Ирина Драздова
Конспект НОД по приобщению детей к культурному наследию посредством рисования «Удивительная хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по приобщению детей к культурному наследию посредством
ИЗО деятельности.
2 старшая логопедическая группа 2021-2022 уч. год.
Подготовила воспитатель Драздова И. И.
Тема: «Удивительная хохлома».
Цель: Развитие творческих способностей через приобщение к культурному наследию посредством ИЗО деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к культурному наследию посредством рисования „Удивительная хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1. Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления хохломских изделий.
2. Расширить и углубить знания детей о народном промысле – «хохломская роспись».
3. Учить создавать и развивать умение самостоятельно выбирать элементы узора для хохломской росписи на силуэтах посуды.
4. Совершенствовать технику выполнения хохломской росписи.
5. Развивать восприятие элементов хохломского узора (травка, ягода, цветы, чувство композиции, творческие способности детей, умение находить удачное сочетание цветов.
6. Воспитывать детей на народных традициях показывая связь изобразительного искусства с устным народным творчеством.
Коррекционно-речевые задачи:
1. Развитие связной речи.
2. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; активизация прилагательных, глаголов речи.
3. Развитие мелкой моторики рук посредством работы с кистью, пальчиковой гимнастики.
4. Активизация слов: хохлома, элемент росписи, изделие, мастер, вытачивают, расписывают и т. д.
Предварительная работа:
- знакомство с народным декоративно-прикладным искусством хохломы;
- рассматривание альбомов «Хохлома изделия народных мастеров», «Хохломская роспись»;
- организация выставки изделий хохломской росписи;
- рассказ воспитателя о работе хохломских мастеров и народных ярмарках, выставках;
- рисование элементов хохломской росписи, прорисовка главных и дополнительных элементов узора;
- дидактические игры «Продолжи узор», «Найди и покажи элемент хохломской росписи на изделии», «Составь узор и расскажи о нём»;
- чтение стихов, отгадывание загадок, прослушивание песен о Хохломе.
Оборудование:
- хохломская посуда;
- картинки с изображением хохломской посуды;
- технологические карты – таблицы «Последовательность изготовления хохломских изделий», «Последовательность рисования хохломских узоров»;
- тонированные силуэты посуды;
- гуашь (жёлтая, красная, зелёная, чёрная);
- кисти;
- подставка под кисти;
- стаканы непроливайки;
- ватные палочки.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Звучит колокольчик, дети собираются в круг.
«Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа!
Улыбнись соседу слева!
Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья.
Обними соседа справа!
Обними соседа слева!
Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья.
Дружно будем заниматься и успехов добиваться!
2. Основная часть.
- Ребята, вы любите бывать на выставках?
- Где обычно проходят выставки?
- Скажите, какие бывают выставки?
- Хотите побывать на одной из таких выставок?
- На какую выставку мы пойдём сейчас скажите сами, отгадав загадку.
Слушайте:
«Ветка плавно изогнулась,
И колечком завернулась.
Рядом с мостиком трёхпалым,
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома.
Что же это?» (Хохлома).
- Правильно. Это загадка про хохлому, а точнее про хохломскую роспись. Хохломская роспись зародилась очень давно. Своё название она получила от названия села Хохлома. В этом большом селе мастера делали и украшали свои изделия. А ещё в селе устраивали ярмарки, на которых продавали мастера свои изделия - посуду. И эта посуда притягивала всех кто на неё смотрел, притягивала посуда своей яркостью и сочетанием красок. Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?», а мастера отвечали: «К нам приехала сама Золотая Хохлома». Стали посуду называть хохломской.
- Итак, отправляемся на выставку «Золотая хохлома».
(Дети идут на выставку, рассматривают хохломскую посуду, рассматривают картинки с изображением хохломской посуды).
- Скажите, чему посвящена выставка?
- Что можно сказать об этой посуде, какая она на вид?
Д/игра «Назови признаки посуды».
(сказочная, расписная, чудесная, блестящая и т. д.)
_ Послушайте и отгадайте ещё одну загадку:
«Разные ложки и ковши
Ты загляни-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут не здешней красоты
Блестят они как золотые
А может солнцем залитые
Что это?» (Хохломская посуда).
- А кто запомнил, почему она так называется?
- Из какого материала сделана посуда?
- Давайте поиграем. Д/игра «Какая? Какой?»
(Воспитатель называет словосочетание, а ребёнок, поймав мяч, подбирает к нему прилагательное:
ложка из дерева – деревянная;
кувшин из глины – глиняный;
ваза из фарфора – фарфоровая;
чашка из стекла – стеклянная;
шкатулка из керамики – керамическая;
хлебница из соломы – соломенная;
ложки из серебра – серебряные;
солонка из пластмассы – пластмассовая;
и т. д.).
- Ребята, а кто-нибудь знает, как изготавливалась хохломская посуда?
Будем разбираться. Поможет нам в этом таблица «Что делали мастера с изделиями до их росписи?»
Алгоритм «Последовательности изготовления хохломских изделий» :
1. Сначала мастера для своих изделий подбирали дерево липу, очень хорошо сушили липовую древесину и только потом вытачивали своё изделие;
2. Вытаченное изделие сушили, затем покрывали его жидкой глиной, специальным грунтом красно- коричневого цвета; от этого изделие становилось похожим на настоящее изделие сделанное из глины;
3. Далее изделие хорошо шлифовали, делали поверхность гладкой, ровной;
4. Потом пропитывали льняным маслом (олифой) и снова сушили;
5. Затем покрывали, натирали алюминевым порошком и снова сушили. От этого изделие становилось блестящим, похожим на серебряное и только в таком виде изделие поступило в цеха росписи, где мастера расписывали хохломскими узорами;
6. Расписанные изделия 2-3 раза покрывали лаком, сушили;
7. Затем закаливали в печи при очень высокой температуре. Лаковая плёнка, которая образовывалась на серебристой поверхности придавала изделию золотой блеск, дерево превращалось в «золото».
