Раиса Козлова
Конспект НОД по разделу формирование элементарных математических формирований «Как мы Царю помогали»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Пингвиненок»
Конспект НОД по разделу формирование элементарных математических формирований
Группа: Подготовительная группа компенсирующей направленности
Воспитатель: Козлова Раиса Андреевна
Тема: Как мы Царю помогали.
Публикация «Конспект НОД по разделу формирование элементарных математических формирований „Как мы Царю помогали“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Форма НОД : совместная игровая деятельность в рамках реализации проекта «Где живет математика».
Форма организации : групповая
Ведущий вид детской деятельности: Познавательно-исследовательская деятельность
Образовательная область: Познавательное развитие
Цель НОД: Раскрытие значимости науки математики в стихах и сказках.
Задачи: - Развивать математические способности и любознательность через сказки, стихи, загадки.
- Закреплять знания детей о составе числа и умения решать арифметические задачи в стихах.
- Воспитывать потребность к самовыражению в движении.
- Развивать образную речь; учить рассказывать живо, выразительно.
- Формировать начальные учебные навыки; личностные качества; умение работать в коллективе; вступать в диалог, не перебивая друг друга.
- Развивать лог. память, воображение, мышление, сообразительность.
- Закреплять умения использовать ранее полученные практические навыки в ориентировании в пространстве (на бумаге в клетку).
- Способствовать формированию дальнейших представлений о важности математики.
- Формировать предпосылки ответственного отношения к выполнению работы. Поощрять умение делать самостоятельные выводы.
- Формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками в процессе непосредственно образовательной деятельности, вступать в игровую ситуацию, предложенную педагогом.
Дидактический материал :
Демонстрационный материал : картинки с видами транспорта, рисунки детей к математическим сказкам.
Раздаточный материал : цифры, карточки для решения задач, листы в клетку, простые карандаши.
Мультимедийные средства: презентация к занятию
Литературные средства: чтение загадок, задач в стихах, составление сказок о цифрах, использование физкультминуток.
Ход занятия
Воспитатель: Математика очень интересная наука. Интересно, а помогают ли изучать математику стихи и сказки. (Версии детей). Чтобы убедиться в этом, что необходимо сделать? (Проверить) Вы готовы? У некоторых детей есть свои секреты, эти секреты сегодня нам будут помогать. Вы не против?
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Воспитатель: Дети, давайте поприветствуем друг друга!
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Дружно думать мы начнем.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Вос-ль: Молодцы! (1 слайд)
(Обращение внимания детей на доску (экран)
Вос-ль: Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку. (2 слайд)
Жил – был Царь. И была у него дочка – красавица. Вот уехал как – то Царь по своим царским делам, а дочка осталась дома. Вышла она в сад погулять, а тут ветер налетел, (3 слайд) подхватил Царевну и унёс в тридевятое царство, в тридесятое государство. Приехал Царь домой, а Царевны нигде нет. Загоревал Царь, не знает, что делать? (4 слайд) (Версии детей. Одна из них - помочь царю найти дочку-царевну)
Вос-ль: Дети, вы точно сможете помочь царю? Испытания могут быть разными, будет нелегко, вы справитесь? Царь может на вас надеяться? Разрешите мне отправиться вместе с вами. Спасибо! (По ходу беседы – версии детей).
Вос-ль: Тридевятое царство, тридесятое государство находится далеко, как быть? (Версии детей)
Может, кто из вас загадки о транспорте загадает? (с использов-ем картинок)
Алё на: Сядь верхом и мчись на нем! Только лучше правь рулем. (Велосипед) Настя: Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолет)
Катя: Дом по улице идет.
На работу всех везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
Тимофей: Я похож на стрекозу,
Вечно что-нибудь везу!
Я кружу под облаками,
Над лесами и горами
Совершая перелёт,
Называюсь. (вертолёт)
Вос-ль: Какой же транспорт нам выбрать? Почему? (Версии детей. Приходят к мнению, что вертолё т самый удобный: он быстрый и может приземлиться в любом месте).
Царь очень рад, что вы, ребята, такие рассудительные. Он хочет тоже полететь с нами, разрешаете? Прежде, чем попасть в вертолёт, надо сказать какое сейчас время года, число, месяц и день недели.
Вос-ль: Пристегните ремни! Взлёт! (звенит колокольчик). (5 слайд) Пока мы будем в полёте – ответьте мне на вопросы:
- сколько носов у трёх котов? (3)
- сколько ушей у двух мышей? (4)
- гусь на двух ногах весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на одной ноге? (2 кг) - кто быстрее переплывё т речку: утята или цыплята? (утята - плавают) (6 слайд) Царь в восторге от ваших размышлений.
Вос-ль: Ребята, возьмите свои «бинокли» и посмотрите внимательно. Что вы видите? (на горизонте замок) (7 слайд). Мы будем приземляться? – Приготовились! (колокольчик). Расстегните ремни! (8 слайд)
Вос-ль: Дети, куда мы попали? (Читают – «Сказочная страна цифр и чисел») Интересно, кто в этой стране обитает? (Версии детей).
Может, кто-нибудь из вас составлял сказки про цифры и сможет нам их рассказать? ( Было дано задание: Яна и Полина с мамами дома составляли сказки про цифры и рисовали к ним рисунки).
Сказка про единичку и нолик.
