Капитанова Вита
«Зимушка, зима». Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию «Зимушка, зима» в старшей группе.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.
Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания детей о зиме, как времени года.
Задачи:
Обучающие:
- Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;
- Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения, памяти, речи;
- Развивать способность видеть красоту окружающего мира;
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
- Активизировать словарь детей по теме «Зима»
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
- Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
Материалы и оборудование: Презентация «Зимушка-Зима», мультимедийный проектор.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений и рассказов о зиме, рассматривание изображения зимнего пейзажа.
Организация детей:
Дети сидят на стульчиках. На проекторе открыт первый слайд презентации.
Ход образовательной деятельности:
Ребята, вы любите принимать гостей? А вы знаете, что к нам уже пришла одна гостья, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:
С каждым днём становится всё холоднее,
Солнце греет всё слабее,
Снег, словно бахрома, покрывает всё вокруг —
Значит, к нам пришла зима.
Да, это зима! Зима пришла! И она хочет узнать, что мы знаем о ней.
«Конец году и начало зиме!» — вот такую загадку задали мне.
Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима.
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой календарь,
Читай!
Написано — январь.
Январь в народе называют «студень», это самый холодный и ветреный месяц в году.
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он — февраль.
Давайте дети посмотрим, что у нас на изображении:
Воспитатель показывает репродукцию пейзажа «Зима».
— Ребята, что изображено?
Ответы детей: зима, лес, снег.
Всё верно, но правильно будет назвать эти картины зимним пейзажем. Посмотрите, как красива природа зимой!
Послушайте стихотворение о зиме, которое написал А. С. Пушкин:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Берега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Мне кажется, вам понравилось это стихотворение. А кто может сказать, о чём в нём говорится?
Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»
Тихо-тихо, как во сне,
Падает на землю (снег).
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые (снежинки).
На посёлки, на лужок.
Всё спускается (снежок).
Вот веселье для ребят -
Всё сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в (снежки).
Словно в белый пуховик.
Нарядился… (снеговик).
Рядом снежная фигурка,
Эта девочка - (снегурка).
На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой (снегири).
в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
Так, а я смотрю, разговаривая о зиме, мы немного замерзли. Давайте встанем и погреемся.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Присаживаемся на свои места, я буду задавать вопросы, а кто знает ответ, поднимает руку, и отвечает.
Вопросы:
1. Какие изменения произошли природе с приходом зимы? (ответы детей) Ветер и воздух стали холодными, дождь сменился снегом, появляются ледяные узоры на окнах, пришли морозы, дни стали короче, солнце светит, и не греет, замерзают реки, ручьи, пруды.
2. Ребята, я напомню вам правила безопасного поведения у водоемов. Ни в коем случае, не выходите на лед без разрешения взрослого. Лед может быть недостаточно толстым, и есть опасность провалиться под него в воду.
3. А, может быть, кто-нибудь знает, какие изменения произошли в жизни животных и птиц? (ответы детей) У животных мех становится более густым, благодаря чему, животные не замерзнут в морозы. Медведи впадают в спячку, и спят всю зиму, а, например, зайцы меняют цвет своей шубки. Многие животные заранее приготовили себе запасы корма.
4. Ребята, вы знаете, что многие птицы улетают в теплые страны на зиму. Но вот тем птицам, которые остаются, приходится нелегко, им холодно, и очень сложно найти себе пропитание. Они могут погибнуть. Скажите, а, как мы можем им помочь?. Правильно, можно вместе со своими родителями сделать кормушки и повесить их на улице.
5. Так, ребятки, что происходит с растениями зимой?
Зимой растения не погибают, а засыпают, отдыхают. Снег покрывает их, как одеялом, и даёт возможность пережить зиму. Листья с деревьев облетели, но почки остались. Если мы будем бережно относиться к деревьям и кустарникам, не ломать ветки, не топтать кусты, то весной снова увидим на них зелёные листья.
6. А как изменилась жизнь людей с приходом зимы?
Да, мы стали теплее одеваться, теперь нужно чистить улицы и машины от снега, ещё у нас появились новые развлечения на улице: мы теперь можем кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговиков.
7. Ребята, а какие зимние праздники вы знаете?
Да, Новый год, Рождество, 23 февраля, Масленица.
Ребята, вы у меня молодцы! Зима была удивлена, как много вы о ней знаете.
Композитор Пётр Ильич Чайковский сочинил произведение, которое называется «Времена года». Послушайте отрывок из этого произведения.
Ребята, правда, чудесное произведение!
Подведение итогов НОД:
А теперь вспомним, о чём мы сегодня говорили?
Да, о зимнем времени года, об изменениях в живой и неживой природе, которые происходят зимой. Вы замечательно ответили на все вопросы о зиме.