Гришко Елена Ивановна
Конспект НОД по приобщению к казачеству в подготовительной группе «Кубанский колосок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по приобщению к казачеству в подготовительной группе
В-ль Гришко Е. И.
Тема. «Кубанский колосок»
Программные задачи:
- Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба.
- С трудом хлеборобов в настоящее время, сравнить с тем, как это делали в старину.
Публикация «Конспект НОД по приобщению к казачеству в подготовительной группе „Кубанский колосок“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить, уважение к труду механизатора, тракториста.
- Обогащать словарь пословицами поговорками, словами конструктор, жатва, комбайн, копна и. т. д.
Словарная работа: ввести в словарь детей слова: конструкторы, пахота, тракторист, сеялки, сорные травы, комбайнёр, комбайн, обмолачивать, копна, мукомольный завод.
Предшествующая работа:
Рассматривание сюжетных картин о труде хлеборобов на Кубани,
картины «Жатва» Г. Г. Мясоедов, альбома «Сельскохозяйственные машины».
Разучивание поговорок, пословиц, стихотворений о хлебе. Беседа о том, «как хлеб на стол пришёл».
Оборудование: карточки с изображением колосьев ржи и пшеницы. Зёрна пшеничные или ржаные. Мука. Хлеб ржаной (чёрный) и пшеничный (белый). Каравай.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами отправимся в путешествие на вертолёте над пшеничными полями Кубани. Проходите, рассаживайтесь, взлетаем. (дети с воспитателем садятся на коврик и имитируют взлёт).
Что мы видим в низу?
Дети: Огромные поля, засеянные пшеницей.
Воспитатель: Как выращивали хлеб в старину, вы уже знаете. А как происходит это сейчас?
Дети: В наше время убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Воспитатель: Да, придумали эти машины конструкторы, а рабочие на машиностроительном заводе – собрали.
- Что происходит весной на полях?
Дети: Когда земля оттаёт, начинают трактора пахать землю.
- Правильно. Начинается пахота.
- А чем вспахивали землю в старину?
Ходит полем из края в край,
Режет чёрный каравай. (Плуг)
Дети: Плугом.
Воспитатель: А чем пашут в наше время?
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет, семь плугов тащит? (трактор)
Дети: Тракторами.
Воспитатель: А кто ведёт его?
Дети: тракторист. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
Воспитатель: И вот земля уже стала мягкой, рыхлой. Что же дальше?
Дети: Начинают сеять пшеницу.
Воспитатель: Правильно. К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы.
За много лет до нашей эры,
Как это всё давным-давно.
Бросает в землю первый пахарь
Пшеницы первое зерно.
И зазвенел, налился колос,
В ладонях солнечного дня.
И пахаря счастливый голос
Воспрянул, над землёй звеня.
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья! (Зёрнышко)
Воспитатель: А как сеяли раньше? Покажите? (дети имитируют).
-Вот пшеница и взошла! Но ведь с ней взошли и сорняки. Что же делать?
Дети: Вырывать их.
Воспитатель: Конечно! И вновь на помощь людям приходит машина, точнее самолёт. Он разбрасывает над посевами химическую жидкость, которая уничтожает все сорные травы. И наша пшеничка спокойно созревает.
Был крупинкой золотой,
Стал зелёною стрелой,
Солнце летнее светило,
И стрелу позолотило. (Колосок).
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят. Что это? (колосок)
А что же дальше?
Дети: Люди её убирают.
Воспитатель: Правильно, ребята, начинается жатва. А чем убирают пшеницу?
Он идёт, волну сечёт
Из трубы зерно течёт? (комбайн)
Корабль-великан не по морю плывет,
Корабль-великан по земле идёт.
Поле пройдёт – урожай соберёт. (Комбайн)
Дети: Комбайнами. А управляет комбайнёр.
Воспитатель: Молодцы, комбайн – это очень интересная машина, которая выполняет сразу несколько операций : сначала срезает пшеницу, обмолачивает ее (отделяет зёрна, потом высыпает зёрна в кузов машины и затем собирает солому в копны.
А как собирали и жали хлеб в старину? Покажите? (дети имитируют)
Месяц-новец днём на поле блестел,
К ночи на небо слетел. (серп).
Ну, вот мы и собрали с вами урожай. И, по-моему, прилетели в бригаду к хлеборобам.
Воспитатель: Устали при перелёте? Давайте разомнёмся!
(физкультурная минутка).
Воспитатель: Дети проходите за стол. Нет здесь никого, наверное, все в поле. Посмотрите, что это – мука!
А как она получилась?
Дети: Перемололи на мельнице.
Воспитатель: Затем нашу муку отвезут на хлебозавод или пекарню и спекут нам хлеб, булочки, батоны – всё, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин!
Посмотрите, вот вам и белый хлеб, а вот и ржаной.
Хлебом надо дорожить! Хлеб надо беречь! Хлеб – наше богатство!
-Кто знает пословицы о хлебе? А может, кто расскажет стихотворения? (дети вспоминают выученные ранее пословицы и стихотворения)
Не потрудиться, так хлеб не уродится.
Нет хлеба, нет обеда!
Хлеб – моё богатство!
Хлеб всему голова!
Вырос он, под синим небом, и пришёл на стол он хлебом.
Хлеб народное богатство – береги его!
Гречневая каша – матушка наша, хлебец ржаной – отец родной.
Сколько ни думай, а лучше хлеба ничего не придумаешь!
И. Токмакова «Что такое хлеб?».
Только снег сошёл в апреле, как поля зазеленели.
Мы говорим «Хлеб»
Золотой простор бескрайний, там работают комбайны.
Мы говорим «Хлеб».
Вот зерно течёт рекою, чтобы сделаться мукою.
Мы говорим «Хлеб».
Тесто тужится в квашне, запекается в огне.
Мы говорим «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней, чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Пышный, мягкий, пропеченный, подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой шёл к тебе из далека.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила, в нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!
Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц и стихотворений. Помните ребята, сколько труда и сил хлеборобов вложено в хлеб. Относитесь к нему с любовью и уважением к тем, кто трудится для того, чтобы на нашем столе всегда был вкусный, душистый хлеб!
Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем, пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном, с белоснежным рушником.
Рефлексия
В: о чем у нас сегодня было занятие?
Ответы детей. О труде хлеборобов.
Какие вы запомнили пословицы и поговорки?
Молодцы, на этом наше занятие окончено.