Жили - были в стране Математики цифры и числа. Они всегда спорили, кто важнее и старше. Даже придумали для себя необычные знаки «<», «>», «+», «=», «-».
Среди них жили единичка и нолик.
Они очень хотели учиться в школе, но их не брали, так как они были маленькие.
Думали друзья, думали и придумали, что им надо держаться вместе. И получилось – 10.
Стали они числом побольше, и их взяли в школу.
В городе их стали все уважать. Вот так и стали жить вместе цифры 1 и 0, или число 10. А другие цифры посмотрели на их дружбу и тоже стали жить дружнее. Так появились числа больше 10. Какие это числа, ребята?
«Сказка о двух оценках»
В некотором царстве, в далёком государстве, в стране Математики жили – были, не тужили, рядом по - соседству две цифры: двойка и пятёрка.
Дружба у них никак не получалась, вечный спор между ними стоял: кто из них главнее?
Пятё рка говорила: «Я главнее и умнее двойки, только за хорошие знания можно пятёрку получить. А для оценки два знания не нужны»!
Двойка ей отвечает: «Без меня тоже никак нельзя, ведь тогда не будет желания для совершенства в учёбе. Только двойка даёт толчок на дальнейшее стремление к знаниям.
Спору их не было конца. А вы, ребята, за какую оценку?
Вос-ль: Молодцы, девочки! Как вы, ребята, думаете, какие сказки у них получились? Так нужны ли в математике сказки? Почему? (9 слайд) Царь благодарит и удивляется: «Ну, надо же, какие интересные сказки придумали девчонки и чудесные рисунки к ним нарисовали». Царь немножко притомился, давайте вместе разомнёмся.
Физкультминутка: «Зарядка»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите
Влево, вправо повернитесь,
Сели – встали, сели – встали
Наши ножки не устали.
Вос-ль: В «Сказочной стране цифр и чисел» очень весело, но нам надо выручать царевну, поспешим! Занимайте места в вертолёте, пристегните ремни! Взлёт! (колокольчик). (10 слайд) Вос-ль: Пока мы в полёте - давайте с вами поиграем в игру «Наоборот». Воспитатель называет одно из математических понятий, а ребенок говорит противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Чёрный – белый; Слева – справа;
Вперед – назад;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый;
Сильный – слабый;
Быстро – медленно;
Один – много.
Вос-ль: Возьмите бинокли, внимательно посмотрите. (11 слайд) Дети читают: «Тридевятое царство, тридесятое государство». Приземляемся? (Да.) (колокольчик). Расстегните ремни. (12 слайд - с изображением стражников, между которыми – цифра 8).
Вос-ль: Ребята, что могла бы обозначать восьмёрка? (Версии детей; приходят к мнению, что это состав числа 8).
Игра «Состав числа 8» ( Дети находят себе пары: 0 и 8; 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5; 4 и 4 и наоборот) Царь радуется (13 слайд). Он ничего не знал о составе числа 8. Теперь всё запомнил. И в этом ему помогли вы!
Вос-ль: А вот и само царство! (14 слайд) Как туда пройти? (Версии детей). Ведь гусыня может ущипнуть нас. Ой, посмотрите, здесь какой-то лист и на нём что-то написано. Но я от волнения ничего не могу прочитать, что делать? (Приходят к мнению, что они смогут прочитать сами).
Кто-то из детей читает задачу: Привела гусыня-мать
Пять детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Два сынка, а сколько дочек? (3) Задача – разбор задачи: из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос). Дети называют условие задачи, потом озвучивают вопрос задачи. Чтобы ответить на вопрос задачи, что надо сделать? (Решить задачу). Решение задачи записывают с помощью полоски и цифр. Затем читают это решение двумя способами.
Вос-ль: Скажите, ребята, можно ли использовать в математике задачи в стихах? Стихи нам помогают? (Версии детей)
Вос-ль: Умнички! (15 слайд) Царь восхищён вашими знаниями! Ура! Мы в Тридевятом царстве! Но, где же царевна? Как её здесь найти? Ребята, смотрите, какая-то дверь! (16 слайд). Здесь, наверное, царевна! Андрюша знает, что нам поможет освободить царевну. (Читает стих про карандаш).
Карандаш наш нарисует клеточку за клеточкой,
И покажет дружелюбно, что откроет дверочку.
(Дети пишут «Графический диктант» : 1 клетка – вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 4 вправо, 2 вверх, 3 вправо, 5 вниз, 3 влево, 2 вверх, 7 влево.) (Итог – ключик, который помогает открыть дверь и освободить царевну. (17 слайд). Царь рад встрече с дочкой, царевна рада.)
Вос-ль: Царь и царевна очень вас благодарят за помощь. Вы умные, внимательные, смышлёные, а самое главное - вы добрые и отзывчивые дети. Огромное вам спасибо!
Царя с царевной мы оставляем в сказке. А нам пора возвращаться в детский сад. Пристегнитесь, взлетаем! (колокольчик) (18 слайд).
Вос-ль: (во время полёта) Понравилось ли вам то, чем мы сегодня занимались? Что больше всего запомнилось? О чём вы расскажете родным дома? Можно ли в математике использовать стихи и сказки? (19 слайд) Дети, а вот и наш детский сад «Пингвинёнок»! Приземляемся! Расстегните ремни! Молодцы! Спасибо за работу! Теперь можно отдохнуть!