзажей)
Воспитатель: Что же это?
(Снежинки)
Воспитатель: Как вы думаете, кто же прислал их нам?
(зима)
Рассматривание пейзажей.
Воспитатель: А какие краски любит зима, как вы думаете?
(белую, голубую, синюю, фиолетовую, серую, серебристую)
Воспитатель: Ребята, девочки пусть нарисуют любимые краски осени вот на этом листе, а мальчики нарисуют любимые краски зимы вот на этом листе.
Дети рисуют пятна по сырой поверхности бумаги.
Воспитатель: Вот мы и нарисовали любимые краски осени и зимы. Зима всегда наступает после осени. Осень дарит нам красивые листочки, а зима красивый снег.
Воспитатель подводит детей к столу, где лежит картина – пейзаж.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая тут картина красивая. Как вы думаете, а здесь, какое время года?
Дети предлагают разные ответы:
солнышко ярко светит – значит, лето.
- А солнышко светит и зимой, и летом, и весной, и осенью.
- Елочки зеленые!
-А елки круглый год зеленые.
Воспитатель: Непонятная у нас картина. Нельзя угадать какое это время года. А давайте-ка, ребятки, сделаем на этой картине зиму?
(ответы детей)
Воспитатель: А чего же нам для зимы не хватает?
(Снега)
Воспитатель: Молодцы, догадались! Сейчас мы нашу картину будем засыпать снегом. Но прежде хочу загадать вам загадку:
Белые звездочки с неба упали,
Мне на ладошку легли и пропали.
(снежинки)
Воспитатель показывает детям металлический поднос с вырезанными снежинками.
Воспитатель: Посмотрите, какой у меня ледяной поднос, здесь целый сугроб снега.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего состоит снег?
(ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, из снежинок. Протяните ладошку, и на нее упадет снежинка.
Воспитатель осторожно кладет на ладошки детям вырезанные снежинки).
Воспитатель: Расскажи, Злата, какая у тебя снежинка?
(белая, красивая, резная)
Воспитатель: А теперь осторожно подбросьте свою снежинку и тихонечко ее поймайте.
Дети подбрасывают свои снежинки, снежинки плавно падают).
Воспитатель: Какая снежинка?
(легкая, как пушинка)
Воспитатель: А теперь давайте засыплем снежинками нашу картину.
Дети подходят к картине и кладут свою снежинку туда, где им нравится.
Воспитатель тихо читает:
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Легкие, пушинки,
Белые снежинки…
Как тихо падают снежинки. Одна на другую, одна на одну. И на деревья упали снежинки, тепло укрыли его. И под дерево – корни укутали, чтобы не замерзли. Спи спокойно, дерево. И елочке будет тепло под пушистыми снежинками.
Физминутка «Зима»
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке,
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А кругом лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем
И к себе приходим в дом.
Дети хлопают себя руками по плечам, топают ногами и хлопают в ладоши.
Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно хотят поймать снежинку.
Потягивания – руки в стороны.
Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Ходьба на месте.
Садятся на свои места.
Воспитатель: Какого цвета больше всего зимой?
(белого)
Воспитатель: Что бывает белого цвета зимой?
(снег)
Воспитатель: Что укрывает снег?
(крыши, деревья, сараи, участок детского сада, город, лес, поле, дороги)
Воспитатель: все укрыл снег. Когда падает много снега кругом, как это явление называется?
(снегопад)
Воспитатель: А какая бывает погода зимой?
(Идет снег, метель, холодный ветер, мороз и т. д.)
Воспитатель: А зима какая?
(белая, морозная, холодная, красивая и т. д.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня занимались. Что мы сегодня делали?
(Рисовали зиму и осень, отгадывали загадки, засыпали лесную полянку снежинками)
Воспитатель: Я вам хочу подарить вот такие снежинки, и напомнить, что зима не только морозная, холодная, вьюжная, но и еще очень красивое и веселое время года. Об этом мы поговорим на нашем следующем занятии.
Раздает детям медальоны в виде снежинок.