- Вот такой длинный путь проделывали мастера изготавливая и расписывая свою посуду.
- Хохломская посуда очень практична и безопасна в использовании. Из неё можно смело есть и пить и при этом она не теряет своего внешнего вида, не теряет своего вида и от холодных – горячих блюд, солёных и кислых продуктов.
- Ребята, скажите какие цвета использовали мастера при росписи хохломских узоров?
Давайте выполним такое задание: нужно правильно показать названный мною элемент хохломской росписи.
1,2,3 – элемент осочка покажи,
1,2,3 – элемент травинки найди,
1,2,3 – усики найди,
1,2,3 – элемент завиток покажи,
1,2,3 – «капельки» покажи,
1,2,3 – листочки покажи,
1,2,3 – цветочки покажи,
1,2,3 – ягодки покажи,
1,2,3 – веточку найди.
- Скажите, какой главный элемент в хохломской росписи?
(Веточка – центральная линия, с которой начинается узор).
- Ребята, каждый цвет в росписи имеет своё значение. Послушайте какое: красный цвет – огонь, любовь, преданность;
золотой (жёлтый) цвет – солнце, свет, тепло;
чёрный – земля, торжественность; зелёный – жизнь.
- В хохломе все элементы называют ласково. Как вы думаете почему? (Люди очень любили природу, любили петь песни, любили мечтать, любили наблюдать за природой, за цветением трав, созреванием ягод).
- Ягоды мастера рисовали разные и их ласково называли. Давайте и мы с вами попробуем назвать ягоду нарисованную на карточке ласково.
Д/игра «Назови ласково» : малина – малинка, клубника – клубничка, смородина – смородинка и т. д.
Физминутка.
Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо-влево).
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Мы рисуем хохлому
Красоты невиданной! (движения чередуются как в начале).
Нарисуем травку
Солнечной краской. (показ обеими руками указательным пальцем рисование элемента хохломской травки, описывая в воздухе дугу – травинки).
Ягоды рябинки
Краской цвета алого. (показ обеими руками указательным пальцем рисование ягод рябинки, описывая в воздухе кружки).
Хохлома да хохлома
Вот так чудо-дивное! (выполнение первоначального движения).
- Ребята, вам понравилось на выставке. А что понравилось больше всего?
- Хохломская посуда очень красивая, её можно купить, её можно подарить. Эта посуда может служить сувениром в доме, украшать полочку в шкафу или буфете.
- Выставка «Золотая Хохлома» подошла к концу. Выставка закрывается.
3. Практическая часть.
Стук в дверь.
- Ребята, нам письмо.
«Дорогие ребята! В мастерскую по росписи посуды поступил большой заказ для выставки. Мы – мастера просим помочь расписать наши изделия. У нас закончилась краска. Мы знаем, что у вас есть эти волшебные краски. Без вашей помощи не справится. Помогите, пожалуйста!
Заготовки изделий найдёте в конверте.
Мастера-умельцы!»
- Вы можете помочь мастерам?
- Тогда нам нужно сказать волшебные слова и из ребят превратиться в настоящих мастеров.
(Дети произносят слова и превращаются в мастеров).
- Вот вы теперь мастера.
(Дети рассматривают заготовки изделий-посуды, которые прислали им мастера).
- Мастера, скажите, какие цвета будете использовать для росписи изделий.
- Какими элементами будете расписывать посуду?
- В какой последовательности будете расписывать посуду?
(Сначала «ягоды», затем «листочки», «усики», «завиток», «травка», «капельки»).
-Давайте поиграем с пальчиками:
«Прежде чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрём ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали (2 р.).
Вот и пальчики размяли».
- Ребята, расположить правильно элементы узора поможет нам эта таблица.
Алгоритм последовательности рисования хохломских узоров :
1. Что рисовали сначала мастера?
(Центральную ветку).
2. Что потом рисовали?
(Потом рисовали крупные элементы : ягодки, цветочки, листочки).
3. А потом?
(Потом вокруг крупных элементов рисовали мелкие : завитки, травинки, усики, капельки и т. д.).
- А сейчас мастера за работу нам пора.
Мастера скорей за дело
Украшай посуду смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
(Мастера выбирают для росписи заготовку изделия, садятся за столы в цех по росписи посуды, расписывают посуду хохломской росписью). Звучит музыка.
Напоминание: сначала расписываем ягоды, потом листочки, добавляем завитки, травинки и т. д., используем ватные палочки; следим за осанкой во время работы.
(Дети заканчивают работу, выходят из цеха – мастерской, становятся в круг).
- Пусть работы подсохнут, а пальчики отдохнут.
Пальчиковая гимнастика.
Наши алые цветки
Распускают лепестки. (медленно разгибать пальцы из кулачков).
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышит. (покачивание кистями рук вправо-влево).
Наши алые цветки
Закрывают лепестки. (медленное сжимание пальцев в кулаки).
Головой качают
Тихо засыпают. (покачивание кулачков вперёд, назад).
- Изделия высохли, сложим их в конверт и отправим мастерам – умельцам для выставки в село Хохлома.
- А сейчас мы из мастеров превратимся в ребят.
(Дети говорят слова, стоя в кругу, и превращаются в ребят).