Мария Калашникова
Конспект НОД по познавательному развитию (знакомство с окружающим миром) в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Перелетные птицы»
Цель: Познакомить детей с понятием «Перелетные птицы». Дать представление об их внешнем виде.
Задачи:
Образовательная: Формировать представление детей о перелетных птицах; формировать представления о причинах отлета птиц.
Развивающая : Развивать любознательность, внимание, память
Воспитательная: Воспитывать любовь и чувство бережного отношения к живой природе
Оборудование: изображения птиц: аист, грач, скворец, ласточка, кукушка, соловей.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Ход занятия
- Ребята, внимательно послушайте стихотворение:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла. (А. Плещеев)
- Скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени)
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Желтеет листва, идут дожди, улетают птицы).
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные).
- Почему мы называем птиц «перелётными»? (Ответы детей).
- Ребята, давайте вспомним, почему мы птиц называем птицами? (Тело покрыто перьями; есть два крыла, умеют летать; есть клюв, две лапы, есть хвост)
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же
они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, нет пищи)
- Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
- Чем питаются перелётные птицы? ( Насекомыми: жуками, червяками)
- Хватает ли им пищи зимой? (Нет, не хватает)
- Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, им не удается достать из-под снега пищу)
- Кто-нибудь знает перелетных птиц? (Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, соловей, жаворонок).
- Давайте с ними познакомимся поближе
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Это старый наш знакомый :
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту. (Аист)
- Аист длинноногий, у него тело белого цвета.
- Отгадайте следующую загадку:
2. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица - (Грач)
- Правильно, это – грач.
Посмотрите на изображение грача.
- Грач – большая птица, скажите какого он цвета? (чёрного)
- На какую зимующую птицу он похож? (ворона)
Обратите внимание, какой большой у него клюв.
- Как вы думаете, чем он питается? (питается червяками, жуками, личинками). Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.
Физминутка: «Стая птиц летит на юг»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
Птички начали спускаться, (Дети кружатся)
На поляне все садятся (Дети садятся в полуприсед)
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями», «летают»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети приседают и встают)
- Приземляйтесь на свои места. Слушайте внимательно загадку:
3. А эту птицу всякий знает:
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день - ….(Скворец)
Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц.
- Предлагаю угадать следующую птицу:
4. Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
- Ласточка – самая последняя из перелётных птиц прилетает в наши края, в мае месяце.
- Одна из птиц, которая пьёт и питается на лету.
5. Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведё т: «Ку-ку. Ку-ку?» (Кукушка)
- Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей.
- Какую она имеет окраску? (пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Отгадайте, кто следующую загадку:
6. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)
- Соловей – маленькая птичка. Какое она имеет оперение по цвету? (коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки?
- Молодцы, хорошо справились с загадками! Теперь давайте поиграем. Я вам буду называть птицу, а вы мне должны назвать птенца.
Кукушка - кукушонок
Ворона - воронёнок
Сова - совёнок
Скворец - скворчонок
Грач - грачонок
Аист – аистёнок
- Молодцы. Теперь я буду называть один предмет, а вы называете много предметов. Например, я говорю «сорока», а вы мне должны назвать много предметов «сороки». Задание понятно? (Ответы детей.)
Скворец – скворцы
Ласточка – ласточки
Грач – грачи
Аист – аисты
Дятел – дятлы
Кукушка – кукушки
Журавль – журавли
Сорока – сороки
- Хорошо, молодцы. Теперь давайте мы с вами выясним кто как подает голос. Я вам буду называть птицу, а вы должны сказать как эта птичка подает голос.
Соловей (поёт,
Ласточка… (щебечет,
Журавль… (курлычет,
Ворона … (каркает,
Кукушка… (кукует,
Утка (крякает,
Голубь (варкует,
Воробей (чирикает).
Игра «Какой птицы нет на ветке?»
(Дети сидят на стульчиках полукругом. На доске картонная ветка с восемью картонными птицами.)
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!